С января информационное пространство Украины наполнилось большим количеством сообщений о том, что Петр Порошенко готовит массовую скупку голосов по всей стране.
Речь идет о подкупе избирателей, которых собираются премировать разными социальными выплатами по программе "Турбота" и другим региональным программам, в подконтрольных областях и городах.
"Страна" подробно описывала эту схему в материале "От #Сетки к секте. Как Порошенко строит глобальную сеть подкупа избирателей за госсчет", а также о том, что именно после этих материалов наш сайт был подвергнут мощной DDoS атаке.
В тоже время, пусть и со сбоями, но схема продолжает работать. Деньги из бюджета по-прежнему выделяются целевым образом участникам #Сетки.
О том, как это работает, в понедельник рассказал глава МВД Арсен Аваков.
"Я приведу пример одного уголовного дела, которое расследуется в Василькове Киевской области. Речь идёт о покупке голосов. Один из штабов провластной команды нанимает агитаторов, те выбирают сто человек, как правило, самых бедных, идут к ним в квартиры и спрашивают, готовы ли они поддержать кандидата и, если да, то предлагают помощь. Из ста человек 30 говорит "да, мы готовы". Этих людей записывают, идут в райсовет или собес со списком и говорят руководителю райсовета, мэру выделить этим людям по тысяче гривен. Используя средства программы "Турбота", заложенной в бюджете", - говорит министр.
Как сообщил министр, после того, как админресурс был использован и пенсионер получил деньги, должен поступить звонок из штаба, в котором сотрудник интересуется, дошли ли деньги до человека. После получения утвердительного ответа, звонящий просит сдержать обещание поддержать кандидата.
"Это что такое? И это происходит по всей стране! Киевская область - больше всех, Киев, Одесса, Одесская область, в Харьковской области это есть", - заявил глава МВД.
Мы поговорили с рядом политтехнологов, политиков, экс-чиновников и юристов о том, как бороться с #Сеткой.
Елена Лукаш, экс-министр юстиции
"Сетка - это система контролируемых людей для контролируемого голосования. Чтобы сетка порвалась - нужно добавить немного неожиданного, неконтролируемого контента. Например, информационного. Все жители и журналисты должны знать где, кто, кому и за что раздаёт деньги. Процесс борьбы с Сеткой, нужно организовать в несколько этапов.
Первый - организационный: массовое посещение и требование неизбирательных выплат. Это опустошает как бюджеты людей-пауков, так и делает бессмысленной их работу.
Второй этап - юридический. Фиксируйте выдачу и отправляйте данные о её явном избирательном, для своих, подходе, прямиком в полицию.
Третий этап - агитационный. Расскажите всем, что происходит с выплатами по Сетке. Агитируйте против её хозяина. Объясните, что деньги нужно брать, а голосовать нужно по-своему. И главное, любую Сеть сломает высокая явка на выборы.
Вопрос не в том, идти на них, или нет, а в том скольких единомышленников с собой вы приведёте или подвезёте. Сетка боится активности, контроля и света. Этим и надо заниматься".
Руслан Бортник, политический эксперт:
Валить Сетку нужно с помощью двух ключевых инструментов. Первый - обнародование информации о Сетке. Сейчас общество активно и говорит о том, что есть такая проблема. Под информационным светом тараканы, участники этой схемы, начинают разбегаться, эффективность имплементации Сетки упала в разы, она стала токсичной. Заявления касательно Сетки должны звучать не только со стороны общества, но и министра внутренних дел, иностранных послов, ПАСЕ. Инфоволны должны поддерживаться обращениями политических игроков, общественных организаций, международных институтов. Нужен юридический выхлоп от всей информационной подсветки.
Второе - нужно бить по центрам финансирования. Понятно, что можно гоняться за бабкой, которая получила свою тысячу гривен, но это приводит к тому, что сетка становится похожей на "Гидру", где ты отсекаешь одну голову, а на ее месте вырастает три, отсекаешь три вырастает тридцать три. По разным оценкам, от двадцати до тридцати процентов избирателей готовы брать деньги. Поэтому нужно бить по центрам финансирования Сетки. Если это орган местного самоуправления, должны возбуждаться уголовные дела. Пусть местные депутаты и чиновники объясняют цели и мотивы этих выплат, своевременность выплат, целесообразность.
В отношении банальной скупки голосов через кэш, должно работать министерство внутренних дел в части нарушения избирательных прав граждан. Если удастся накрыть хотя бы три центра финансирования, Сетка рассыпется по всей Украине, потому что никто не хочет быть козлом отпущения.
Программу "Турбота" прежде всего необходимо разрушать через судебные иски в отношении прекращения ее реализации, как со стороны местных советов, так и со стороны общественности. Иск должен быть с обеспечениями части выполнения блокировки выплат до решения суда. Программу "Турбота" должны разрушать оппозиционные силы внутри самих местных советов. Местные советы не контролируются центральной властью на сто процентов. Нужно требовать перенести сроки реализации этой программы. Также я считаю эти программы должны быть предметом для расследования НАБУ.
Игорь Уманский, экс и.о. министра финансов:
"Сетку разрушить возможно, но только путем уголовных дел. Если все то, что было описано в материале "Страны" о Сетках, и подтверждающие это заявления Авакова, действительно правда - то решить вопрос может только возбуждение уголовных дел. Формально, действительно, все законно, но в чистом виде это злоупотребление властью, и превышение служебных полномочий. Из 1000 людей, которые принимают участие в этом процессе, может, сотня согласятся дать показания против "сеткарей". Не стоит забывать о том, что деньги выдают не всем, а выборочно, только тем, кому нужно. Расчет же в этой Сетке идет не только на бюджетников, но и на те слои населения, кто внесен в социальную базу - и пенсионеры, которые получает социальную поддержку. И тут занимательный факт: большинство людей оказываются очень честными, и выполняют взятое на себя "обязательство" проголосовать за нужного кандидата. Еще раньше, на многих выборах, уже советовали брать деньги и голосовать, по совести. Но во-многом это не работает. И если человек ставит подпись под любым документом, он все равно испытывает чувство, что он имеет какие-то обязательства".
Александра Кужель, народный депутат, фракция "Батькивщина":
Я постоянно говорю: "Если взяли деньги, окропите святой водой и голосуйте по совести". Недавно я была в Сумской области, где глава сельского совета грозился не дать трактор вспахать поле тем, кто не проголосует за Петра Алексеевича. В Винницкой области ситуация еще смешнее: пришли платёжки на тех, кто умер. И люди поняли, что их родственников "оживили" к голосованию, чтобы засчитать голоса "мертвых душ". Отучить нищую нацию брать деньги сложно. Даже те, кто берут, ищут самооправдание нищетой. Сетку можно побороть только через страх. Чтобы мэры боялись уголовных дел, а люди боялись, что их оштрафуют в будущем. Если они подпишутся под социальной помощью в рамках Сетки, то в будущем получат сокращенные пенсии и другие социальные выплаты. Ничего так не влияет на людей, как страх перед уголовной ответственностью".
Вадим Антонюк, политтехнолог:
"Может помочь огласка. Как, например, в Днепре, где из-за наплыва желающих матпомощи выплаты пришлось свернуть. Не хватило на Днепр - может не хватить и на всю Украину. Я уверен, что в рамках работы с избирателем нужно играть на жадности людей, уговаривать участвовать в сетке, брать деньги - и не голосовать. Кроме того, не Сеткой единой будут фальсифицировать выборы. Последняя перепись населения, по результатам которой будут отпечатаны бюллетени, состоялась в 2001 году и насчитала 48 миллионов. Разница между этим числом и реальным нынешним количеством жителей Украины с высокой степенью вероятности "проголосует" на участках. Как и в случае с Сеткой, да и любых других случаях, если честно, эффективными будут работа с явкой, работа наблюдателей на участке и защита результата. Огромное количество зарегистрированных на этой кампании кандидатов - способ взять под контроль избирательные комиссии. Каждый кандидат имеет право завести наблюдателей в участковую и окружную комиссию. В результате большого количества "технарей" в комиссии заводятся сразу целые команды, которые простым большинством контролируют ситуацию уже на участках".
"Страна" также поговорила с представителями властной команды, чтоб получить их комментарии относительно обвинений в адрес Петра Порошенко.
Дмитрий Касьянов, политтехнолог:
"Попытки использовать соцвыплаты в предвыборной кампании это не новые методы поощрения поклонников кандидата. Но в этот раз они не такие масштабные, как это было ранее. Я не верю, что в масштабах страны можно построить мотивационную сетку избирателей. На подобную авантюру мог решиться только какой-нибудь полу-технолог, полу-политик, типа депутата от "Батькивщины" Валерия Дубеля. В Сумах мэр от Тимошенко также выдает материальную помощь. Продавать проект #Сетка на президентской кампании это фактически уничтожить кандидата, на которого эта сетка призвана работать.
Сейчас агитационные структуры основных кандидатов в разы меньше, чем они были в компании 2009 года. Тогда у Юлии Владимировны Тимошенко было около 300 тысяч агитаторов. Сейчас же, по моей оценке, у обоих кандидатов, которые обвиняются в строительстве #Сеток, количество агитаторов гораздо меньше. Общее число людей, которые задействованы в избирательном процессе со стороны всех кандидатов (агитаторы, наблюдатели, члены комиссий, штабы и так далее), около 1,5 млн человек. Я верю, что отдельные сторонники кандидатов на подконтрольных им территориях могут попытаться показать своему боссу результат. Но это не более, чем частная инициатива, а не стратегия избирательного штаба. Тут применима пословица: "Заставь дурака Богу молиться он и лоб расшибет". Современные разговоры о #Сетке это не сетка, а скорее использование административного ресурса, что не является подкупом избирателя. Если бы называли подобные действия подкупом, то самой большой #Сеткой можно было бы назвать Пенсионный фонд с его регулярными выплатами".
Андрей Рева, министр социальной политики:
"Я не считает социальные выплаты в преддверие президентских выборов инструментом подкупа избирателей. Социальные выплаты государством не могут быть задействованы в какой-либо схеме, так как они предназначаются конкретным людям, которым эти выплаты идут и которые подали необходимые документы для получения этих выплат. Выплаты производятся четко следуя нормативным актам, которые прописаны в законах и постановлениях Кабмина. В законе написано, что агитация, которая сопровождается выдачей денежных средств, это подкуп избирателя. Эту норму необходимо разъяснить. С одной стороны, когда дают людям деньги это понятно. А когда обещают снизить цену на газ в два, четыре, восемь раз? Это ведь не компетенция президента.
Я также не связываю социальные выплаты с предстоящими выборами президента Украины. Средства на переиндексацию пенсий и разовые выплаты социальной помощи взяты с увеличения доходов от растаможки Евроблях. Или нам вообще нечего не делать, если сейчас выборы?".
Павел Розенко, вице-премьер-министр Украины
"Я читал заявления главы МВД Арсена Авакова. Это очень серьезные заявления, если подобные факты найдут свое подтверждения. Лично у меня нет фактов или сигналов от кого-либо. Нет информации, что управления социальной защиты привлечены к агитационной кампании какого-либо кандидата. Но если у правоохранительных структур такая информация имеется, безусловно они должны действовать в рамках законодательства и расследовать все факты вмешательства государства в избирательный процесс. Заявления СБУ и МВД обретут силу, если они будут оперировать конкретными фактами, а не политическими заявлениями. И доведут эти факты в суде в соответствии с законом. Я буду доверять судебным решениям, а не заявлениям руководителей тех или иных структур. Если кто-то столкнулся с сеткарями, со скупкой голосов, нужно обращаться к соответствующим правоохранительным органам. Но я не считаю, что выборы являются точкой отсчета, когда не нужно ничего делать. Что нам пенсии не подымать, потому что это воспримут как подкуп, зарплаты не повышать? Так можно дойти до абсурда".