Украинские заробитчане бьют рекорды. В прошлом году они перечислили на родину 14 миллиардов долларов, что на 19% больше, чем годом ранее.
Такие цифры приводит Всемирный банк, отмечая, что работающие за границей украинцы обеспечили стране 10% ВВП и больше 42% доходной части бюджета.
Всемирный банк оценил вклад наших заробитчан в отечественную экономику даже выше, чем Нацбанк. По данным НБУ, в 2018 году гастрабайтеры перечислили в Украину порядка 10,9 миллиардов долларов.
Трудовые успехи украинцев за границей позволяют экспертам заявлять, что, дескать, гастарбайтеры стали настоящим локомотивом нашей экономики.
"Эти деньги подпитывают потребление и способствуют валютной стабильности в стране. Уже в ближайшее время заробитчане могут вытеснить металлургов из списка крупнейших поставщиков доллара в Украину. Ведь цены на металлургическую продукцию на мировом рынке начали падать, тогда как переводы от гастарбайтеров только растут", - говорит глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.
Впрочем, не исключено, что в будущем плюсы могут обернуться сплошными минусами, - говорит Забловский. Нехватка рабочих рук с каждым годом будет все сильнее тормозить экономический рост в Украине.
По подсчетам экономиста Алексея Куща, если бы наши заробитчане работали на отечественных предприятиях, то, вместо 14 миллиардов денежных переводов они могли бы сгенерировать добавленной стоимости на 40-50 миллиардов долларов в год.
Но хуже всего будет, когда заробитчане решат окончательно порвать с родиной, и перевезут свои семьи в Европу. Тогда Украина рискует потерять и людей, и деньги.
"Страна" разбиралась в том, какая же настоящая цена украинских рабочих рук.
Дорогие заробитчане
Во Всемирном банке рекордную цифру денежных переводов от наших заробитчан пояснили двумя факторами. Во-первых, растет спрос на украинских рабочих за границей, провоцируя рост трудовой миграции. Во-вторых, ВБ усовершенствовал методику подсчета - в ней учитываются не только официальные переводы, но и, оценочно, другие каналы передачи денег (скажем, наличкой в "бусиках").
Экономист, главный эксперт Нацбанка Андрей Блинов пояснил "Стране": "НБУ оценивает сумму частных переводов в Украину в 2018 году на уровне 10,888 млрд долларов. Конечно же, это оценочные данные, собранные в рамках методологии платежного баланса. Лишь половина этой суммы пришла по официальным каналам - 3,42 млрд через корсчета банков, еще 2,26 млрд через международные платёжные системы. А свыше 5 млрд долларов - это оценка. Предположительно, именно такая сумма передается в Украину неформально - самими заробитчанами, членами их семей или знакомыми, водителями автобусов и т.д".
По его мнению, оценка Всемирного банка в 14 млрд долларов выглядит завышенной. "Лишние" 3 млрд долларов намного сильнее давили бы на курс гривны, чем мы это видели на протяжении минувшего года", - говорит он. Другими словами, $14 млрд от заробитчан могли бы существенно обвалить курс доллара.
"Поступления от заробитчан фактически входят в топ-3 украинского экспорта наряду с продукцией металлургии и АПК. Это четверть товарного экспорта из Украины", - отмечает Блинов.
Впрочем, по мнению экономиста Алексея Куща, вес заробитчан переоценивают и в Нацбанке и в ВБ.
"В ходу несколько экономических мифов. К примеру, некоторые эксперты считают трудовую миграцию сплошным негативом, "убивающим" экономку. Другие, наоборот, называют ее панацеей и главным двигателем экономики. На самом деле правда, как всегда, где-то посередине. Заробитчане переводят на родину порядка 70% той суммы, которую им приписывают, то есть, около 8 млрд долларов по итогам прошлого года. Остальное - это заработки наших IT-шников, которые они получают на личные банковские счета от иностранных заказчиков, а также подпитка черного валютного рынка долларами. Деньги заводятся по банальной схеме - на тех же IT-шников (реальных или мнимых), работающих как физлица-предприниматели на 4 группе - перечисляют по липовым актам выполненных работ до 4 млн гривен в год на каждого", - поясняет Кущ.
Уедут с деньгами?
Сколько наших соотечественников трудится за границей - точно неизвестно. Экспертные оценки расходятся - от 3 млн до 10 млн человек. По мнению Забловского, реальное число может составлять 5-7 млн. Алексей Кущ говорит, что 2-3 млн человек - работают за пределами страны постоянно, и еще 5-6 млн - это так называемая маятниковая миграция (сезонные и временные работы). Больше всего украинцев трудится в Польше - по данным тамошнего МИДа, порядка 2 млн человек. Немало наших трудовых мигрантов также в России, Германии, Чехии, Израиле и т.д.
"Согласно социологическим исследованиям, больше всего украинцев привлекает работа в Германии. 37% опрошенных хотят работать именно в этой стране", - говорит президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник.
"Украина скатывается к мексиканской экономической модели - когда основной доход приносят сырье и заробитчане", - убежден Кущ.
"В краткосрочном периоде это несет позитивный эффект, поскольку компенсирует дефицит во внешней торговле (он как раз составил по итогам минувшего года 12,6 млрд долларов). Снижается давление на внутренний рынок труда: официальный уровень безработицы, по методологии Международной организации труда, снизился до 8,6%. Плюс - возможность получать зарплату в Польше, Чехии или России является одной из причин быстрого прироста заработных плат в Украине (средний показатель вырос на 24,8% за 2018 год)", - отмечает Андрей Блинов.
В этом году, по прогнозам Нацбанка, частные переводы в Украину достигнут 12,2 млрд. долларов. "Причем показатель может быть пересмотрен в сторону повышения, так как в ряде стран Евросоюза наблюдается рекордно низкая безработица", - говорит Блинов.
Польша и Германия уже начали открытую войну за украинских рабочих. В Германии до 2020 года запустят упрощенную схем трудоустройства для иностранцев, которой могут воспользоваться и наши соотечественники. Похожий законопроект сейчас лоббируют и чешские работодатели, которым также не хватает рабочих рук. То есть, можно предположить, что влияние заробитчанских денег на украинскую экономику будет только расти.
В ближайшие годы Европе понадобится дополнительно 14 млн трудовых мигрантов, то есть, ехать украинцам есть куда. Но не все так просто.
"Нам банально не хватает людей. Польша уже сняла сливки с нашего рынка труда. Потенциал для дальнейшей трудовой миграции практически исчерпан. Разве что продолжит уезжать молодежь - до 500 тысяч человек в год. Но таких массовых "трудовых десантов", как в последние годы уже не будет", - уверен Кущ.
Могут быть сюрпризы и с деньгами.
"Многие заробитчане готовы окончательно порвать с родиной и увезти отсюда семьи. Следовательно, перечислять деньги им будет некому", - считает глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. По его мнению, о радикальных настроениях наших гастрабайтеров свидетельствует кардинальное изменение структуры трат заробитчанских денег.
"Раньше они массово шли в недвижимость. Заробитчане вкладывали в жилье, строили мини-отели, магазинчики и так далее. То есть, они собирались подзаработать и вернуться домой. Благодаря этому даже после кризиса 2008 года рынок недвижимости западных регионов, в отличие от восточных, не рухнул, а продолжил расти. Но с недавних пор все поменялось. Сейчас заробитчане уже не покупают квартиры. Их деньги идут на жизнь - еду, автомобили, товары массового спроса, развлечения. Плюс - накопления, но вне банковской системы. Поэтому на экономику эти средства работают все меньше", - говорит Дорошенко.
Светить доходы для гастрабайтеров все рискованнее. С недавних пор к семьям, имеющим кормильца за границей, пристально присматривается Минсоцполитики. Оно пытается заставить такие домохозяева учитывать заграничные переводы в структуре доходов, и массово лишает субсидий.
Многие заробитчане активно ищут способ остаться в стране пребывания.
"Во многих странах Европы для того, чтобы претендовать на вид на жительство, нужно прожить там 3-5 лет. Для тех, кто уехал по безвизу в 2016 году время "Ч" наступит в 2019-2021 годах. То есть, по сути мы уже вплотную приблизились к точке невозврата", - уверен Дорошенко.
Понятно, что в этом случае поток заробитчанских денег может заметно иссякнуть. С другой стороны, если украинские гастарбайтеры двинутся из той же Польши дальше в Западную Европу, скажем, Германию, то их заработки вырастут. Это хотя бы частично компенсирует возможные потери от "отказников".
Получили 14 миллиардов - потеряли 50
Эксперты спорят - что было бы, если бы наши заробитчане, вместо того, чтобы работать на польских и немецких предприятиях, трудились бы в Украине.
"Большинство трудовых мигрантов работают не по профессии (93% работают руками), хотя дома они могли быть офисными сотрудниками, например. Но наша экономика получает значительный приток валюты из-за границы, плюс государство решает вопрос с избыточным социальным давлением внутри Украины", - говорит Василий Воскобойник.
"Сейчас гастарбайтеры, помимо того, что перечисляют на Родину, тратят на жизнь в стране пребывания до 3 млрд долларов плюс платят там порядка 500 млн евро налогов. А если бы они трудились дома, то могли бы сгенерировать для ВВП дополнительно 40-50 млрд долларов, то есть, в разы больше, чем переводят деньгами. 7 млн штатных работников украинских предприятий дают нам 120 млрд долларов ВВП, то есть, около 18 тысяч каждый. Они, а не заробитчане, тянут экономику", - говорит Кущ.
"По оценочным данным, в среднем добавленная стоимость одного работника в промышленности и АПК составляет порядка 50 тысяч долларов в год. Умножьте это на 5 млн. и получите кумулятивный эффект", - отмечает Забловский.
По мнению Дорошенко, на старте безвиза отправить украинцев на работу за границу - было лучшим решением для власти. Иначе они бы попросту пополнили ряды безработных. "Плюс - уезжает, как правило, самая активная часть населения. Если бы в 2013 году у нас был безвиз, то, вполне возможно, не было бы Майдана. Да и сейчас, вернись заробитчане домой, они начали бы давить на власть, требуя реформ и жизни как в Европе", - считает Алексей Кущ.
Предприятия же массово жалуются на жесткий дефицит кадров. Работать на стройках и заводах попросту некому. Из-за нехватки рабочих рук уже откладывают запуск новых проектов.
"В прошлом году компаниям сложнее всего было привлечь работников с инструментом. Катастрофический дефицит швей, электриков, слесарей и поваров. Если в среднем в госслужбе занятости на 1 вакансию было около 10 соискателей, то на вакансию работника с инструментом приходился только один зарегистрированный безработный. Согласно опросам, главными сдерживающими факторами развития предприятий стали высокие цены на энергоносители, сырьё и материалы. Но и дефицит кадров является одной из причин", - рассказала "Стране" председатель Всеукраинского профсоюз производственников и предпринимателей Наталия Землянская.
При этом Украина продолжает тратить немалые деньги на подготовку специалистов, которые уже завтра могут пополнить ряды трудовых мигрантов - до 8 тысяч долларов на человека.
Понятно, что в таких условиях рассчитывать на рост экономики на 5% в год не стоит. Скромные 2-3% - это потолок, для больше у нас попросту не хватит людей, уверены эксперты.
"Малолюдная территория с африканскими рабочими"
По мнению Алексея Куща, если власти решат отказаться от сырьевой экономической модели и все же запустят промышленную революцию, первая проблема, которую нужно будет решить - это кадры.
"Придется искать способы заполучить рабочие руки. Причем, африканцы и азиаты, которым прочили роль трудовых мигрантов в Украину, к нам уже не поедут - они и дома получают такие же зарплаты, как у нас. Единственный выход - запустить программу возврата украинцев на родину. Тут уже придется подумать над "пряниками" - льготная ипотека, кредиты на бизнес, различные льготы. И, конечно же, в стране должен вырасти уровень жизни. Иначе зачем возвращаться", - говорит эксперт.
"В средне- и долгосрочной перспективе массовая трудовая миграция углубляет проблемы. Во-первых, по ряду профессий уже сформировался дефицит рабочей силы на внутреннем рынке, который всё сложнее перекрывается возможностями нового обучения.
Во-вторых, усиливается депопуляция (это касается не столько самих заробитчан, сколько их детей, которые делают выбор в пользу постоянного проживания в другой стране).
В-третьих, это ведет к кризису всей системы социального обеспечения: если сегодня 11 млн граждан, уплачивающих единый социальный взнос, финансируют 12 млн пенсионеров (соотношение 9,2:10), то в ближайшие пару десятилетий это соотношение может достигнуть 7:10", - отмечает Андрей Блинов.
По его словам, ситуация может развиваться по двум сценариям. "Согласно первому, на нашу малолюдную территорию начнут массово прибывать работоспособные жители более бедных государств (вероятно, Азии и Африки), которые постепенно изменят европейский тренд развития украинского государства, однако поддержат систему социальной помощи. Согласно второму, Украина через полвека станет весьма малозаселенной страной (за исключением десятка мегаполисов), которая сможет сделать ставку на экологический туризм и развитие заповедников. При этом страна пройдет через ряд системных кризисов системы социального страхования, грозящих резким сокращением средней продолжительности жизни (из-за ранней смертности стариков, инвалидов и прочих нетрудоспособных категорий)", - рисует мрачные картинки будущего Блинов.
Третий сценарий, по его мнению, - это новый экономический курс: создание новых рабочих мест внутри страны и заимствование технологий за счет создания совместных предприятий с мировыми концернами.
Но будет ли он реализован в обозримом будущем - неизвестно.