Уволит ли Зеленский Климкина?
Пока Верховная Рада определяется с датой инаугурации нового президента, в его окружении определяются с первыми жертвами новой власти. Вчера советник Зеленского Разумков заявил, что сразу после смены хозяина Банковой будут отправлены в отставку министр обороны Полторак и министр иностранных дел Климкин.
Заявление в теории абсолютно правильное: оба министра назначены в правительство по квоте уходящего президента, и потому вполне логично, что новый президент имеет право назначить по этой квоте своих представителей. Тем более что Климкин уже явно потерял связь с реальностью и угрожает зарубежным партнерам разрывом Минских соглашений, что этим партнерам не нравится.
Однако политический советник президента не может не знать, что даже министры из президентской квоты назначаются и снимаются только голосованиями Верховной Рады. А потому одного желания Зеленского и его команды недостаточно – нужно еще и провести работу по сбору 226 депутатских голосов.
Эта же проблема встанет перед Зе-командой и в случае, если там решат заменить генпрокурора и главу Нацбанка.
Поэтому на сегодняшний день для Зеленского все же главное – провести те назначения, которые не требуют торгов с депутатами. То есть полностью укомплектовать Администрацию президента и СНБО. Причем вряд ли стоит слушать Коломойского, который советует оставить на Совбезе Турчинова – если бывший и. о. президента сохранит свою нынешнюю должность, главное обещание Зеленского – мир – будет выполнить гораздо труднее.
Арестует ли генпрокурор Лещенко?
Война между генпрокурором Луценко и нардепом Лещенко вышла на новый виток. Вчера генпрокурор опубликовал видеоблог, в котором заявил, что на днях собирается вручить подозрение "еврооптимисту". Причина – "разглашение данных досудебного следствия по так называемой "черной кассе" Партии Регионов, что привело к вмешательству в американские выборы с украинской территории".
Такая формулировка подозрения является эпохальной. Во-первых, потому, что амбарная книга ПР уже считается "так называемой". Во-вторых, потому, что подозрение Лещенко невозможно выписать до тех пор, пока с него не сняли неприкосновенность, в-третьих, потому, что вмешательство в американские выборы признается генпрокурором Украины как свершившийся факт.
Особенно впечатляет пункт насчет вмешательства. В принципе, все мы понимаем, что оно было и что Манафорт сейчас находится в тюрьме именно из-за этого вмешательства. Однако с юридической точки зрения определить, было оно или нет, должны правоохранительная и судебная система Штатов. И только после этого формулировка может появиться в официальных украинских документах.
Впрочем, генпрокурору без юридического образования юридические тонкости явно ни к чему. Да и весь видеоблог был обращением не столько к "скунсу" Лещенко, сколько к личному адвокату Трампа Джулиани, который якобы собирался в Украину для встречи с Зеленским, но потом передумал из-за наличия в окружении нового украинского президента врагов США.
Луценко объясняет Джулиани: вот он, враг, а вот он я, который этого врага хочет уничтожить. И такая неприкрытая попытка втереться в доверие заставляет задуматься, что Луценко не просто борется за сохранение своего кресла.
Похоже, он опасается, что окажется на одной скамье вместе с Лещенко и будет доказывать американским прокурорам, что всю осень 2016 года ходил по Киеве в футболке с портретом Трампа.
Закон о госязыке: осталась одна подпись
История с принятием закона о госязыке вышла на финишную прямую. Вчера Верховная Рада прогнозируемо провалила голосования за постановления, отменяющие принятие этого закона, а спикер Парубий в оперативном порядке поставил под ним свою подпись.
Никто не сомневается в том, что следующий шаг не задержится: даже если инаугурация все-таки состоится 19-го, Порошенко подпишет закон не позже пятницы. В общем, в любой день, пока он президент.
И теперь возникает вопрос: что дальше. Уже понятно, что единственный реальный путь отмены закона – через Конституционный суд. Однако для этого нужны две вещи: во-первых, сильное желание Зеленского его отменить, во-вторых, достаточное влияние нового президента, чтобы КС захотел с ним считаться. О первом пока ничего неизвестно (даже несмотря на то, что закон грозит вынужденной украинизацией "95 квартала), а второго пока явно нет.
Потому единственный путь сопротивления насильственной украинизации – итальянская забастовка.
Большинство норм дискриминационного закона можно не выполнять – нужно только, чтобы власть показала, что ее выполнение этих норм не интересует. Так что дело снова за Зеленским.
Зачем НАБУ занялось Нацгвардией?
Вчера НАБУ задержало высокопоставленного чиновника из еще не ушедшей команды Порошенко – бывшего командующего Нацгвардией Аллерова. Бывшим его, впрочем, можно назвать условно: со своей должности Аллеров был уволен всего неделю назад.
Дело его выглядит исключительно уголовным: начальник Нацгвардии прикарманил деньги, возникшие на разнице цены квартир в центре Киева, обещанных нацгвардейцам, и пригородных квартир, которые они в итоге получили. Однако, учитывая нынешнее политическое межсезонье, можно не сомневаться, что это дело будет использоваться в конкурентной борьбе за власть.
Кому опасен Аллеров? Основная версия – уходящему президенту. Он уволил командующего Нацгвардией заранее, чтобы тот успел исчезнуть и унести с собой тайны коррупции в зоне АТО. Но исчезнуть не успел.
Впрочем, Аллеров опасен не только Порошенко. Нацгвардия находится в подчинении министра внутренних дел Авакова, и именно министр вносил кандидатуру, которую утвердил президент. А потому, даже если к историям из зоны АТО Аваков отношения не имеет, политически он все равно несет ответственность, и счет ему обязательно предъявят.
Так что обычным задержанием дело не ограничится. Очень вероятно, что Аллерову назначат залог и даже появится некто, кто будет готов этот залог заплатить. А после этого он может исчезнуть. И дай бог, если просто сбежит.
Раскол ПЦУ отсрочен?
Попытка раскола Православной церкви Украины, осуществленная бывшим патриархом Киевского патриархата Филаретом, провалилась. На торжественный молебен во Владимирском соборе по приглашению экс-патриарха явились всего четверо епископов ПЦУ. Остальные приглашение проигнорировали.
Впрочем, это не означает, что Филарет проиграл – это означает, что он поспешил. Хрупкая конструкция ПЦУ держится на двух китах – константинопольском патриархе Варфоломее и пока еще президенте Украины Порошенко. Как только первый кит лишится здания на Банковой, структура начнет трещать по всем швам.
То есть уже в течение ближайшего месяца экс-патриарх может повторить свою "спецоперацию" уже с другим результатом. Безусловно, эта война не будет простой: для многих иерархов новой церкви важно то, что они теперь являются хотя бы частично признанными в православном мире, а потому предпочтут остаться в ПЦУ, чем идти в новый раскол со всеми вытекающими последствиями.
Однако свою роль может сыграть личностный фактор: Епифаний – фигура слабая (именно потому его и выбрали), а Филарет – однозначно самый опытный игрок в церковных подковерных играх.
И потому даже фактор Варфоломея может оказаться в этой игре не решающим.