Большинство западных СМИ сходятся во мнении, что Порошенко ввел военное положение, чтобы поднять себе рухнувший рейтинг и быть переизбранным, а в войне не заинтересованы ни он, ни Путин.
"Пытается ли Порошенко использовать инцидент"
Например, журналисты Guardian считают, что военное положение прямо перед выборами президента может быть выгодно Порошенко, хотя сам президент, выступая в Раде, пообещал, что военное положение не повлияет на ход выборов. При этом инцидент может привести к новому раунду санкций со стороны США и Европы против Москвы.
"Выборы могут отложить. Это заставит некоторых наблюдателей поставить вопрос о том, пытается ли Порошенко использовать этот инцидент", – писала еще перед голосованием в Раде Guardian.
Издание Le Monde солидарно с версией, что историю с военным положением задумали для переноса выборов.
"Введение военного положения в Украине способно привести к установлению чрезвычайного положения и даже отсрочке президентских выборов марта 2018 года, перспектива которых ставит Порошенко в весьма затруднительное положение", – пишет Le Monde.
Газета Washington Post согласна с мыслью, что военное положение может быть на руку украинскому президенту.
"У него низкие рейтинги, и военное положение позволит ему действовать более независимо, чем обычно", – полагает издание и добавляет, что в Украине военное положение предоставляет властям и военным полномочия, необходимые для обеспечения национальной безопасности.
Журналисты Washington Post пишут, что обострение оживило конфронтацию между Россией и Украиной.
"В последние месяцы напряженность между Россией и Украиной неуклонно возрастает и даже выходит на новые поля битвы. В прошлом месяце конфликт перешел в область веры, когда Украинская Православная Церковь официально вышла из-под контроля Москвы, что продолжает возмущать Кремль. В условиях противостояния на Черном море популярный российский телеведущий Дмитрий Киселев рассказал государственному телевидению, что Порошенко собирался сражаться с Россией по поручению Соединенных Штатов. "То, что сейчас происходит на мосту [Керчь], грозит стать очень неприятной историей", – сказал Киселев", – пишет Washington Post.
"Трудное положение перед выборами"
Газета New York Times в кратком обзоре дня выделила украинские события главной темой под заголовком "Звучат военные барабаны" и не исключила пессимистический сценарий.
"Морское противостояние между Россией и Украиной может вылиться в более масштабную войну. Размахивая стопкой бумаг, когда он обращался к парламенту, президент Петр Порошенко сказал, что у него есть разведданные о подготовке россиян к наземному наступлению, хотя аналитики сказали нам, что вторжение казалось маловероятным. Парламент проголосовал за объявление одного месяца военного положения только в регионах, граничащих с сепаратистскими регионами, поддерживаемыми Россией", – пишет издание.
В другой заметке New York Times назвала инцидент в Керченском проливе "поворотным моментом в необъявленной войне", которая длится почти пять лет. "Этот эпизод также создал угрозу потрясений в хрупкой внутриполитической жизни Украины", – пишет издание, имея ввиду военное положение.
Несколько версий инцидента выдвигает Independent.
"Захват украинских военных кораблей Россией может оказаться удобным для лидеров обеих стран", – полагает журналист Оливер Кэрролл.
Как предполагает автор, решение Порошенко ввести военное положение сыграло на руку Кремлю.
Трения в районе Азовского моря нарастали несколько месяцев, отмечает издание. Автор перечисляет несколько возможных причин, по которым Россия решила перейти от слов к делу сейчас, а не месяцем ранее, когда похожая группа украинских кораблей прошла в Азовское море.
Во-первых, шум вокруг годовщин "революции Майдана" 2013-2014 и Голодомора 1932-1933 годов, возможно, "вызвал раздражение" у России, предполагает Independent.
Во-вторых, "заявления Запада в знак поддержки и с обещаниями военных подкреплений, возможно, побудили Кремль вернуться к традиционной политике асимметричных действий, чтобы противники хорошенько подумали, прежде чем глубже втягиваться в события".
В-третьих, "тревожное снижение рейтинга президента [Путина], возможно, побудило его администрацию возродить образ Украины как пугала", говорится в статье.
Поддерживающие Украину западные публицисты, по словам Кэрролла, выдвинули гипотезу, что это попытка ослабить администрацию Порошенко и спровоцировать нестабильность перед президентскими выборами.
Кэрролл возражает, что перевод ситуации в военное русло "побудит осмелеть администрацию Порошенко, который, согласно соцопросам, сильно отстает от лидирующего кандидата в президенты – Юлии Тимошенко. Российская угроза – один из ключевых элементов тройственного предвыборного обещания Порошенко, о котором плакаты возвещают стране: "Армия, язык, вера". Не обязательно мыслить очень цинично, чтобы связать трудное положение президента на выборах с предложением ввести военное положение".
Автор прогнозирует: "С одной стороны, Москва будет рада, что продлена жизнь ее версии о власти "хунты" в Киеве. С другой стороны, украинцы осознают явную вероятность применения военных средств ради краткосрочных преимуществ на выборах. Остается лишь гадать, каким будет эффект для демократии в долгосрочной перспективе. Но вряд ли он будет положительным"
Швейцарское издание Neue Zurcher Zeitung задается вопросом, кому выгоден конфликт, ведь военное положение – шаг беспрецедентный, и даже в разгар войны на Донбассе его не объявляли.
"Ситуация опасная потому, что уже несколько месяцев маячит на горизонте вероятность возникновения линии фронта в Азовском море. В воскресенье напряженность впервые приобрела форму военного противостояния. Киев из-за более слабой боевой мощи может быть совершенно не заинтересован в военном противостоянии с Москвой. Российской стороне "военное унижение" Украины может выгодно с внутриполитической точки зрения", – пишет Neue Zurcher Zeitung.
Шансы для главнокомандующего
Bloomberg полагает, что события в Керченском проливе показывают, на что готов пойти президент Украины Петр Порошенко, чтобы остаться у власти. И также отмечает, что военное положение не вводили даже во время самых кровавых боев на Донбассе.
"Россия отрицает свою причастность к этим боевым действиям на востоке Украины, как это было и во время аннексии Крыма – до того, как она признала отправку туда своих войск. Однако теперь российские войска открыто атаковали украинские корабли в нарушение договора. И теперь не будет преувеличением считать это вооруженной агрессией. Правда, Россия сразу же отметила, что эскалация выгодна Порошенко и отвечает его интересам внутри страны", – пишет издание.
Bloomberg признает, что Порошенко не может вести предвыборную борьбу на основе экономических достижений. Поэтому, полагает издание, он решил поднять рейтинг "защитой от внешнего врага".
"Выступление против России непосредственно перед выборами может повысить шансы главнокомандующего", – полагает издание.
"Спустя пять лет после "революции достоинства" Украина является беднейшей европейской страной, экономика которой застряла на уровне ниже дореволюционного, и никакого прорыва в обозримом будущем не предвидится, если ее и дальше будут эксплуатировать олигархи и коррумпированные чиновники. Не идут на пользу президенту и недавние скандалы (в этом месяце высокопоставленный чиновник сбежал за границу после того, как появились доказательства того, что он брал взятки). Вместо того чтобы демонстрировать свои успехи в выводе Украины из сферы влияния России, он демонстрирует свой патриотизм. Его предвыборный лозунг – "Армия, язык, вера". Это на удивление жесткая националистическая повестка для кондитерского магната, который до недавнего времени активно вел бизнес с Россией. Согласно последним опросам, эта стратегия не работает. В электоральном президентском рейтинге Порошенко уступает бывшему премьеру-популисту Юлии Тимошенко и комику, актеру и продюсеру Владимиру Зеленскому", – пишет Bloomberg.
С другой стороны, по мнению издания, президент России Владимир Путин, который теряет поддержку у себя в стране из-за непопулярных шагов, таких как повышение пенсионного возраста, также не против эскалации, чтобы отчасти возродить патриотические настроения, вызванные присоединением Крыма.
"Находясь в одном помещении, Путин и Порошенко не могут скрыть взаимной неприязни, но в том, что касается бряцания оружием без какой-либо военной или стратегической цели, они – естественные союзники. Однако в полномасштабной войне ни тот, ни другой не заинтересованы. "Официальный" конфликт с участием регулярных войск России будет означать резкий рост числа погибших – а это мощное средство, отрезвляющее в вопросе подстрекательской риторики. Оба лидера будут поддерживать тлеющий конфликт под грохот пропагандистских орудий, но они будут проявлять осмотрительность, чтобы не довести до столкновения, подобного российско-грузинской войне 2008 года", – прогнозирует издание. Но не исключает возможных чрезвычайных происшествий в ходе балансирования на грани войны и более жестких западных санкций против России.
Трамп занят Мексикой, Польша не сильно реагирует
Впрочем, ждать поддержки Запада в инциденте в Керченском проливе Украине не стоит. Эксперты дают небольшие шансы на то, что международное сообщество как-то отреагирует.
"Украина не является и не будет в течение долгого времени (возможно, никогда) членом НАТО. Возможное преобладание России в Черном море, конечно, угрожает интересам черноморских членов Альянса: Румынии, Болгарии и Турции. Но Турция ведет свою собственную двустороннюю игру с Москвой, а Румыния и Болгария не принадлежат к числу чемпионов НАТО. К вечеру в понедельник, 26 ноября, официальной реакции со стороны Соединенных Штатов не было. Дональд Трамп заострен в Twitter на Мексике. Единственной ссылкой на Европу является повторная критика союзников за недостаточные расходы на оборону… В Польше реакция на российскую агрессию не особенно сильна. МИД выступил с заявлением, но Варшава, член Совета Безопасности ООН, не инициировала специальное заседание", – пишет польский журнал Polityka.