Лидеры протестов возле Верховной Рады, прозванных МихоМайданом, берут паузу в проведении массовых акций. Дело не только в череде приближающихся зимних праздников.
По данным "Страны", первопричина - охлаждение отношений между вожаками, которое стало особенно заметным после неудачного штурма Октябрьского дворца в минувшее воскресенье.
Но протестный городок на улице Грушевского и Мариинском парке остается.
Что будет дальше с МихоМайданом, выясняла "Страна".
Друзья, но не товарищи
Внутренний раздрай в протестном движении начался буквально сразу после старта акций 17 октября.
Уже через пару дней от них отошли все партии кроме "Руха новых сил" (РНС) Михаила Саакашвили. Уже тогда читалось нежелание партийных лидеров (Юлии Тимошенко, Анатолия Гриценко, Андрея Садового и других) быть в одной обойме с Михо, который, по сути, являлся их конкурентом в борьбе за оппозиционного избирателя.
Правда, отдельные представители различных политсил (Егор Соболев, Семен Семенченко, Сергей Лещенко и другие) продолжали принимать участие в акциях протеста, оставаясь в рамках общей антикоррупционной повестки.
Но было понятно, что это отнюдь не команда единомышленников. Что и обнаружилось при первом же серьезном испытании - когда Саакашвили задержали первый раз, а генпрокурор Юрий Луценко обнародовал записи его разговоров с якобы Курченко.
Сразу после этого часть депутатов-еврооптимистов выступили с заявлениями, что, мол, Михо не мешало бы объясниться - брал ли он деньги Курченко или не брал. Но тогда конфликт не успел зайти далеко, так как власть атаковала НАБУ и "антикоррупционеры" были вынуждены сплотить ряды перед общей угрозой.
Новое задержание Саакашвили вновь вынудило всех выступить солидарно (в суд пришла даже Юлия Тимошенко, которую вместе с Михо не видели со времен прорыва границы).
Но потом, после освобождения экс-президента Грузии, все вернулась на круги своя.
Помимо нежелания отдавать пальму первенства в оппозиции Саакашвили (который по ходу процесса занял пъедестал главного врага Порошенко), задавались и другие вопросы. Какая конечная цель акций протеста? Есть ли у Михо план? И если да, то какой он? Или это просто игра какая-то? Какие на самом деле у него отношения с Порошенко? Какой конкретный план отстранения президента от должности? И нужно ли его вообще отстранять, либо надо просто дождаться очередных выборов?
Ответы на эти вопросы не находились, что углубляло взаимное отторжение союзников. Кроме того, по данным "Страны", еще до первого задержания Саакашвили ряд крупных украинских бизнесменов, ранее спонсировавших МихоМайдан ради усиления своих переговорных позиций в торгах с президентом, перестали оказывать ему финансовую помощь.
Что, естественно, сказалось и на позициях политиков, которые на этих бизнесменов ориентировались.
Ситуация взорвалась в воскресенье, когда Саакашвили сообщил с трибуны, что штаб будет в Октябрьском дворце, после чего толпа рванула туда, где и встретилась с Нацгвардией. Произошла серия стычек, которые прекратил Михо. Увидев, что ситуация принимает нехороший оборот, он отозвал своих сторонников от дворца, а потом и открестился от идеи штурма. Но было уже поздно.
Провластные СМИ и комментаторы быстро создали ему образ "хулигана-беспредельщика". И, что еще хуже, впервые с однозначным осуждением акций Саакашвили выступили западные посольства. Это был действительно тревожный звонок, так как ранее считалось, что именно лояльное отношение Запада гарантирует Михо безопасность.
Вслед за этим с осуждением воскресной акции выступили почти все союзники Саакашвили начиная от еврооптимистов и заканчивая Юлией Тимошенко.
Создавалось ощущение, что это было лишь удобным поводом для демонстративного разрыва традиционной украинской политтусовки с Михо.
Внезапная пауза
Вся эта история, естественно, не могла пройти бесследно для протестной активности.
На митинге в воскресенье Саакашвили анонсировал с начала работы Рады во вторник акцию около парламентских комитетов.
Она не состоялось.
Во вторник же сам Михо неожиданно заявил журналистам, что массовые акции во время новогодних праздников - "неблагодарное дело", а потому в "маршах за импичмент" пока будет взят перерыв.
Хотя, судя по комментариям его соратников, окончательное решение - делать паузу или нет - еще не принято.
"Мы пока не объявляли о новом марше. Это не значит, что его не будет. Мы еще думаем", - сказал "Стране" народный депутат Юрий Деревянко (внефракционный), который вместе с Саакашвили входит в совет РНС.
Впрочем, другие источники в окружении Михо уверены: шествие в это воскресенье не состоится.
Одна из официально называемых причин, по которой в акциях решили взять паузу - нежелание попасть в новую неприятную историю вроде связанной с Октябрьским дворцом в воскресенье, 17 декабря.
"Каждый раз, когда мы собираемся, власть отвечает провокациями… Поэтому, когда мы будем делать эти марши, нам нужны четкие механизмы защиты от провокаций, а самый главный механизм защиты от провокаций – это количество людей: чем больше будет людей, тем сложнее нас будет разводить… Нас будет все больше и больше", - заявил Саакашвили.
Не горят пока желанием проводить новые акции в Киеве и другие участники МихоМайдана.
Например, движение народных депутатов от "Самопомощи" Егора Соболева и Семена Семенченко "Рух вызволення" уже заявило, что переносит акцент на региональную работу.
"Позиция нашего движения - идти к людям. Основная проблема в том, что наши акции начали походить на борьбу за власть. А это вредит лозунгам, с которыми мы вышли на улицу - создание в Украине антикоррупционного суда, принятие новых правил выборов, отмена депутатской неприкосновенности. Теперь мы призываем принять и закон о порядке импичмента президента. В ходе противостояния также встало требование об отставке генерального прокурора. Украинцам нужно объяснить, что мы, прежде всего, за это стоим", - сказал Соболев "Стране".
По его словам, сами депутаты ездить не будут. "Основную роль сыграют ветераны вооруженных сил и добровольческих батальонов, из которых состоит наша организация", - говорит Соболев. Еще одной задачей будет блокада "нечестного на руку" бизнеса или, говоря словами депутата, "передавливание незаконного обогащения".
В качестве примера он называет ноябрьское блокирование Новоград-Волынского топливного терминала в Житомирской области, куда якобы контрабандой поступало российское топливо.
Какие конкретные объекты могут быть заблокированы в этот раз, Соболев не говорит.
Но в любом случае лагерь протестующих на Грушевского останется. "Иначе Порошенко и прочие подумают, что мы "слились", - уточняет Соболев.
При этом совместные акции с Саакашвили он допускает, но с оговорками. "Нам нужно договариваться, чтобы никто никого больше не обманывал,.. чтобы решения принимали те люди, которые действительно организовывают протесты", - сказал Соболев без пояснений.
Как объясняет другой собеседник издания во фракции "Самопомощь", напряжение в отношениях между главными силами протестов вызвал скандал с Октябрьским дворцом. По версии источника, после разбора ситуации вожаки решили свести сотрудничество до минимума. Но это не предтеча окончательного разрыва.
"Лагерь у нас общий, хоть и из двух частей. И расходы на кухню протестного городка делим пополам", - говорит депутат, попросивший об анонимности.
Письмо-скандал
Дополнительный (и серьезный) раздражитель в коммуникации Михо с союзниками - это письмо к президенту Петру Порошенко, обнародованное во вторник, 19 декабря, пресс-секретарем главы государства Святославом Цеголко. При этом, еще до того информация о нем в негативной для Саакашвили интерпретации была слита властями в СМИ.
Напомним, в письме автор признается в своих политических ошибках, но называет абсурдным обвинение в свой адрес насчет работы на ФСБ. Он также высказался за деэскалацию ситуации и прекращение ее дестабилизации, а еще предложил переговоры "с уполномоченным представителем" президента.
Михо в авторстве признался, но в интервью уточнил, что встречаться с переговорщиками Банковой готов только в присутствии прессы.
Как сказал потом сам Саакашвили, письмо он написал под воздействием общения с некими западными дипломатами. Источники в его окружении сказали нам, что представители посольств действительно просили экс-президента Грузии "не раскачивать лодку", взамен обещая надавить на Порошенко, чтоб тот не принимал репрессивных мер в отношении Михо и его соратников.
Письмо вызвало волну насмешек со стороны блогеров и комментаторов власти и недоумение среди тех, кто поддерживает акции протеста.
Народный депутат Сергей Лещенко ("Блок Петра Порошенко", БПП) объясняет появление письма сложными обстоятельствами, которые довлеют над Михо. Но осадок, как говорится, остался.
"Я расцениваю письмо Саакашвили как попытку выстроить рамки игры с властью. Я не имею права его осуждать или поддерживать. Он ходит под уголовным делом, возможностью высылки. Сомневаюсь, что такое решение далось ему просто. Но было бы лучше, если бы такие шаги обсуждались в кругу партнеров", - прокомментировал он "Стране".
Примерно такая же реакция по поводу последних событий с участием Михо была и в "Батькивщине".
"Мы будем и дальше проявлять осторожность в делах с Саакашвили", - сказал нам один из нардепов "Батькивщины", напоминая, что его политсила всегда "точечно" участвовала в МихоМайдана.
Такой же логикой, похоже, руководствуется и "Самопомощь", и другая майданная оппозиция Порошенко. "Они чутко реагируют на сигналы из посольств западных стран. А там не все довольны хаотичной политикой Михо и его методами", - добавляет политолог Анатолий Октисюк.
Что дальше
Как бы то ни было, намерение продолжать протесты, но потом, демонстрируют все их участники.
"Думаю, пауза продлится до нового рассмотрения избирательного кодекса. До той поры нет особых поводов собираться, да и фактор праздников против нас", - спрогнозировал депутат Лещенко.
Проект кодекса, как писала "Страна", приняли в первом чтении. По словам соавтора избирательного кодекса Александра Черненко (БПП), "переработать" все поправки к документу рабочая группа (кстати, еще не сформированная) сможет только к марту.
Естественно, что если до этого момент никакой активности не будет, то протест умрет сам собой.
На это, вероятно, и расчитывает власть, всеми силами подыгрывая противостоянию между "умеренными" еврооптимистами и "взбалмошным хулиганом" Михо.
Но он на то и хулиган, чтоб не сидеть сложа руки, а потому вряд ли будет ждать очередного голосования. В конце концов, вокруг него уже сформировалась своя группа поддержки в составе нескольких тысяч человек, готовых выходить на улицу по его зову. Поэтому акции Саакашвили может проводить, по большому счету, и без попутчиков.
Если, его, конечно, не выдворят из Украины или снова не задержат. Этот вариант сейчас действительно обсуждается. Власть явно воспряла духом после неудачи МихоМайдана в воскресенье и готовится перейти в наступление, чтоб смыть позор предыдущих поражений. Возможно, впрочем, не на праздники, а позже, выдержав всю необходимую процедуру для получения судебного решения о незаконности пребывания Михо на территории Украины.
И тут уже вопрос - насколько группа поддержки Саакашвили будет готова в нужный момент прийти к нему на помощь.
С другой стороны, акции в Киеве играют важную роль в сломе стратегии Порошенко по установлению полного контроля над политическими процессами в стране накануне выборов. В этом заинтересованы многие игроки как внутри страны, так и за ее пределами.
А потому протестам, судя по всему, не дадут умереть. С Михо или без него они в той или иной форме будут продолжаться.