Дмитрий Мицкевич
Мусорная свалка подо Львовом, которая стала известна на всю страну после недавнего пожара и гибели людей, давно превратилась для города в мину замедленного действия. Уже около полувека из почти миллионного города сюда ежедневно свозят сотни тонны отходов, которые не перерабатываются и загрязняют все вокруг.
За десятки лет выросла гигантская мусорная гора высотой как правый берег Днепра в Киеве. "Образовалась 75-метровая куча, равная 25-этажному небоскребу, – это мировой антирекорд в мире", - сказал нам член общественного совета при Львовской ОГА Зеновий Бермес.
А поскольку мусор, естественно, никто не сортирует и не перерабатывает, а просто сваливают в кучу, то он разлагается, и вся эта гадость растекается и отравляет почву. "Там много вредных веществ, в том числе тяжелых металлов. В колодцах в соседних селах - не вода, а грязь", - говорит Бермес.
Токсичный полигон
Кроме того, внутри мусорной горы скапливаются газы, они то и загорелись, а не мусор. Поэтому свалка постоянно тлеет и вспыхивает с новой силой. Поэтому тушить пожар водой было ошибкой, уверен научный руководитель научно-производственной экологической группы "Потенциал" Владимир Рогов. Три года назад он разрабатывал для свалки план рекультивации ("оживление" воды и земли на полигоне). Но дело, по его словам, застопорилось из-за денег – для приведения в порядок свалки нужны были сотни миллионов гривен.
Была также идея откачивать газ с "мусорки" и даже получать из него электроэнергию и зарабатывать на этом. Шесть лет назад пришла фирма, которая выкопала для этого десятки скважин, добавляет Бермес. Но что-то не поделили с властью и все сошло на нет.
Также на полигон долго свозили химию - промышленные отходы, так называемые гудроны. "Это токсичные вещества, опаснее них только радиация", - объясняет председатель экологической комиссии Жолковской районной рады Игорь Муравский.
Минувшей зимой ядовитая жижа прорвалась и отравила местную почву и речку. "В местной речушке потом всплыла мертвая рыба", - говорит Муравский. Свалка находится на границе Европейского водораздела, так что наша отрава через подземные каналы может попасть за границу. Кстати, там уже заволновались из-за ЧП во Львове. На польских сайтах появилась информация, что ядовитое облако от пожара на Грибовичской свалке якобы угрожает полякам.
"Токсичные столбы дыма поднимаются всего в 70-ти километрах от польской границы. Это может быть крупнейшей экологической катастрофой после Чернобыля ", - пишет интернет-портал zprawa.pl. По официальным данным городской коммунальной лаборатории, воздух у свалки не отравлен. Однако часть экспертов уверена, что казенная техника устарела и может ошибаться. По данным доцента кафедры химического факультета Львовского нацунивиерситета имени И. Франко Лидии Бойчишин, нормы загрязнения воздуха вредными веществами в районе свалки превышены примерно в два раза.
У местных - опухоли и астма
"Львовский мини-Чернобыль", как уже успели окрестить свалку, бьет по здоровью тысяч человек, уверяют медики. Жители соседних сел Большие Грибовичи, Збиранка и Малехов жалуются на серьезные проблемы со здоровьем. По данным Жолковской районной больницы, за последние годы у местных детей чаще, чем в других селах, обнаруживают опухоли, астму, болезни крови и врожденные недуги. Селяне не раз устраивали акции протеста и перекрывали дороги.
Достается и львовянам. Ядовитые овощи, выращенные на соседних со свалкой огородах, попадают на львовские базары. Кстати, пока на свалке тушат пожар и бьют тревогу об экологической катастрофе, жители соседних сел продолжают спокойно работать на своих огородах и полях.
По хорошему, "мусорку" должны были закрыть еще сразу после того, как Украина стала независимой (срок эксплуатации свалки – 25 лет). Но за все эти годы местные власти не смогли ни привести в порядок этот полигон, ни найти места для нового, ни построить завод по сортировке и переработке мусора. Официально санэпидемстанция закрыла свалку еще перед Помаранчевой революцией, 12 лет назад, но на деле ее продолжали эксплуатировать. Просто некуда было свозить мусор – ни одно село в области не соглашалось стать "вторыми Грибовичами".
Вывозят гудроны и качают газ
Довести до ума Грибовичскую свалку предлагали четыре десятка инвесторов, в том числе много иностранных, но им не удавалось договориться со львовскими властями. Те якобы требовали немалый "откат". Впрочем, мэр Львова Андрей Садовой уверяет, что толкового проекта среди предложенных не было. "Участки под новый полигон в области не выделяли из-за политического давления", - говорит Садовой, намекая на то, что решить проблему ему мешали политические оппоненты.
Закрытие свалки многим не выгодно, говорят эксперты. Дельцы могут "втихаря" откачивать "мусорный газ" и вывозить оттуда гудроны на переработку (их добавляют в асфальт и используют как топливо). "Незаконная откачка могла спровоцировать пожар – достаточно было искры", - предполагает Лидия Бойчишин. Огонь пробрался в глубинные каналы с газом, поэтому, по ее мнению, сколько тонн воды или песка на горящую свалку выльешь, пожар не потушить. "Нужны специальные химические препараты, на которые, очевидно, нет денег", - говорит Бойчишин.