Прижившийся в Украине День всех влюбленных – 14 февраля – в зоне проведения Антитеррористической операции оказался омрачен шокирующим инцидентом.
На рассвете этого дня по месту дислокации в тылу 36-й отдельной бригады морской пехоты Военно-морских сил ВСУ произошло ЧП. Были расстреляны четверо военнослужащих, в совершении чего подозреваются их сослуживцы.
"Страна" собрала все детали этой трагедии, которую связывают с вернувшейся дедовщиной в украинской армии.
Сведения о ЧП не спешили предавать огласке
Первым об инциденте со ссылкой на источник в Министерстве обороны написало издание InfoResist. В 10:31 четверга, 15 февраля журналисты сообщили: два бойца 36-й бригады расстреляли четверых своих товарищей.
"Два военных расстреляли четверых, которые погибли", – сообщил источник.
Буквально через пять минут после этого в штабе АТО подтвердили смерть военных. "Представители Военной службы правопорядка в ВСУ и Национальной полиции выясняют причины и подробности чрезвычайного происшествия – гибели военнослужащих отдельной бригады морской пехоты", – говорилось в сообщении пресс-центра.
В штабе заявили, что тела военнослужащих были обнаружены "в доме, где они временно проживали". От каких-либо дополнительных подробностей спикер пресс-центра штаба АТО Василий Лабай отказался. В разговоре со "Страной" он заявил, что "на данный момент рано делать какие-то выводы", и сослался на отсутствие дополнительной информации о трагедии.
Вторил ему и пресс-офицер сектора "Донецк" Сергей Шаблиенко. В беседе с журналистами издания 0629 он заявил, что на данный момент виновники произошедшего не установлены.
В комментарии агентству "Интерфакс-Украина" пресс-офицер 36-й бригады Александра Бессмертная подтвердила факт гибели морских пехотинцев, однако отказалась сообщить подробности происшествия.
"Я не имею права что-либо сообщать, однако сам факт гибели военнослужащих подтверждаю", – сказала она.
Впрочем, эта попытка военных не допустить выноса сора из избы не удалась. В 11:51 на странице 36-й бригады в Facebook появилось подтверждение гибели морпехов. К тому моменту стали известны детали ЧП.
Конфликт по пьяной лавочке из-за неуставных отношений
Во-первых, было установлено – ЧП произошло в тылу в районе Широкино. Вслед за этим отпала версия о возможной диверсии, так как выяснилось: накануне инцидента военные употребляли алкоголь. После чего и случился конфликт с применением оружия.
Во-вторых, прояснились картина места совершения преступления и вероятный мотив.
По информации издания LB.ua, пехотинцы погибли по месту дислокации воинской части А-2802 в бывшем пансионате в селе Бердянское Донецкой области. Их застрелили двое сослуживцев из автоматов Калашникова. Тогда же была озвучена и возможная причина конфликта – неуставные отношения.
В пресс-службе Нацполиции Донецкой области "Стране" лишь уточнили, что по факту трагедии возбуждено уголовное дело по ст. 115 УК Украины ("Умышленное убийство"). И подтвердили, что само преступление было совершено накануне, 14 февраля.
Погибли "деды"-контрактники. Их расстреляли "салаги"
Источник "Страны" в системе МВД сообщил, что сведения об убийстве поступили в Волновахский райотдел полиции ГУНП в Донецкой области после полудня 14 февраля.
По его словам, у всех погибших – огнестрельные ранения в голову. Ими оказались:
- 39-летний командир десантно-штурмового взвода младший лейтенант, житель города Запорожье;
- 30-летний водитель десантно-штурмовой роты, старший матрос, житель Полтавской области;
- 20-летний оператор взвода огневой поддержки, старший матрос, житель Черкасской области;
- 23-летний наводчик десантно-штурмовой роты, житель Бахмута Донецкой области.
От каких-либо расширенных комментариев в полиции воздержались, переадресовав автора этих строк к курирующей дело Военной прокуратуре сил АТО.
За "военку" комментарии дали "говорящие головы" Генпрокуратуры. Пресс-секретарь главы ГПУ Лариса Сарган и спикер Резницкой Андрей Лысенко синхронно разместили информацию о деталях инцидента.
Исходя из обнародованных ими сведений, а также информации СМИ, события разворачивались следующим образом.
14 февраля морпехи-старослужащие якобы распивали спиртное. Не исключено, что алкоголь ударил военным в голову, на почве чего случился конфликт между ними и "молодыми". Поводом якобы стал вопрос уборки помещений в доме, где они проживали. Далее трактовки ЧП разнятся.
Как пишет сайт Новости-N, один из "молодых" схватил автомат и дал очередь по группе "дедов". Стрелял ли второй солдат, издание не уточняет.
Вместе с этим уже установлены детали в отношении личностей этих военнослужащих. Ими оказались 21-летний матрос-гранатометчик родом из Одесской области и 20-летний фельдшер, младший сержант из-под Киева.
В свою очередь, другое николаевское издание – "Преступности.НЕТ" – приводит их показания. По их словам, они около четырех часов утра 14 февраля из своего оружия (автоматов АК-47) выстрелили по нескольку раз в спящих на тот момент своих сослуживцев.
После этого убийцы пытались скрыть следы совершения преступления, чтобы обставить инцидент как халатность или диверсию врага. В помещении, где были обнаружены погибшие морпехи, силовики обнаружили следы поджога и закладки взрывчатки.
Проблема дедовщины вновь дала о себе знать
В ГПУ официально заявляют, что мужчины уже дали признательные показания на допросе. С участием фигурантов дела также был проведен следственный эксперимент.
В их интерпретации, трагедия произошла "на почве неуставных отношений", то есть фактически – дедовщины. На этой трактовке настаивают как подозреваемые, так и источники в следствии.
В настоящее время решается вопрос объявления военным о подозрении по ч.2 ст.115 УК Украины, санкция которой предусматривает от 10 до 15 лет тюрьмы и вплоть до пожизненного срока заключения. В ближайшие дни суд изберет им меру пресечения в виде ареста. Параллельно назначен целый ряд экспертиз, которые должны будут поставить точку в деле.
Неофициально силовики говорят, что ЧП под Широкино в очередной раз свидетельствует о наличии проблем в воинских частях с дедовщиной. "Страна" уже писала о том, что это позорное явление возвращается в украинскую армию.
Впрочем, судя по реакции штаба АТО и военных, в Минобороны предпочитают занять позицию "ничего не замечать". И продолжают убеждать общество, что неуставные отношения в армии искоренили уже давно и бесповоротно. А если и есть где-то отдельные инциденты, то это случайность, а не правило.