В понедельник, 15 июля главным хедлайнером наиболее резонансных уголовно-политических процессов в Украине стал генеральный прокурор Юрий Луценко.
Руководитель ГПУ заявил, что не видит оснований для передачи России главного редактора арестованного главреда РИА "Новости-Украина" Кирилла Вышинского, чей суд в очередной раз перенесли.
А параллельно - прокомментировал эпопею с собственным допросом, который состоялся в Национальном антикоррупционном бюро.
Этому следственному действию журналисты ведущих СМИ уделили гораздо меньше внимания, хотя интриги в походе Луценко на беседу в НАБУ оказалось едва ли не больше, нежели в анонсируемом многими выходе на свободу Вышинского.
Чего стоит хотя бы "трехчасовое дежурство", организованное адвокатами бойцов "Беркута" и экс-президента Виктора Януковича в холле здания НАБУ, где они пытались "ловить на живца" Луценко.
Сам Юрий Витальевич уверен, что этот перфоманс, как и его допрос - не более чем пиар-ход оппонентов, а де-юре ситуация не стоит выеденного яйца. Иначе считают те, кто продолжает планомерно "копать" под главу ГПУ.
"Страна" разбиралась, кто и почему вынудил допросить Луценко и насколько это может внести "поправку на ветер" в векторе властей по отношению к "майдановским делам".
Луценко аукнулась история "стрелка с Майдана"
Для начала - кратко напомним предысторию. На прошлой неделе "Страна" опубликовала повестку о вызове генерального прокурора для проведения с ним следственных действий в качестве свидетеля по так называемому "эпизоду Бубенчика". Речь идет об уголовном производстве, где НАБУ проверяет на возможное злоупотребление служебным положением (ч.1 ст.364 УК Украины) действия руководителей Генпрокуратуры образца весны 2018 года.
Тогда подчиненные Луценко - прокуроры Департамента (на тот момент) спецрасследований ГПУ, возглавляемого Сергеем Горбатюком, объявили о подозрении и вышли с ходатайством в суд об избрании меры пресечения для активиста Евромайдана Ивана Бубенчика.
Три года назад он стал широко известен, когда в серии интервью заявил: ранним утром 20 февраля 2014 года, в разгар противостояния между участниками акций протеста и правоохранителями в Киеве, сделал несколько выстрелов из здания консерватории, застрелив двоих и ранив третьего силовика. То есть, фактически признался в убийствах людей в погонах на Майдане. Это действие запустило цепную реакцию и, в конечном итоге, спровоцировало дальнейшие массовые расстрелы на центральной площади столицы Украины.
Весной прошлого года Бубенчика "пропидозрили" по эпизодам о незаконном обороте оружия (ч.1 ст.263 УК Украины), посягательстве на жизни сотрудников правоохранительных органов (ст.348 УК Украины) и самое главное - выдвинули претензии по не подпадающей под амнистию для участников Майдана статью об умышленных убийствах (ст.115 УК Украины).
Активист был задержан, прокуроры настаивали на его помещении под стражу.
Впрочем, соответствующее заседание суда оказалось фактически сорвано.
Сначала активно проявил себя "сотник Майдана", нардеп Владимир Парасюк. В феврале 2014 года он, как и Бубенчик, находился в здании консерватории, откуда велась стрельба по силовикам из оцепления. Однако это использование оружия митингующими парламентарий оценил как допустимую меру самозащиты, тем более, что собравшихся на центральной площади Киева к этому склонял... сам Юрий Луценко.
"Почему на Майдане было оружие? Я хочу сказать: нынешний генеральный прокурор в 2014 году сам призывал людей привозить оружие на Майдан и применять его", - откровенничал Парасюк в заседании суда 4 апреля 2018 года.
В итоге, по формальному поводу (рассмотрение отвода следственному судье) в слушании по делу Бубенчика был объявлен перерыв.
А вслед за этим на авансцену вышел уже сам Луценко.
Он сообщил о принятом им решении о замене руководителя группы прокуроров по эпизоду "стрелка с Майдана". Из состава группы был выведен старший прокурор Игорь Земсков, а на его место глава ГПУ поставил своего заместителя - Анжелу Стрижевскую.
5 апреля 2018 года она отозвала подозрение Бубенчику. В новом тексте претензий следствия к активисту, с которым вышли прокуроры в суд через три недели уже отсутствовала квалификация его действий в части умышленного убийства (ст.115 УК Украины).
Такая "индульгенция" позволила народным депутатам из Блока Петра Порошенко взять Ивана на поруки. И с тех пор в расследовании эпизода Бубенчика наступило характерное затишье.
Генпрокурора ждали в вестибюле, а он зашел с "черного входа"
Такой поворот событий устроил не всех. Сначала повернуть ситуацию вспять попытался главный следователь по "делам Майдана" Сергей Горбатюк.
"На наш взгляд в апреле 2018 года генеральный прокурор Юрий Луценко вынес незаконное и безосновательное постановление, устранив из дела Земскова и поставив на его место Стрижевскую. Это было сделано по надуманным основаниям без фактического изучения обстоятельств производства, - сказал Горбатюк "Стране". - Мы оспаривали такое решение у самого главы ГПУ, но ничего не добились. Рассматривался вариант, чтобы обратиться в судс заявлением о совершении преступления, но к тому моменту уже было известно об аналогичном по сути заявлении".
Его в интересах своих доверителей - родственников погибших на Майдане сотрудников "Беркута", в мае 2018 года подал в НАБУ адвокат Александр Горошинский.
Источник фото: facebook.com/Александр Горошинский
Юрист рассказывает: регистрации поданных им материалов о манкировании со стороны Луценко и Стрижевской эпизодом Бубенчика ему удалось добиться только через суд.
"В дальнейшем в Антикоррупционном бюро засекретили это дело о злоупотреблениях со стороны руководства ГПУ. Считаю, что так сделали исключительно для моего недопуска к нему, как инициатора разбирательств. А затем прислали мне отписку, из которой следовало - детектив НАБУ Валерия Жукова вынесла постановление о закрытии производства", - рассказывает Горошинский.
Как следует из обнародованных в судебном реестре материалов, соответствующее решение Жукова визировала 14 января 2019 года "в связи с отсутствием состава уголовного правонарушения" в действиях главы ГПУ и его зама.
Горошинский уверен, что это было сделано в интересах Луценко и без фактического установления подоплеки того, как "хоронили" эпизод в отношении Бубенчика.
"Я не знаю, какие следственные действия осуществлялись НАБУ, но ни с меня, как заявителя, ни с генпрокурора и его заместителя даже не отобрали пояснения. Естественно, что это меня не устроило - в суде было успешно обжаловано постановление о закрытии уголовного дела", - поясняет адвокат.
Именно эта "ухвала" Соломенского райсуда и зажгла зеленый свет для "реинкарнации" производства в отношении Луценко и Стрижевской. На 15 июля генеральный прокурор был вызван для допроса в НАБУ, где с ним искали встречи адвокаты экс-президента Виктора Януковича (Виталий Сердюк, Игорь Федоренко и Александр Байдик) и защитник "беркутовцев", заявитель по делу Горошинский.
Впрочем, рандеву юристов с Луценко так и не состоялось: глава ГПУ прошел в здание НАБУ через "черный вход". Адвокаты затеяли полемику с пресс-секретарем Юрия Витальевича, и затем провели пресс-конференцию.
На ней Сердюк заявил, что власть делает все, дабы похоронить расследование дела об убийствах на Майдане. Защитник выразил настороженность в части того, что НАБУ, вслед за ГПУ, способствует сокрытию обстоятельств замены старшего группы прокуроров в истории Ивана Бубенчика. И тем самым выгораживает причастных к этому "чейнджу" должностных лиц.
Более прямолинейно высказался адвокат Горошинский. Он рвался принимать участие в ходе осуществления следственных действий с главой ГПУ, но его не допустили.
"Детектив НАБУ Жукова и Антикоррупционное бюро в целом действуют в этом процессе вместе с Луценко. Они вызвали его на допрос только потому, что суд обязал их сделать это. Разбираться по сути никто не стремится, это лишь фарс и формальность, чтобы в дальнейшей опять закрыть дело", - пояснил адвокат "Стране".
Источник видео: facebook.com/Виталий Сердюк
Сам Луценко в своем общении с прессой дал понять - в истории с его допросом по "делу Бубенчика" склонен видеть не более, чем очередную пиар-активность адвокатов Януковича и "беркутовцев". Причины замены им Земскова на Стрижевскую в качестве старшего группы об истории "стрелка с Майдана" генпрокурор, правда, не назвал, сославшись на наличие у него таких полномочий.
Источник видео: youtube.com/Генеральна прокуратура України
Адвокат Горошинский, в свою очередь, говорит об обратном: "Это никакой не пиар. Я год добивался того, чтобы Луценко все-таки допросили по этому делу. К сожалению, НАБУ не способствует установлению истины в этом, поэтому я намерен об отстранении детектива Жуковой. А что касается самого генпрокурора и его заместителя, то мы будем подавать заявления в Госбюро расследований о наличии в их действиях состава преступления. В конечном счете мы добьемся того, что расследование обстоятельств того, как погибли сотрудники правоохранительных органов на Майдане, будет проведено незаангажированно и вся страна узнает правду о тех событиях".