Ефремов арестован на два месяца
Арест бывшего лидера фракции Партии регионов в парламенте Ефремова стал главной темой не только выходных, но и первого рабочего дня недели. На фоне скудной повестки отпускного периода это задержание оказалось в топах всех украинских СМИ. Чего, не исключено, и добивалась Генпрокуратура.
Собственно, громкий пиар вокруг дела Ефремова, обеспеченный генпрокурором Луценко и усиленный отсутствием других новостей, вынуждает поставить во главу угла вопрос: какова цель этого ареста?
Вариантов тут немного. Официальный: Генпрокуратура нашла доказательства поддержки луганских сепаратистов со стороны Ефремова и решила арестовать его, пока тот не сбежал за границу. Неофициальный: Луценко нужна хоть какая-то демонстрация успехов его почти трехмесячной деятельности, и он использует отпускной сезон, чтобы эта демонстрация прозвучала максимально громко.
Что может говорить в пользу первой версии? Объективно – ничего. Ефремов уже арестовывался Генпрокуратурой, и если бы на него удалось накопать хоть что-то, то его не выпустили бы даже в браслете. А тут не только выпустили, но и дела закрыли.
Со времени закрытия дел появилось лишь одно новое обстоятельство – резонансные заявления экс-регионала Ландика, которые, во-первых, являются только словами, а во-вторых, являются словами человека, состоящего в давней вражде с Ефремовым. Еще в 2011 году ходили слухи, что именно с подачи Ефремова получила всеукраинский резонанс ситуация с избиением в кафе девушки сыном депутата Ландика; теперь сын Ландика без шума выходит на свободу, а сам Ландик строчит в ГПУ заявление на Ефремова.
То, что доказательная база в деле Ефремова сомнительна, подтвердил факт публикации видео, где экс-лидер парламентских регионалов якобы признается в том, что "спонсирует террористов". Очень скоро оказалось, что это видео – фальшивка. Впрочем, его фальшивость понятна даже из самого видео, поскольку невозможно представить, чтобы Ефремов на телевидении "ЛНР" называл сепаратистов "террористами".
Не выдерживает критики утверждение ГПУ и Ландика о том, что Ефремов собирался сбежать, и арест предотвратил побег. Ефремов несколько раз за последние месяцы выезжал за границу и каждый раз возвращался. Так что арест явно не обусловлен теми предпосылками, о которых заявила ГПУ.
Впрочем, суд, выносивший вчера решение по мере пресечения экс-регионалу, все эти аргументы не воспринял – да и не мог воспринять, поскольку в сценарии не было прописано освобождение из-под стражи. Ефремов арестован на два месяца и такой срок позволит Генпрокуратуре героически дотянуть до осени, когда в центре внимания будут совсем другие события, и повторное освобождение Ефремова уже не вызовет никакого резонанса.
Аваков объявил войну Трампу
Еще одно громкое событие вчерашнего дня – заявление министра внутренних дел Авакова о том, что кандидат в президенты США Трамп является "опасным маргиналом". Аваков – не единственный, кто в Украине "проехался" по Трампу за последние дни; за несколько часов до него нечто похожее, только более культурно, высказал лидер "Народного фронта" Яценюк.
Основания для заявлений понятны – Трамп уже дважды за последнюю неделю настаивает на том, что Крым должен оставаться российским. Однако заявление заявлению рознь. Политики могут и должны реагировать на высказывания других политиков, направленные против территориальной целостности их страны. Иное дело – государственные деятели, особенно высокопоставленные.
Не стоит забывать, что Трамп, как бы мы к нему ни относились, – это, на данный момент, кандидат №1 в Белый дом, и любые высказывания представителей Украины в его адрес с вероятностью как минимум 50% будут иметь последствия для будущей политики Штатов в отношении Украины.
Аваков в данном случае выступил не как государственный деятель, а как политик, собирающий электоральные бонусы. И здесь одно из двух – либо министр внутренних дел Украины точно знает, что Трамп не станет президентом, либо к моменту инаугурации Трампа он уже не собирается быть министром внутренних дел и вообще государственным деятелем.
Комбикорм – новая жертва торговой войны с Россией
Россия ввела очередной запрет на украинский экспорт. Очередь дошла до кормов и кормовых добавок для животных, который Россельхознадзор с 1 августа запретил ввозить из Украины. Формальная причина – наличие в кормах генномодифицированных организмов, и эта причина свидетельствует о том, что это лишь повод.
Безусловно, ГМО могли попадаться в украинских кормах – как и в кормах любого другого производства. Однако именно в украинских вероятность их нахождения даже ниже, чем у конкурентов, по одной простой причине – массовое использование ГМО для украинских производителей, учитывая низкую себестоимость их продукции, просто нерентабельно.
Поэтому ясно, что дело не в ГМО, а в очередном витке торговой войны, которая больно бьет по Украине. Согласно последним данным Госстата, украинский экспорт за последние полгода сократился почти на 12% – и это уже в сравнении с очень низкими показателями 2015 года. Об уровне экспорта 2012-13 годов лучше и не вспоминать.
Между тем, сокращение экспорта вынуждает сокращать импорт, а это в условиях требований ВТО возможно только одним способом – через снижение курса национальной валюты. Россия испытывает Украину на прочность, и предел этой прочности может оказаться гораздо ближе, чем кажется. Поскольку курс гривны к доллару – это не только цены на автомобили и смартфоны, но и цены лекарств и энергоносителей.
Вступительная кампания-2016: шаг в будущее и шаг в далекое прошлое
Среди резонансных политических новостей едва не потерялась самая мирная новость вчерашнего дня – окончание вступительной кампании в украинские вузы. Вчера они опубликовали списки тех, кого взяли на бюджет, открыв тем самым вторую очередь поступления – на контрактной основе.
Хотя Минобразования отчитался об успешном завершении кампании, она в этом году была весьма проблемной. Основная причина – полный перевод подачи заявлений в вузы на электронную основу. Авторы идеи, безусловно, старались идти в ногу со временем, однако не учли, что в ногу со временем идет далеко не вся страна. Проблемы с возможностями интернета или даже с его наличием в глубинке, сбои в электронных системах стали причиной для сотен жалоб. Хотя можно ожидать, что опыт нынешнего года будет учтен, и следующая вступительная кампания не будет сопровождаться многочисленными техническими проблемами.
А вот другие проблемы решить, похоже, будет куда сложнее. Нынешняя кампания с ее гибкой системой распределения госзаказа между вузами (вузы, куда поступают абитуриенты с высокими баллами, получают дополнительные места) ведет к постепенному отмиранию региональных вузов и сосредоточиванию их в трех крупных городах – Киеве, Львове и Харькове.
Причем отмирание ждет прежде всего вузы, готовящие специалистов по самой востребованной, но очень низкооплачиваемой профессии, – учителей. Согласно данным Минобразования, получать профессию учителей идут, в основном абитуриенты с низкими баллами – то есть те, кто не выдержал конкуренцию на более престижные профессии.
Впрочем, безусловно, это проблемы не вузов, а государства в целом, которое сделало профессию учителей одной из самых низкооплачиваемых в стране. Такой подход неизбежно ведет к деградации общества, но о будущем власти вряд ли думают.
Турция заканчивает евроинтеграцию
Тем временем произошло очередное обострение отношений между Турцией и Евросоюзом. Едва оправившись от попытки госпереворота, Эрдоган решил предпринять шаги по восстановлению престижа Анкары на мировой арене.
В результате появился ультиматум турецких властей руководству Евросоюза – или нам (то есть туркам) дают безвизовый режим до октября, или прежние договоренности по беженцам перестанут действовать.
Хотя вопрос беженцев очень болезнен для западных стран, Турция уже получила отказ от Германии, поскольку "ЕС не на турецком базаре, чтобы торговаться об отмене 72 условий визовой либерализации".
Впрочем, скорее всего, выдвигая ультиматум, Эрдоган именно этого и добивался. Безвизовый режим с ЕС был одной из морковок, которые Евросоюз держал перед носом Анкары, пытаясь добиться либерализации режима в стране. Теперь, после попытки военного переворота, Эрдогану не нужны внешние контролеры, которые будут указывать ему, какие законы принимать, а какие отменять. Турецкий лидер взял курс на закручивание гаек и установление авторитарного режима правления, чтобы устранить любые попытки новых переворотов. И для разрыва отношений с "контролерами" нужен был повод, который он получил.
Так что уже в ближайшее время следует ожидать резких шагов Анкары по сворачиванию сотрудничества с ЕС – вплоть до отзыва заявки на вступление в это объединение, которая висит без одобрения уже полвека, с тех пор, когда Евросоюз был еще просто Общим рынком.
Конечно, от экономических выгод сотрудничества с ЕС Эрдоган постарается не отказываться, но политически евроинтеграция для него закончилась. Турция делает разворот в другую сторону, становясь для Запада чем-то вроде Ирана или Китая.