Во Львове – снова кровавое побоище с участием ультраправых.
Группа из 20 националистов в масках и черной одежде порезала ножами и избила до полусмерти четверых своих идеологических противников, которые называют себя "Черным стягом", "анархистами" и антирасистами. Среди жертв – две девушки. Всем избитым – по 20-25 лет. Один из них, Сергей Господинин, – в реанимации Львовской больницы скорой помощи.
Националисты считают "стяговцев" леваками, а те их – "фашистами". Между двумя группировками – вражда и периодические стычки.
Это уже вторая атака бойцов националистических группировок во Львове за последние три месяца. В конце июня радикалы разгромили ромский табор и зарезали одного из его обитателей.
"Страна" выясняла подробности очередной резни.
"Зиги, маты и нацистская символика"
Двоих парней и двух девушек атаковали вечером в воскресенье, 23 сентября, на стадионе школы возле цирка. Ребята рассказывают, что они играли в футбол и не проводили никаких акций.
Жертвы националистов говорят: на них напали внезапно, они пробовали отбиваться, но силы были неравны.
В нападавших узнали членов той же "тусовки", которая напала на ромов в июне.
"Нас били молотками и телескопами (это такие раздвигающиеся биты), мы закрывались руками. Там были лужи крови, одному парню, Сереже, проломили голову и ранили в сердце, его подключили к аппарату", – рассказала одна из избитых активисток Александра Омеляш, которой порезали руки и жестоко избили.
У Вероники Яблонской пробита ножом нога и сломана рука, у Дмитрия Купера выбиты суставы на пальцах, избиты ноги, порезано плечо.
Не пожалели даже девушек. Фото: Facebook Ирины Юзык
По словам пострадавших, во время атаки "люди в черном" матерились и кричали "гаси ее, гаси его", что на сленге означает "бей" и еще "вытягуйте рэперка" (среди пострадавших есть парень-рэпер).
Ребята узнали среди нападавших представителей Национального корпуса, на некоторых были футболки с названием организации. Считающаяся к ним родственной организация "Национальное сопротивление" запостила у себя на странице в соцсети новость о нападении.
"Національний спротив" запостил у себя новость о нападении на "антифашистов"
Пресс-секретарь Национального корпуса Роман Чернышев в комментарии "Стране" опроверг причастность радикалов к нападению на четырех человек во Львове.
"Наших людей там точно не было. Это была какая-то провокация, чья именно – выясняем", – сообщает Роман Чернышев.
Однако в "Черном стяге" уверены в обратном.
"Зиги, крики, нацистская символика – этого достаточно, чтобы идентифицировать ультраправых. На нас напали потому, что мы против фашизма. Мы проявляли это своим активизмом. Причина нападения – это наше существование. Люди играли на площадке в футбол, а они воспользовались численным преимуществом и напали", – рассказала Марта Фендер, активистка "Черного стяга".
В пресс-службе Нацполиции Львовщины "Стране" заявили, что по факту нападения завели уголовное дело, но подробностей не раскрывают.
"Режут всех, кто им не нравится"
Активисты тем временем опасаются за свою жизнь и безопасность.
"Некоторых наших во Львове знают в лицо. Можно выйти в магазин за хлебом и попасть под нож ультраправых", – говорит Марта Фендер.
Активность "Черного стяга", по словам его представителей, состоит в том, что они защищают парки, борются с незаконными застройками, выступают за социальное равенство и против расизма, ксенофобии, гомофобии и дискриминации во всех ее видах, что коренным образом противоречит взглядам ультраправых.
После убийства рома они устроили антирасистскую акцию во Львове и считают нынешнее нападение местью ультраправых.
"У нас ультраправые – это, в первую очередь, "Национальный корпус", они же "Трезвая и злая молодежь", "Мизантропик дивижн" и С14. Правда, стараются изо всех сил отрицать причастность этих "организаций" друг к другу, но пока им это плохо удается. Это зигометы и нацисты", – не сдерживает эмоций Марта Фендер.
По словам "левых", на них напали "те люди, которые под видом борьбы против "русского мира" режут всех подряд: ромов, антифашистов, геев и в целом всех тех, кто им не нравится".
"Есть во Львове люди, которые не терпят других взглядов, мнений, позиций. С инакомыслящими расправляются. Знает о них полиция? Очевидно. Но как-то так вяло реагирует. И общество как-то помалкивает. А уверены ли вы, что не будете завтра на их месте?" – написала у себя на странице в Facebook Ирина Юзык, которая поддерживает избитых активистов и является помощницей нардепа Надежды Савченко.
Зачистка Львова
Нынешняя атака – не первое нападение ультраправых на идеологических противников.
"Месяца два назад также избили парня из левого движения, рассекли голову. Однажды напали на девушек – просто залили газовыми баллончиками. Но в этот раз впервые бросились резать ножами, да так, что неизвестно, останется ли один из них в живых. Это люди, которые разделяют левые взгляды, у них нет иерархии в структуре, занимаются экозащитой. Они провели марш после убийства Давида, против преследования цыган. Они выходят на феминистские марши и толерантно относятся к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. У правых – категорически другая точка зрения. А еще они пытаются продемонстрировать, что Львов станет их городом и они себе его расчистят от инакомыслящих", – говорит Ирина Юзык.
По словам "левых" активистов, полтора года назад во Львове точно так же битами избили их товарища Виктора Гануляка, который боролся с надстройкой на памятнике архитектуры.
Как написал в ФБ Святослав Русич, муж избитой Александры Омеляш, за последние полгода на него трижды нападали с оружием.
"Кроме меня ультраправые преследуют многих действующих активистов различных организаций. Уже серьезно пострадали по меньшей мере четыре человека. Трое из пострадавших не имели никакого отношения к общественной деятельности. Во Львове действует криминальная группировка, которая хочет уничтожить или запугать активистов различных низовых инициатив и организаций. Действует эта группа под эгидой "Национального корпуса". Полиция почти никак не реагирует на их преступные действия, возможно, у них есть серьезные покровители в правоохранительных органах", – говорит Русич.
Противники националистов уверены, что их обидчики действуют в связке с властью.
"Мусора за руку здороваются с нациками, чуть не братаются, есть фото после одной акции. Лучшие друзья, так сказать. А о том, сколько ультраправых после Майдана попало в силовые структуры, то я вообще молчу. Хотя они же и полицейских не жалеют – тех, кто им делает замечание. Нападают с ножами. А потом героически из зала суда выходят на поруки. Вот и бродят они по Львову. А менты им задницы прикрывают", – поделилась с нами одна из активисток "Черного стяга".
Год назад жертв националистов задержала СБУ
В националистической же среде жертв нападения самих винят в провокациях.
Евгений Карась, координатор организации "С14" в блоге на одном из сайтов написал, что в июле леворадикалы якобы с молотками налетели на националистов, которые сидели в кафе в центре Львова, а один из членов "Черного стяга" в соцсети хвастается успешными нападениями на активистов "Национального корпуса", которых он называет "аваковскими приспешниками".
"Эти лица пропагандируют вооруженные нападения на националистов, "систему" и "хунту", – говорит Карась.
В "Черном стяге" же полагают, что одна из причин нападения – их критическое отношение к власти.
"Для меня зашквар, до чего довели страну. А националистические организации типа С14 работают на Порошенко и СБУ, и все, кто критикует власть, для них – связаны с Кремлем", – говорит активист Антон Парамбуль.
У пострадавших от националистов "леваков" и правда уже год тянется конфликт с СБУ.
В октябре 2017 года во Львове активистов левонационалистических организаций "Черный стяг" и "Автономное сопротивление" обвинили в подготовке госпереворота и работе на Россию. К ним пришли с обысками СБУ, они жаловались на грубые задержания "лицом в асфальт".
При этом сами "автономы" готовили марш в честь УПА и вообще известны во Львове "бандеровскими" акциями. Среди них есть проукраинские переселенцы из Крыма, участники крымского "Евромайдана" и соратники Сенцова и Кольченко, заключенных в России.
Активист Артем Артеменко тогда назвал дело против националистов "непревзойденным сюром от львовской СБУ".
"Наглые и открытые преступления"
В комментариях в соцсетях "Черный стяг" некоторые и сейчас упрекают в работе "на Россию", мол, среди них есть русскоязычные.
В организации недоумевают по этому поводу. По словам Парамбуля, у одной из активисток был конфликт с русскоязычными "шовинистами", она защищала украинский язык. У другого участника движения в АТО погиб отец.
Противники правых радикалов возмущены их безнаказанностью.
"Возмущает наглость и открытость преступлений. Закрепленность в информационном пространстве они уже давно используют в качестве защиты, а отлаженность пропаганды – как поддержку населения по умолчанию", – говорит Вероника Яблонская.
Сторонники националистических организаций зиги и свастику объясняют интересом к скандинавской и языческой мифологии.
Их оппоненты считают это прикрытием.
"Это не о Скандинавии. Это об СС, убийствах, Холокосте, преследованиях и страданиях", – говорит "Стране" Яблонская.