В минувший понедельник Совет ЕС принял решение снять большую часть многолетних санкций с Беларуси. Мы решили проанализировать узловые элементы многовекторной политики Александра Лукашенко, обеспечившей ему прорыв на западном направлении.
1. Какой шаг навстречу Минску предпринял Евросоюз?
15 февраля Совет ЕС принял решение не продлевать действия санкций против 170 частных лиц- граждан Республики Беларусь и трёх белорусских компаний. Им вновь будет разрешён въезд на территорию Союза, поставки товаров, а их счета в банках стран-членов ЕС разморожены.
Санкции против четырёх белорусов, чьи имена на разглашаются, остались в силе. В Брюсселе этих лиц подозревают в причастности к нарушениям прав политической оппозиции. Также сохранен запрет на поставки в Республику Беларусь военной и специальной техники для полиции.
2. Когда и как режим Лукашенко оказался под действием европейских санкций?
ЕС ввел санкции против Белоруссии и ее президента Лукашенко в 2002 году, объяснив их нарушениями прав человека. К тому времени в стране оппозиция была не только вытеснена из парламента, но и многие ее лидеры исчезли и были предположительно убиты спецслужбами. После президентских выборов 2006 года в Белоруссии ЕС ужесточил санкции, расширив список белорусских граждан, которым запрещен въезд на территорию ЕС. Также было принято решение о замораживании счетов Лукашенко и белорусских чиновников в европейских банках.
После президентских выборов 2010 года и жестокого разгона митинга оппозиции, обвинившей Лукашенко в фальсификации результатов голосования, ЕС расширил санкционный список, который поэтапно увеличивался до середины 2012 года.
3. Какие шаги Лукашенко позволили ему добиться снятия санкций?
В минувшем году режим пошёл на некоторые уступки. Из тюрем были выпущены осуждённые в 2010 году лидеры оппозиции, включая бывшего кандидата в президенты Николая Статкевича. Уменьшилось давление на немногие сохранившиеся в стране независимые общественные организации. Но, главное, Лукашенко сделал все, чтоб своё очередное переизбрание на пост президента в октябре 2015-го прикрыть ширмой максимальной демократичности. Никто не препятствовал в агитации другим кандидатам. Благо, что политическое поле за 21 год правления "батьки" зачищено настолько основательно, что ни один из альтернативных кандидатов по определению не мог составить конкуренцию Лукашенко. И это при том, что белорусская экономика несколько лет находится в глубочайшем кризисе, а за один доллар в обменниках просят около 25 тысяч (!) местных рублей.
Немало помогла Лукашенко его роль хозяин мирных переговоров по поводу войны на Донбассе. Его подчёркнутая нейтральность в этом конфликте (вопреки формальному участию Беларуси в Союзном государстве с Россией) снискала ему немало поклонников в ЕС и даже США.
Такие декоративные шаги были в ЕС оценены как достаточные для снятия. Ведь в основе этого решения внешнеполитические расчёты, весьма далёкие от заботы о состоянии демократии в Беларуси.
4. Какова политическая подоплёка потепления отношений между Брюсселем и Минском?
Решение Кремля вступить в схватку с Западом за влияние на Украину стало подарком судьбы для Лукашенко. На фоне украинского кризиса Белорусская стабильность стала высоко цениться многими. Но ещё важнее оказалась готовность Лукашенко изящно отойти в сторону и в критические дни весны 2014 года сделать невозможным даже гипотетическое обсуждение вторжения российских войск в Украину через территорию Беларуси. Тогда решительно отличающуюся от подходов Москвы позицию Минска оценили и в Брюсселе, и в Вашингтоне. И вот когда на роль "последнего диктатора Европы" стал претендовать гораздо более опасный для Запада, чем Лукашенко, человек, в ЕС решили, что с "батькой" стоит дружить.
5. Как на снятие европейских санкций отреагируют в России?
Интересно, что, хотя Минск и был заинтересован в снятии санкций, на данном этапе решение было инициировано самими европейцами. Это скорее ЕС делает шаги навстречу Минску, чем наоборот. Дело в том, что Лукашенко ныне волнует больше не возможность посетить Париж или Берлин (тем более, что приглашать его с визитом пока ни в одной из европейских столиц морально не готовы), а поиск путей спасения национальной экономики. официальному Минску срочно нужны деньги. Только за январь 2016 года золотовалютные резервы Белоруссии уменьшились на $149 млн, а за декабрь — на $408,2 млн. В масштабах страны это очень крупные суммы. А белорусский рубль за январь обесценился более чем на 8%. Европейский Союз помогать не намерен в принципе, а переговоры о выделении кредита МВФ застопорились. Фонд требует существенной либерализации глубоко социалистического Белорусского хозяйства. На что Лукашенко пойти не готов, опасаясь потери поддержки со стороны пенсионеров, бюджетников и работников крупных предприятий. Для всех этих категорий граждан "Батька" на 25 лет фактически продлил существование СССР. Теперь этому приходит конец. Ситуацию на время может спасти только очередная помощь России.
9 февраля Лукашенко прилетел к Владимиру Путину в Сочи. По итогам встречи с ним Белорусский лидер заявил, что Москва поможет. Речь может идти, либо о восстановлении поставок российской нефти, из которой белорусы с выгодой для себя производят бензин, продаваемый как самим россиянам, так и в ЕС, либо о кредите Евразийского фонда стабилизации и развития. Минск ещё осенью просил 2 млрд долл.
В ответ Лукашенко мог согласиться на размещение новой российской авиационной базы, что неизбежно вызовет негативную реакцию НАТО, а также на сдержанность в диалоге с ЕС. Показательно, что снятие санкций не стало поводом для шумных празднований в Минске. Можно не сомневаться, что на встрече в Сочи Лукашенко уверил Путина, что не намерен купиться на подарки европейцев. Снятием визовых ограничений 10 млн белорусов не накормишь.
Таким образом, Минск продолжит многовекторную политику и снятие прежних барьеров на пути диалога с Западом только усилит его позиции и на переговорах с Москвой. Да и Украина всячески будто специально помогает батьке. Сначала запрет на полёты российских авиакомпаний превратил Минск в крупнейший центр транзита для украинцев и россиян по-прежнему массово летающих по делам и просто в гости друг к другу. Теперь уже устраненная Киевом "автомобильная война" неизбежно приведёт к тому, что потоки грузовиков из Европы да и самой Украины пойдут в Россию через белорусскую территорию. Гибким и компромиссным в мировой политике быть намного выгоднее.