Вчера в украинских судах начался форменный бардак с ходатайствами следователей прокуратуры, которые остались сейчас в прокуратурах областного уровня, Генпрокуратуре и военной прокуратуре. Сумятицу в работу следствия прокуратуры внесли мягко говоря непродуманные действия Кабмина недоотставленного Арсения Яценюка и парламента. Все дело в постановлении Кабмина,принятом в пожарном порядке на внеочередном заседании, где министры утвердили комиссию, которая должна выбрать руководителей Государственного бюро расследований.
Ранее депутатами был проголосован закон о ГБР которое должно было заработать с 1 марта. Ссылаясь на эту норму в некоторых судах, в том числе и в Печерском 1 марта на уровне канцелярии суда отказывались принимать ходатайства прокурорских важняков с формулировкой - у вас пока не все понятно с полномочиями.
Право есть, но права нет
Согласно последних изменений в УПК, принятых 24 декабря прошлого года следователи прокуратуры продолжают проводить досудебное расследование по уголовным производствам, начатым ими же, с оговоркой не более 2 лет. По мнению бывшего прокурора Донецкой области генерала Олега Сюсяйло, в этих нормах закреплено, что полномочиями по досудебному расследованию относительно преступлений, указанных в части 4 статьи 216 УПК - все преступления, совершенные высшими должностными лицами государства, прокурорами, судьями, детективами НАБУ до создания ГБР занимается прокуратура.
При этом, указанная норма вводится в действие со дня начала деятельности ГБР. Так как на день начала работы бюро - 1 марта не совпало с моментом его физического создания, следователи прокуратуры должны были выполнять свои полномочия по расследованию дел указанной категории.
Суды идут в отказ
Однако суды, особенно в Киеве, решили проявить осторожность и не брать ходатайств у следователей прокуратуры. Застопорилось огромное число дел, которые вела прокуратура. В том числе - по Майдану, по беглым чиновников.
29 февраля в правительстве экстренно решили скрыть свою «забывчивость», касающуюся сроков выполнения Закона "О ГБР", собрались на внеочередное заседание и постановили создать комиссию, которая должна заняться выбором руководителей ГБР. На самом деле, ГБР к установленному Законом сроку - 01.03.2016, не создано. По словам прокурора Сюсяйло, действующим законодательством установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. На сегодня 01.03.2016, а в указанном реестре ГБР нет. Следовательно, не уложился Кабмин в срок, предписанный ему Законом.
Заявлять о преступления чиновников сейчас некому
В прокурорской среде прогнозируют продолжительный хаос не только в судах с ходатайствами, но и для тех, кто желает подать заявление (сообщение) о преступлениях, предусмотренных ч.4 ст. 216 УПК. То есть, по поводу преступлений высших должностных лиц, судей и прочих (см.выше).
Внимательное прочтение пункта 4 раздела "Заключительные и переходные положения" Закона "О ГБР", на это очевидно указывает. Итак, 1 марта закон вступил в силу. Пункт 4 устанавливает, что в течение 24 часов заявления и сообщения о преступлениях, подследственных ГБР, всеми правоохранительными органами должны быть переданы в Бюро либо возвращены заявителям.
Поэтому, после 1 марта по заявлениям о преступлениях правоохранители лишены возможности вносить сведения в Единый реестр досудебных расследований. Закон их обязал действовать по другому - перенаправлять. А вот куда, неизвестно, ведь прокуратура тоже на птичьих правах в этом вопросе.
В ГПУ считают,если в ближайшее время в эту ситуацию не вмешается парламент будут колоссальные проблемы в тысячах уголовных дел.