Руководители всех трех новосозданных антикоррупционных структур - НАБУ, САП и НАПК вконец разругались между собой.
Считается, что формальным поводом к противостоянию стало уголовное производство, которое расследует Антикоррупционное Бюро в отношении паркомест главы Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции Натальи Корчак.
И встречные претензии последней к персоне директора НАБУ Артема Сытника. Которые, несмотря на их кажущуюся малозначимость, могут выбить из-под его ног стул руководителя Бюро.
Градус возникшего из-за, казалось бы, пустяка противостояния увеличивается с каждым днем и часом. Доходит до сюрреализма - свекровь главы НАПК закрывает в своей квартире детектива НАБУ, явившегося к ней на ночь глядя с повесткой.
К выяснению отношений между ведомствами, призванными бороться с коррупцией, но вместо этого погрязших во внутренних распрях, уже подключились влиятельные политические игроки. Благодаря этому стало ясно - имеет место не "внутривидовой междусобойчик", а тотальная война украинских властей против НАБУ, которое отметилось в последнее время рядом резонансных расследований протий сына Авакова и предприятий Порошенко.
При этом, за действиями САП и НАПК стоят Администрация президента и "Народный фронт".
"Страна" разбиралась в хронологии конфликта антикоррупционных ведомств, а также выясняла - какие цели преследуют зачинщики и участники скандала.
"Штаб борьбы с НАБУ" в действии
Для начала следует напомнить, что вскоре после активизации расследования сразу двух громких дел, касающихся первых лиц государства - сомнительной поставки "рюкзаков Авакова" и продажи заводом президента бронемашин с трехкратной накруткой, заговорили о готовящейся атаке на Национальное антикоррупционное бюро со стороны Банковой и "Народного фронта".
Считалось, что "мстить" директору ведомства могут попытаться по ряду направлений, нанося удары по подчиненным Сытника или в законодательном русле. Например, назначив выгодного правящей коалиции аудитора Бюро, или проголосовав за его ревизию по новым правилам.
Впрочем, удар "штаба борьбы" с НАБУ оказался более размашистым.
Парадокс: директору Антикоррупционного бюро вменяют деяния, которые связаны как раз с коррупцией. Якобы совершенными им как в период своего "прокурорского прошлого", так и во время работы в НАБУ.
Как "неработающее" НАПК "копало" под Сытника
Начнем с последней истории, вовлеченными в которую оказался целый ряд новосозданных антикоррупционных органов. Сразу две "предъявы" к Сытнику выразили в Национальном агентстве Украины по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).
В сторону этого ведомства с самого момента его создания несется немало критических стрел со стороны СМИ и общественности.
Но, как оказалось, в нужный момент НАПК может "выстрелить". Причем сразу дуплетом претензий.
Одна из них касается вынесенного предписания директору НАБУ о выявленном конфликте интересов у детектива Бюро Игоря Семака. Данный сотрудник входит в состав следственной группы по расследованию дела в отношении влиятельного спонсора "Народного фронта" Николая Мартыненко. При этом он не уведомил свое руководство о том, что ранее работал помощником-консультантом у оппонента Мартыненко - парламентария Виктории Войцицкой.
В НАПК настаивают на необходимого отстранения Семака от дела "фронтовика". И напомнили в своем заявлении, что за неисполнение их предписания Сытнику грозит административная ответственность.
Предусмотренная ст.188-46 КУоАП. То есть, протокол о коррупции.
Директор НАБУ командировал в суд своего подчиненного, чтобы защитить кресло
Что же касается второй претензии Нацагентства к директору НАБУ, то здесь следует совершить небольшой экскурс в историю, чтобы читатель понял о каких именно событиях идет речь и почему это важно.
Возникший скандал между НАПК и НАБУ восходит к событиям начала 2015 года, когда на тот момент адвокат Сытник участвовал в конкурсе на кресло директора Бюро.
И, как требовала процедура, подавал соответствующий пакет документов, включая декларацию о доходах.
Проверив внесенные в нее сведения, фискалы издали заключение. Признав достоверной информацию, указанную Сытником в его декларации за 2014 год. Благодаря соблюдению этой формальности, ну и само собой, выбору членов конкурсной комиссии и указу президента Артем Сергеевич и был назначен директором НАБУ.
Уже пребывая в этой должности в рамках расследования дела так называемого "сахарного прокурора" (о хищении сахара со складов Аграрного фонда) Сытник "зарубился" с юридической компанией "Студия права". Обыск у адвокатов последней в июне прошлого года закончился тем, что юристы объявили войну руководству НАБУ.
В Окружной админсуд Киева поступили несколько исковых заявлений, фигурантами которых стали Сытник и его подчиненные.
О наиболее знаковом из таких дел 1 декабря 2016 года сообщил на своем сайте ОАСК. В информации суда указывалось, что им рассматривается административный иск "Студии права" к ГФС, третьей стороной по которому проходит физическое лицо - Сытник Артем Сергеевич.
Претензии адвокатов к фискалам, выводы которых о достоверности сведений в декларации Сытника и открыли ему дорогу к креслу директора НАБУ, основываются на юридической коллизии.
Дело в том, что решение налоговиков о чистоплотности декларации Артема Сергеевича было вынесено в период отсутствия специального закона, определяющего порядок проверки деклараций. А стало быть, считают в "Студии права", является незаконным.
Что ставит под вопрос легитимность назначения директора Антикоррупционного Бюро. В случае удовлетворения исковых требований дальнейшие перспективы Сытника в должности руководителя НАБУ, как и все вынесенные им распоряжения, могли быть аннулированы. Да и в целом поставить крест на этой структуре.
При этом, представлять его интересы в столь щепетильном деле директор Бюро поручил руководителю юридического управления НАБУ Игорю Ярчаку. Что в трактовке ведомства Натальи Корчак было незаконно.
В Нацагентстве посчитали, что по данному административному иску "Студии права" к ГФС фигурантом проходит физическое, а не должностное лицо Артем Сытник. А стало быть предписание о представлении его интересов в деле Ярчаком является коррупционным деянием.
На протокол о коррупции в НАБУ ответили уголовным делом
Интересно, что о самом факте существовании протокола о коррупции в отношении Сытника стало известно 1 ноября, аккурат в тот момент когда Соломенский райсуд готовился к заседанию по избранию меры пресечения Александру Авакову.
Журналист Сергей Иванов (считается близким к лидерам "Народного фронта") на своей странице в Facebook опубликовал выдержки из соответствующего документа, подготовленного ведомством Натальи Корчак. Из них следует, что директору Бюро и его подчиненному вменяется административное нарушение по ст.172-7 КУоАП.
"В действиях Сытника и Ярчака могут усматриваться признаки реального конфликта интересов", - говорится в документе.
Указанные в нем факты позволяют также восстановить хронологию конфликта между НАБУ и НАПК, развернувшегося еще с начала осени.
Ведомство Корчак дважды (18 сентября и 25 октября) запрашивало у Бюро перечень документов, которым регламентировалось участие Ярчака в суде по иску "Студии права" и представлению интересов Сытника. Но оба раза директор НАБУ отказывал Нацагентству в этом.
Сначала ссылаясь на то, что истребуемая документация - внутренняя, и касается служебных, а не личных взаимоотношений. А затем, как уверяют в ведомстве Корчак, и вовсе заявив о том, что "директор НАБУ не видит конфликта интересов" с представительством его интересов в суде со "Студией права".
Такую линию поведения "антикоррупционера" в НАПК расценили как попытку сознательного сокрытия нарушений законодательства руководством НАБУ. И в третий раз истребовали документы, параллельно пригрозив административной ответственностью за их непредоставление и срыв сроков подачи ответа. То есть, составлением уже второго (в другой интерпретации - третьего) по счету протокола о коррупции.
По информации Иванова, ответной реакцией НАБУ на действия Корчак стало возбуждение уголовного дела и вызов главы Нацагентства на допрос по повестке. Но в официальном порядке об этом стало известно только 9 ноября.
Корчак позвала Сытника на беседу. Сытник вызвал Корчак на допрос
Перед этим свой ход снова сделало Нацагентство. В заявлении на сайте ведомства указывалось - Антикоррупционное бюро так и не уложилось в отведенный законом срок для подачи запрошенной ими информации. Ввиду этого Сытника вызвали для дачи пояснений в части невыполнения требований НАПК на 13 ноября.
После этого в НАБУ предоставили свою трактовку скандала. На своей странице в Facebook ведомство опубликовало текст письма, ранее направленного на имя Корчак с сопроводительным комментарием.
В нем указано, что ответы в Нацагентство с приложенными копиями истребованных документов были ими отправлены в установленный законом срок. Заявив об отсутствии, по версии Бюро, конфликта интересов в истории с иском "Студии права", здесь подтвердили другое - наличие уголовного производства, фигурантом которого является Корчак.
В НАБУ утверждают, что сведения по этому делу были внесены в ЕРДР еще 5 октября (то есть, уже после получения первых запросов на истребование информации по иску "Студии права").
По данным "Страны", речь идет о производстве, касающемся сведений о том, что на паркоместе Корчак паркуется машина, которой нет в ее декларации. По некоторым данным, это авто свекрови главы НАПК.
В НАБУ заявили, что рамках расследования этого дела 30 октября Корчак была вызвана на допрос как свидетель. Однако, не явилась по этому вызову.
В Специализированной антикоррупционной прокуратуре иначе трактуют эту ситуацию: мол, это подчиненные Назара Холодницкого ранее истребовали себе дело руководителя НАПК, и они же отменили ее допрос.
С конфликтом интересов оказались все "антикоррупционеры"
Как бы там ни было, но с учетом наличия у Корчак процессуального статуса в деле, в Антикоррупционном бюро настаивают - уже у руководителя Нацагентства, а не Сытника, в развернувшемся скандале наличествует конфликт интересов. А потому, читается между строк в заявлении НАБУ, отвечать ей по сути запросов не планируют.
"При таких обстоятельствах глава НАПК не вправе рассматривать какие-либо вопросы о деятельности Национального бюро и его сотрудников, и обязана приять меры для урегулирования реального конфликта интересов. Поэтому направление требований в НАБУ, имевшее место, ставит под сомнение объективность выполнения должностных обязанностей главы Нацагентства", - утверждают в ведомстве Сытника.
В НАБУ добавили, что сообщили о действиях Корчак, которые расценили как вмешательство в работу ведомства, в Нацагентство по вопросам госслужбы, правительство и парламент. И назвали требования, изложенные в письмах НАПК противоречащим нормам законодательства и не подлежащими исполнению.
В ответ Корчак на своей странице в Facebook назвала уже действия НАБУ манипулятивными и спекуляцией.
Она сообщила, что 9 ноября ее допрос в НАБУ все-таки состоялся. "Жаль, что детектив оказался не готов к нему, и отбирал показания под сопровождение работающих коллег", - заключила Корчак.
Холодницкий пошел против Сытника
10 ноября на авансцене появились новые игроки. Сначала САП на своей странице в Facebook выступила с критическим по отношению к Арему Сытнику заявлением. Фактически директор НАБУ был обвинен в попытке сведения личных счетов с Корчак за ее настойчивость в истребовании документов по делу в ОАСК.
Также в ведомстве Назара Холодницкого заявили об игнорировании главой Антикоррупционного бюро мнения процессуальных прокуроров в расследовании дела о паркоместах главы Нацагентства.
"Своим письмом глава Бюро отверг законные указания прокуроров САП, указав на их придуманную им "ничтожность, неправомерность и отсутствие оснований для выполнения…", - заявили в САП.
И резюмировали, что действия Сытника в разразившемся скандале дают основания полагать, что НАПК обоснованно подозревает директора НАБУ в конфликте интересов.
Директору НАБУ вспомнили "обуховскую землю"
После этого новый виток атаки на главу Бюро повели в стенах парламента. На трибуну с выступлением вышел парламентарий от "Народного фронта" Максим Поляков, в отношении которого НАБУ расследует "янтарное дело".
По тону и антуражу выступления Полякова, которого обступили коллеги по фракции, становилось понятно - говорит он не "отсебятину", а заранее утвержденные "Народным фронтом" месседжи. В которых нашлось место и описанию конфликта между НАПК и НАБУ, где нардеп встал на сторону Натальи Корчак.
При этом Поляков озвучил и дополнительные обвинения в адрес Сытника. О существовании которых долгое время говорили в кулуарах Генпрокуратуры и парламента. Но только 10 ноября об этом было заявлено публично.
Вкратце их суть выглядит так. Якобы в 2008 году в период работы в прокуратуре Киевской области Артема Сытника им, а также его руководителем - тогдашним надзорником региона Юрием Гайсинским была реализована преступная схема хищения 125 га земли в селе Козин Обуховского района.
По словам Полякова, бывший собственник этих угодий, на которого была оформлена "обуховская земля", был убит. И в сговоре с нынешним директором НАБУ, а на тот момент - своим подчиненным Сытником, ее прибрал к своим рукам Гайсинский.
"Гайсинский увольняется из Киевской прокуратуры и становится владельцем этой земли. После этого следствие по убийству... ведет Сытник. Завершает тем, что это было не убийство, а самоубийство, после чего увольняется и становится управляющим партнером в компании "Гайсинский и Сытник", - сказал Поляков.
Он озвучил требование фракции "Народный фронт" к МВД и ГПУ по активизации расследования событий 2008 года вокруг земли в Козине.
"Генеральная прокуратура должна доложить информацию по расследованию этого уголовного дела. Стоимость земли - $500 млн", - заявил опальный парламентарий.
Сам Сытник, естественно, отметает все эти обвинения и связывает их с местью фигурантов уголовных дел, которые возбудило НАБУ.
Отметим, что версия Полякова довольно странная, учитывая, что Гайсинский уволился из прокуратуры Киевской области еще в 2007 году. А в описываемый нардепом от "Народного фронта" период прокурором области был Александр Гардецкий, к которому Сытник был весьма близок. Но Гардецкий и Гайсинский это все-таки два совершенно разных человека. Очевидно, Поляков что-то явно напутал.
Чем закончится грандиозная битва "антикоррупционеров"
В сухом остатке имеем, что в унисон против директора НАБУ выступили:
- глава НАПК, которая считалась ставленницей "Народного фронта", но затем стала чуткой и к просьбам Банковой;
- руководитель САП Назар Холодницкий, о наличии "терок" у которого с Сытником говорят уже давно. Как и об особой лояльности антикоррупционного прокурора к линии Администрации президента;
- "Народный фронт", в отношении знаковых персоналий которого НАБУ расследует уголовные дела (производства в отношении Мартыненко, Авакова-младшего, Полякова).
- часть ЛОМов, которых традиционно принято относить к команде Порошенко - например, волонтер Юрий Бирюков.
Опрошенные "Страной" представители силовых структур говорят, что удар по Сытнику наносят скоординировано и "Народный фронт" и президент. То есть, оба "столпа" украинской власти.
О том же говорит и группа поддержки НАБУ из числа общественных активистов. Которые видят в происходящем четкий план по осуществлению переворота в Бюро.
"Похоже, что САП, НАПК и "Народный фронт" согласовали свои действия, чтобы убрать Сытника как можно скорее. Мы наблюдаем, как быстро реализуется план укрощения НАБУ", - заявила журналистам исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.
Впрочем, главной защитой Сытника остаются западные партнеры и их посольства в Украине. И, по данным Страны", именно им сейчас активно перенаправляют информацию о всех "пригрешениях" главы Бюро, чтоб лишить его поддержки Запада. А далее - либо поменять руководство НАБУ, либо заставить его играть по правилам украинской власти, согласовывая с ней каких коррупционеров можно трогать, а каких нет.
Окажется ли удачной эта атака - увидим в ближайшее время.