В горячке с назначением Юрия Луценко генпрокурором мимо внимания общественности прошел один очень важный важный пункт закона 4645. Этот закон, напомним, позволял Луценко (как человеку без высшего юридического образования) занять пост генпрокурора, а также откладывал вступление в силу норм закона о прокурорском самоуправлении. Но, кроме того, в принятом законе заложили еще одну "бомбу", которую мало кто сразу заметил.
Речь идет о внесении изменений в УПК, согласно которым так называемое специальное расследование (заочный суд) может осуществляться фактически против любого человека, которому объявлено заочное подозрение (письмом на адрес прописки) по статьям - госизмена, призывы к свержению конституционного строя, финансирование терроризма, диверсия, шпионаж, а также легализация доходов, полученных преступным путем, теракт, военные преступления и ряда служебных статей- превышение власти, взяточничество и прочее.
Только Юлия Тимошенко - лидер БЮТ возразила против таких поправок. Видимо, как опытный в подобных вопросах человек, она сразу почуяла, что теперь многие недруги президентской команды автоматически могут стать фигурантами заочных судов, где приговор вынесут даже без обвиняемой стороны.
В чем суть изменений? Ранее заочный суд был возможен только в случае, если подозреваемый был выставлен в розыск по результатам рассмотрения пакета документов в штаб-квартире Интерпола в Лионе (Франция).
Таким образом Интерпол был серьезным фильтром и помехой для применения заочного правосудия.
Типичный пример - дела против ряда беглых чиновников, документы по которым Интерпол отказался принимать, посчитав уголовные дела против них политическими преследованиями. Да и по многим другим подозреваемым, Лион также отсекал попытки объявить их в розыск на основании одного лишь письма ГПУ о наличии уголовного производства против такого то лица.
И европейские судебные инстанции позже подтверждали такие решения международной полиции. Как, к примеру, было с бывшим заместителем главы АП Андреем Портновым, в деле которого суд ЕС признал безосновательное наложение санкций.
Кроме того, новые изменения по поводу спецрасследования в пух и прах раскритиковало Главное научно-экспертное управление Верховной Рады. В частности, экспертам не понравилось что фактически голый полицейский рапорт опера о том, что человек скрывается или выехал на оккупированную территорию может служить основанием для его заочного осуждения без контроля международных институций, который ранее де-факто осуществлял Интерпол.
То есть достаточно розыска внутри страны и путь к заочному суду открыт.
Отметим, что это сильно упростит для ГПУ возможность осуждения (а также конфискации имущества) многих противников нынешней власти, которые скрываются за границей, а также беглых чиновников времен Януковича.
И Луценко может отчитаться о быстрых и больших успехах на своем новом посту. Громкие же заочные процессы могут стать зрелищным пиар-мероприятием власти в течение ближайшего года, при помощи которого попытаются отвлечь внимание людей от социально-политических проблем в стране и коррупционных скандалов внутри нынешней власти.