В четверг народные депутаты Егор Соболев и Леонид Емец сообщили сенсационное известие - Конституционный суд намерен отменить закон о люстрации чиновников, работавших на руководящих должностях во времена экс-президента Виктора Януковича. Интернет-издание "Украинская правда" опубликовало проект решения, который суд должен был принять уже на следующий день. Но в пятницу решение не было принято. Судья-докладчик Наталья Шаптала назвала пятничное заседание "обычным плановым, на котором никакого решения приниматься не будет", а опубликованный проект решения - "одним из рабочих проектов".
Планировалось ли вообще принятие решения по закону о люстрации или оно было перенесено из-за возникшей шумихи, неизвестно. Тем не менее, проект решения готов. "Страна" проанализировала, что планирует принять Конституционный суд.
Что произойдет
Опубликована резолютивная часть проекта решения. Должна быть еще мотивационная, но в публичном доступе ее нет. О чем говорится в резолютивной?
Первая страница проекта КС. Фото: "Украинская правда"
Проект Конституционного суда говорит о признании неконституционными положений закона "Об очищении власти", которые предусматривают "автоматическую" люстрацию, без решения суда. Это следует из пункта 1 проекта, в котором говорится о части 1-4 статьи 3 закона "Об очищении". Рассмотрим каждый пункт подробно.
В первой части говорится об автоматическом десятилетнем запрете на работу в госорганах лицам, которые больше года были на высоких должностях во время президентства Виктора Януковича. Вторая часть предусматривает такой же запрет для чиновников, которые не уволились по собственному желанию в период Евромайдана. Оба эти пункта, согласно проекту решения, признаются неконституционными.
Отмена третьей части статьи 3 закона "Об очищении власти" освобождает от люстрации судей, которые выносили постановления о содержании под стражей в отношении амнистированных участников Евромайдана. От люстрации освобождаются также правоохранители и сотрудники прокуратуры, которые осуществляли уголовное преследование в отношении амнистированных майдановцев.
Также в случае принятия этого проекта Конституционный суд отменит люстрацию в отношении руководства КПСС и КПУ, начиная с секретаря райкома и выше.
Важно понимать, что проект никоим образом не затрагивает пункты 5-10 статьи 3 закона "Об очищении власти", в которых речь идет о люстрации лиц, чья вина доказана в суде. Таким образом, в случае принятия этого проекта в силе останется люстрация в отношении чиновников, которые помогали Януковичу узурпировать власть, а также правоохранителей, сотрудников прокуратуры и органов местного самоуправления, которые препятствовали мирным собраниям на Евромайдане. То же - в отношении судей и правоохранителей, по которым суд доказал сотрудничество со спецслужбами других государств, подрыв нацбезопасности или призывы к сепаратизму.
Проект сохраняет люстрацию лиц, которые предоставили недостоверные сведения о своем имуществе в ответ на требования закона "Об основах предотвращения и противодействия коррупции".
Все эти изменения фактически выполняют рекомендации Венецианской комиссии. Этот консультативный орган, напомним, в целом признал за государством право на люстрацию, но высказал ряд претензий к отдельным ее положениям. Среди них - критика неперсональной люстрации чиновников без решения суда, основанной лишь на причастности к той или иной категории.
Вторая страница проекта КС. Фото: "Украинская правда"
Кроме того, что любопытно, проект решения признает неконституционным закон об амнистии участников Майдана, которую Верховная Рада приняла сразу после смены власти в Киеве. Благодаря этому закону, среди прочих, амнистию получили нынешние народные депутаты Игорь Мосийчук и Андрей Белецкий, а также отец и сын Дмитрий и Сергей Павлюченко. В случае признания этого закона неконституционнным все четверо, а также прочие освобожденные 38 человек, могут понести уголовную ответственность.
Согласно проекту, решение Конституционного суда имеет преюдициальное значение - является обязательным для исполнения и обжалованию не подлежит.
Кто за, кто против
Директор департамента люстрации Министерства юстици Татьяна Козаченко считает, что в нынешнем составе суд не может рассматривать конституционность закона о люстрации, поскольку возникает конфликт интересов.
"Это решение - вне правового поля. Об этом заявили и представители парламента и представители правительства, предоставив обоснованное подтверждение. Если у нас есть необновленный состав КС, в котором шесть судей времен Януковича (речь идет о главе КСУ Юрие Баулине, судьях Сергее Вдовиченко, Михаиле Гультае, Михаиле Запорожце, Олеге Сергийчуке и Наталье Шаптало), у которых есть конфликт интересов при рассмотрении этого дела, они не могут обеспечить непредзвятое рассмотрение дела", - сказала Козаченко "Стране".
По ее мнению, признание норм закона неконституционными неоправданно, а существующие недочеты можно решить при помощи совершенствования закона через парламент.
"Венецианская комиссия рассматривала закон и сказала, что люстрация не является нарушением права человека и что государство имеет право защищать себя в том числе с определением минимальных критериев доступа к госслужбе. Они одобрили фактически, обозначили возможные риски и учли в том числе проект решения №2695, который есть в парламенте на улучшение. Совершенствование закона не имеет отношения к неконституционности норм", - сказала Козаченко.
Отметим, что проект закона №2695 даже расширяет перечень лиц, подлежащих люстрации, но не включает в себя рекомендацию об индивидуальном подходе к лицам, подлежащим люстрации.
Другое мнение имеет бывший министр юстиции Елена Лукаш.
"Очевидно неконституционный закон был принят и реализовывался, несмотря на многочисленные замечания европейских экспертов. Глава Венецианской комиссии Джанни Букиккио прямо сказал, что закон о люстрации - плохой закон (03.02.2015 во время встречи с президентом П.Порошенко), - сообщила "Стране" в письменном комментарии Елена Лукаш, которая подпадает под критерии люстрации по действующему закону. - Директор секретариата Венецианской комиссии Томас Маркерт заявил, что "…этот закон может стать инструментом политической мести и борьбы с оппонентами". Это мнение разделяет и член ПАСЕ Валерий Гилецкий: "…подобный закон может стать политической дубинкой для расправы с оппонентами". Оценка этому закону дана и в выводах седьмого доклада мониторинговой миссии УВКПЧ ООН 15.11.2014: "Некоторые положения закона сомнительны с точки зрения их соответствия международным стандартам… противоречит международному законодательству в области прав человека и рекомендации 7568 Совета Европы". Оценки и мнение европейцев были проигнорированы украинскими законодателями. Истинные цели принятия этого закона - месть, страх, расправа с оппонентами, боязнь конкуренции".
Луценко угрожает концом суда
Изначальной версией о том, почему Конституционный суд решил ускорится с рассмотрением закона о люстрации, в СМИ было предположение, что это плата со стороны властей за голосование Оппозиционного блока за судебную реформу.
Но пока со стороны власти комментарии идут по большей части негативные. Так, председатель Верховной Рады Андрей Парубий сообщил, что в пятницу, в день рассмотрения Конституционным судом закона "Об очищении", встречался с главой КС Юрием Баулиным. Речь шла как раз об упомянутом законе, к ревизии которого Парубий относится крайне отрицательно.
А генеральный прокурор Юрий Луценко публично предрек "конец Конституционного суда", если тот примет "неправильное" решение. То есть, если признает положения закона о люстрации неконституционными.
Какие на самом деле требования звучат в высоких кабинетах? Будут ли судьи их выполнять? Это мы узнаем не раньше 14 июня, когда суд вновь рассмотрит закон "Об очищении власти".