Из президента – в клоуны
Одной из главных тем обсуждений вчерашнего дня оставались воскресные "дебаты" на "Олимпийском", на которых президент дебатировал сам с собой. Если точнее, сам с собой соглашался.
Он не задавался вопросами вроде "почему я не закончил войну" или "зачем я повысил тарифы в десять раз". Этап раскаяний прошел, не коснувшись главных вопросов, – теперь Порошенко себя только пиарит в стиле позднего Ельцина. И мочит конкурента.
Уже само проведение воскресных "дебатов" было задумано как мочилово Зеленского – мол, он трус, не пришел дебатировать, а Порошенко мужик. В штабе конкурента этот пиар-ход восприняли спокойно – мол, у нас дебаты 19-го, присоединяйтесь. И съязвили насчет того, что президент превращается в клоуна.
Спокойствие штаба Зеленского объяснимо. Аргументация победы Порошенко на дебатах с ним самим сработала только на тех, на кого и могла сработать, – то есть на его сторонников. Они и разгоняли этот сигнал через многочисленную армию платных и добровольных порохоботов.
Электорат Зеленского воскресное шоу не оценил – для него дебаты будут 19-го. Сложнее сказать, как отреагировал неопределившийся электорат, среди которого немало тех, для кого дебаты имеют значение. Однако именно дебаты, а не шоу одного актера. И в этом контексте куда важнее то, что произойдет 19-го.
Первый вариант: Зеленский приходит на стадион, Порошенко – в студию "Суспильного ТВ", и между ними устраивают скайп-конференцию. Понятно, что многое будет зависеть от подготовки к дискуссии, но на старте позиция президента для объективного наблюдателя выглядит проигрышной: один – среди людей, другой – в пустой студии. И все напоминания насчет воскресного похода гаранта на стадион бессмысленны.
Второй вариант: Зеленский на стадионе, Порошенко в студии, и никакой связи между ними. То есть, по сути, два театра одного актера. Кто будет выглядеть в этой ситуации выигрышнее – профессиональный шоумен перед стадионом зрителей или профессиональный политик в пустой студии? Ответ очевиден.
Поэтому, как бы ни упирался президентский штаб в свою версию, гаранту надо идти на стадион. Только в этом случае он будет выглядеть воином, принявшим бой. А уж как сложится сам бой – решат именно дебаты.
Сорвет ли Порошенко выборы?
Тем временем в обществе обсуждают возможные варианты срыва выборов со стороны штаба Порошенко. Наиболее обсуждаемый в СМИ вариант – через недоукомплектацию избирательных комиссий. Об этой проблеме заявил даже Центризбирком – правда, не указав при этом, какой именно из кандидатов не заполняет свои вакансии.
Однако такой вариант чреват, поскольку виновник возможного срыва выборов при нем очевиден. И даже Запад, склоняющийся скорее к поддержке Порошенко, чем к нейтральной позиции, такого не одобрит. Не говоря уже о том, как будет воспринято подобное обществом – естественно, кроме 20-25% сторонников пока еще действующего президента.
Второй вариант меньше обсуждается в СМИ, однако создает бурление в обществе. Внутри него блуждают слухи о том, что в пятницу произойдет обострение на Донбассе, после которого Порошенко введет военное положение.
Безусловно, это страшный вариант. Власть, которая пожертвует людьми ради самосохранения, при ее смене точно будет вынуждена бежать или окажется за решеткой. И такая дилемма будет толкать ее на новые преступления.
Однако вряд ли этот вариант возможен. Опять же, Запад, опять же реальное (а не фейсбучное) общество и плюс Верховная Рада. Еще пять месяцев назад Порошенко смог продавить через парламент только военное положение в десяти регионах и только на месяц вместо двух запрошенных. Сейчас, когда даже в БПП многие депутаты уже смотрят по сторонам в поисках спасательных шлюпок, найти 226 голосов за военное положение, в которое никто не поверит, просто нереально.
Так что вероятность того, что выборы состоятся, все-таки весьма велика. И уже через пять дней все вопросы будут сняты.
Почему заспешили в отпуска топ-силовики?
А "зрада" день за днем подбирается все ближе к Порошенко. Вчера стало известно, что непосредственно перед днем голосования решил отправиться в отпуск начальник Управления госохраны Гелетей – один из самых близких к президенту людей, которого четыре с половиной года требовали отдать под суд за Иловайск, но который вместо этого заведовал личной охраной гаранта.
Почему Гелетей решил уйти в отпуск? Версий только две.
Первая – он таки боится ответственности за Иловайск и еще что-то, а потому пакует чемоданы. Вторая – для УГО назначено выполнение каких-то задач, за которые его шеф отвечать не хочет. И в том, и в другом случае это означает, что Гелетей слабо верит в победу Порошенко либо не верит вообще.
В целом же демаршей в президентской вертикали пока немного. Однако в ней очень много людей, которые спрятали голову в песок и собираются ее вытащить только вечером 21 апреля. Они не уходят, показывая Порошенко, что готовы в случае победы остаться с ним, но и помогать гаранту совершать невозможное не хотят.
Лучший пример – Луценко, который осенью устраивал президенту демарши, но непосредственно перед первым туром работал на него на полную катушку. А после второго тура демонстративно политические события не комментирует.
Это выглядит смешно, но не весело. Потому что массовые "прятки" ключевых силовиков заставляют задуматься все же о второй версии – что для УГО и СБУ нарезаны определенные незаконные задачи на 21-22 апреля, которые не хотят выполнять даже самые верные помощники президента.
Естественно, что в вертикали обеих структур есть люди, готовые пойти на все, чтобы в случае победы заменить "предателей", и они будут рваться из кожи, чтобы выполнить поручения президента.
И тут уже все зависит от рядовых исполнителей, которые в случае победы наград не получат, а в случае поражения убежать не смогут. Им-то никакого резона идти на риск нет.
Филатов и суды уходят от Порошенко
Продолжают сыпаться и еще две вертикали власти, которые, правда, никогда не были особо надежными, – местная и судебная. Вчера в критика политики президента внезапно превратился мэр Днепра Филатов, который на форуме "От Крут до Брюсселя", где выдвигали Порошенко, был самым колоритным спикером. Тогда он хвалил мудрую работу гаранта, теперь он вспомнил о том, что пресекал все попытки вмешиваться в дела церквей и "остановил вакханалию переименований".
От человека, ставшего известным всем словами "вешать будем потом", слышать подобные откровения удивительно. И понятно, что им никто уже не верит. Однако нужно понять и Филатова: ему ведь как мэру совсем необязательно было переобуваться в президентскую обувь – можно было вполне остаться в той команде, с которой приходил во власть. А теперь получается, что эта команда приходит к власти, а мэр Днепра – перебежчик. Не факт, что такого примут обратно и простят.
В судебной же вертикали начиналась волна решений, отменяющих незаконные действия пока еще действующей власти.
Раньше по суду уже был отменен запрет на показ в Украине "Сватов" Зеленского, что вполне понятно.
Недавно суд отменил запрет на въезд одного из руководителей "Интера" Игоря Шувалова, что тоже объяснить можно – ведь "Интер" сегодня является одним из немногих телеканалов, которые не пиарят Порошенко за пределами платной рекламы.
А вчера суд отменил запрет на въезд в Украину главы корпункта крупнейшего австрийского телеканала ORF Вершютца. Поскольку явной заинтересованности в таком решении ни у кого в Украине нет, это означает, что суды просто начали принимать честные решения вопреки власти. Возможно, это временно, но это не может не радовать.
Что делать с радикалами?
А под Черниговом радикалы совершили очередной вандалистский поступок – уничтожили памятник генералу Ватутину, освобождавшему Киев от фашистов. К счастью, сейчас таких новостей немного, однако черниговская напомнила о том, что новой власти предстоит решать одну из самых сложных проблем, созданных старой, – что делать с радикалами.
Возможно, после 21 апреля они приутихнут, ожидая, в какую сторону будет дуть ветер, однако, если новая власть не сделает никаких предупредительных шагов, волна радикализма лишь усилится.
Очевидно, что сегодня противостоять ей может только одна структура – МВД Авакова, однако настроения самого министра переменчивы, а полиция в последние годы больше пряталась от радикалов, чем боролась с ними. Так что надежды на МВД могут оказаться необоснованными.
И тогда встанет вопрос о том, куда новая власть направит работу СБУ.
Если при ней, как сейчас, радикалов будут крышевать, то эта опасность разрастется до пределов, которые будут угрожать системе. А значит, нужно идти на опасные шаги, которые, впрочем, являются единственной возможностью новой власти уберечь себя от неприятных сюрпризов и страну от катастрофы. Но есть ли у команды Зеленского готовность идти на такие шаги?