Украинские власти продолжают делать шаги в направлении запрета Украинской православной церкви. Хотя, судя по всему, на Банковой единого мнения по этому поводу еще нет.
Тем не менее продолжаются проверки СБУ ("контрразведывательные мероприятия") храмов и монастырей УПЦ, в результате которых утверждается, что были найдены материалы в поддержку "страны-агрессора", то есть России и "идей русского мира". Вчера были введены санкции против второго человека в УПЦ - митрополита Антония (Паканича), управляющего делами Украинской православной церкви, а также против ряда других влиятельных иерархов. В частности - против митрополита Черновицкого и Буковинского Мелетия и митрополита Запорожского Луки.
Кроме того, ведется подготовка к принятию законов, запрещающих УПЦ. Так, комитет Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики на днях рекомендовал парламенту принять законопроект №8221 "Об обеспечении укрепления нацбезопасности в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций".
Формально его инициаторы - группа депутатов из разных фракций, в том числе "Слуги народа" (СН), но сама идея пришла из фракции "Евросолидарности" (ЕС) экс-президента Петра Порошенко. И, хотя УПЦ в проекте прямо не названа, его соавтор Николай Княжицкий (ЕС) не скрывает, что в случае принятия документ может быть использован для запрета этой Церкви.
В то же время глава гуманитарного комитета "слуга народа" Никита Потураев выступил со специальным комментарием, в котором отрицает планы по запрету УПЦ и заявил, что речь идет о запрете только структур, управляемых Русской православной церковью, а таковых, как считает Потураев, среди религиозных организаций Украины нет.
По данным "Страны", против запрета УПЦ выступает и ряд других влиятельных представителей власти.
Сам же законопроект №8221 был подвергнут разгромной критике со стороны Главного научно-экспертного управления Верховной Рады.
Причем, согласно его выводам, данный законопроект фактически запрещает деятельность в Украине любых православных структур, не связанных с Православной церковью Украины (то есть действительно может привести к запрету УПЦ).
К чему идет развитие событий, разбиралась "Страна".
Комитет утвердил
Мы уже писали о значительно усилившимся сейчас давлении властей на УПЦ. Продолжаются масштабные обыски во многих епархиях и конкретных иерархов - правда, в СБУ их называют "контрразведывательными мероприятиями" в условиях войны с Россией. Подробнее о них можно почитать здесь.
Одновременно СНБО принял решения, которые открывают дорогу к запрету деятельности УПЦ на территории Украины. Речь идет, в частности, о проверке устава УПЦ "на наличие церковно-канонической связи с Московским патриархатом", а также условий аренды Церковью храмов и других зданий на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (так называемой Верхней Лавры). УПЦ арендует часть Киево-Печерской Лавры (нижняя Лавра) сроком на 50 лет.
Кроме того, СНБО поручило правительству внести в парламент законопроект о "невозможности деятельности в Украине аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации религиозных организаций".
К этому времени в Раде уже был зарегистрирован проект Княжицкого и депутатов. И многие - в том числе в партии Порошенко - пришли к мнению, что с помощью решений СНБО власти хотят перехватить у "гетмана" инициативу в отношении УПЦ.
Однако дело до внесения Кабмином собственного проекта так и не дошло. Неожиданно гуманитарный комитет, возглавляемый народным депутатом от СН Никитой Потураевым, поддержал документ авторства группы Княжицкого, рекомендовав депутатам включить его в повестку дня работы Рады и принять за основу.
Аналогичное решение члены комитета приняли по законопроекту №8262 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования правового регулирования деятельности религиозных организаций", упрощающего переход общин из одного церковного подчинения в другое, а также запрещающего сдавать в аренду коммунальное и госимущество религиозной организации, которая входит в структуру религиозной организации (объединения), "руководящий центр (управление) которой находится в стране-агрессоре.
Как утверждают противники УПЦ, она подпадает под это определение, так как якобы подчиняется Русской православной церкви (РПЦ). В УПЦ утверждают, что сегодня являются независимой и самостоятельной в своем управлении Церковью, не связанной с РПЦ, о чем говорится в уставе Киевской митрополии УПЦ (руководящий орган Церкви).
Что в документе нет никаких упоминаний о связи с РПЦ или Московским патриархатом, и даже внешние сношения УПЦ ведет самостоятельно, подтвердила недавно глава Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести Елена Богдан. Однако она была вскоре после этого уволена решением Кабмина, что многие посчитали неслучайным и этапом подготовки к запрету УПЦ.
Но вернемся к законопроекту №8262 группы Княжицкого. Уже первая фраза задает тон всему документу: "Этот закон определяет особенности деятельности иностранных религиозных организаций на территории Украины с целью предотвращения угрозам национальной безопасности Украины и обеспечения порядка, в том числе в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций, а также особенности наименования православных религиозных организаций с учетом Патриаршего и Синодального томоса".
Ключевой момент этого законопроекта состоит в следующем: по нему использовать в своем названии слова "православный" или "православная" имеет право только организация, подчиненная ПЦУ.
"Религиозные организации, другие юридические лица, названия, наименования которых не отвечают требованиям этого закона, не могут быть арендаторами государственного или коммунального имущества (как и в проекте №8262 - Ред.) или использовать государственное или коммунальное имущество на любом другом правовом титуле (то есть основании - Ред.). Договоры, заключенные вопреки этой нормы, считаются недействительными", - идет речь в законопроекте.
ГНЭУ нашло противоречия
Как заявили в Главном научно-экспертном управлении парламента (ГНЭУ), анализировавшем законопроект, Украина является светским государством, что исключает возможность установления на законодательном уровне каких-либо преимуществ для тех или других религиозных организаций.
"Предложенная монополия религиозной организации на термин "православный" является недостаточно взвешенной и содержит признаки нарушения ст. 35 Конституции Украины, в том числе прав членов других религиозных организаций", - говорится в выводах.
В ГНЭУ также ссылаются на решение Европейского суда по правам человека, в котором, в частности, говорилось: государственные решения, способствующие принуждению общества или его части принять некое единое руководство, в том числе и в религиозной сфере, являются вмешательством в свободу вероисповедания.
Далее в законопроекте говорится о запрете в Украине деятельности РПЦ (как сказано в пояснительной записке, она "направлена на поддержку вооруженной агрессии РФ) "религиозных организаций (объединений), непосредственно или как составные части другой религиозной организации (объединений) входящих в структуры (являющихся частью) РПЦ, а также религиозных центров (управления), входящих в состав или признающих (декларирующих) в любой форме подчиненность в канонических, организационных, других вопросах Русской православной церкви".
В другой статье уточняется, что "религиозная организация не может иметь руководящий центр (управление) за границами Украины в государстве, которое законом признано осуществившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировала часть территории Украины, а также входит в структуру (является частью) иностранной религиозной организации, деятельность которой запрещена на территории Украины".
Вместе с тем в ГНЭУ считают, что запрет на деятельность неких частей РПЦ в Украине неконкретен, тогда как в законе "О свободе совести и религиозных организациях" дается четкий перечень оснований для прекращения деятельности религиозных организаций и предлагается опираться в каждом конкретном случае на судебное решение.
В конце выводов ГНЭУ считает необходимым получить оценку законопроекта Всеукраинского совета Церквей, так как документ может стать "прецедентом для законодательного урегулирования основ функционирования и других религиозных организаций".
ГНЭУ прямо заявляет, что законопроект "может коснуться" УПЦ, в которой на 1 января 2021 года состояли 12 406 религиозных организаций, а это 62% от общего количества 19 860 православных религиозных организаций в Украине.
"Вокруг вопроса, который предлагается урегулировать в законопроекте, длительное время ведется дискуссии в обществе. 24 февраля 2022 года Россия начала полномасштабную войну против Украины. Активизация в столь сложный период дискуссионных инициатив ослабляет необходимую консолидацию общества", - говорится в выводах ГНЭУ.
О том, что принятие этого законопроекта приведет к запрету УПЦ, прямо заявляет один из его авторов нардеп Николай Княжицкий. По его мнению, даже если УПЦ "порвет связи с Москвой" (сама Церковь, повторимся, заявляет, что таких связей нет уже сейчас), то она все равно не сможет функционировать под названием "православная".
"Если они (УПЦ - Ред.) не прекратят контакты и подчиненность РПЦ, то по закону должны быть запрещены. Если прекратят и признают Томос, то могут парафиями или целым объединением влиться в ПЦУ. Если этого не произойдет, то УПЦ МП, которая разорвет любые отношения с Москвой, может продолжить оставаться независимой Церковью, но не может называться "православной". Православная церковь, которая не признает первого среди равных (Константинопольского) Патриарха Варфоломея, не является канонической в стране, где действует Томос", - написал Княжицкий на своей странице в Фейсбуке.
Решающий фактор фронта
И все-таки решение гуманитарного комитета Рады насчет законопроекта №8262 стало неожиданностью, так как монобольшинство "слуг народа", как правило, не выпускает в сессионный зал судьбоносные законопроекты авторства депутатов от "Евросолидарности".
Однако еще сильнее удивило последующее заявление главы комитета Никиты Потураева.
Он написал, что проект №8262 не означает запрет УПЦ. Более того, он дал понять, что не считает УПЦ частью РПЦ, а также не считает, что УПЦ занимается коллаборационистской деятельностью. И, по его словам, большая часть членов комитета (а большая часть там - это "слуги народа") придерживается той же точки зрения.
"Мы призываем граждан и народных депутатов Украины не распространять ложную информацию о запрете УПЦ или любой другой религиозной организации", - призвал Потураев на своей странице в Фейсбуке.
Политолог Руслан Бортник допускает, что власти сдали назад с противоречивым законопроектом, "не рассчитав реакцию общества".
"Пошла социология, что значительная часть общества не поддерживает эти действия властей". И решение по Церкви может стать одним из самых непопулярных времен войны в украинском обществе", - утверждает эксперт.
По его мнению, свою роль сыграла и холодная реакция западных партнеров. "Насколько я знаю, Запад возражает против столько активного вмешательства украинского государства в религиозные дела", - утверждает эксперт.
Кроме того, возможно, власти поняли, что, поддерживая законопроект №8262, они "подыгрывают группе Петра Порошенко, которая припишет принятие и его последствия себе".
В самой УПЦ уже заявили, что атака на Церковь спланирована силами, которые заинтересованы в дестабилизации Украины.
"Создается впечатление, что все это – организованная атака на УПЦ, которую спланировали и координируют определенные силы. Силы, стремящиеся организовать во время войны внутренний конфликт, натравить украинцев друг на друга. Узнав об угрозе для Церкви, воюющие на фронте прихожане УПЦ начали массово записывать видеообращение в поддержку своей Церкви. В их словах и боль, и удивление: как такое вообще может быть – пока мы здесь защищаем страну, у нас дома готовят расправу над нашей Церковью. Безусловно, даже если власть решит запретить УПЦ, никто из верующих не станет дезертиром. Но их мотивация существенно изменится. Ведь для христианина вера и церковь всегда будут на первом месте. Нет сомнений, что все верующие УПЦ, считающие себя патриотами своей страны, желают ей только процветания. Однако совместить это процветание с запретом и уничтожением Церкви просто невозможно. И это уже подтверждено историей", - написал в своем телеграмм-канале архиепископ Барышевский Виктор.
Тем не менее собеседник "Страны" во фракции "Слуги народа" считает, что шансы на принятие "церковного" законопроекта велики, также как и вероятность последующего запрета УПЦ. При этом, по его словам, цель властей в данном случае не столько религиозная, сколько информационно-политическая.
"Запрет УПЦ нужен будет для отвлечения внимания. Если, не дай Бог, что-то архисерьезное произойдет на фронте, то сразу же произойдет запрет УПЦ, на который, конечно, все "переключатся", - говорит депутат.
По его словам, голосов должно хватить, так как проголосуют сторонники запрета в самых разных фракциях и группах.
"А те люди, что ходят в храмы УПЦ и точно не считают ее сепаратистской, коллаборционистской и филиалом РПЦ, отмолчатся. В наших внутренних чатах только фотожабы гоняют, никто вопрос не поднимает. А могли бы подумать о последствиях - ладно для своей партии в электоральном плане - для страны, в которой создается раскол по церковному признаку", - комментирует он настроения внутри своей фракции.
В то же время источник "Страны", близкий к Офису президента, говорит, что окончательное решение по УПЦ еще не принято, о чем и говорит заявление Потураева.
"В конце ноября было практически уже решено, что нужно вести дело к запрету УПЦ. Но буквально в последнюю неделю пошли серьезные колебания. Все-таки риск дестабилизации есть. Уже появляются видео украинских солдат с фронта, которые требуют прекратить гонения на УПЦ. А прихожан УПЦ в ВСУ немало. Да и как вообще запретить огромную церковь с тысячами приходов? И главный вопрос - а зачем? Давайте говорить прямо - сейчас УПЦ никак не управляется со стороны РПЦ и никак ей не подчиняется. Более того, УПЦ четко обозначила свою позицию против вторжения России, осудила патриарха Кирилла и объявила о своей полной самостоятельности. То есть УПЦ открыто бросила вызов руководству РПЦ. И для Москвы будет огромным подарком, если украинская власть УПЦ запретит. Таким образом, получается, Киев сам, своими же руками, расправится с Церковью, которая выступила против Кирилла. Россия при этом будет заявлять о гонениях на православие, предавая своей войне против Украины характер "священной войны за веру православную". То есть для Кремля это будет абсолютный выигрыш. А что получит Киев, запрещая УПЦ? Вместо полностью лояльной Украине УПЦ, получит риск внутренней дестабилизации и напряжения по крайне болезненной религиозной теме. А обсуждаемая ныне идея отвлечь за счет запрета УПЦ внимание от каких-то проблем на фронте - так себе концепция. Если, не дай Бог, начнутся проблемы на фронте и они наложатся на внутреннее напряжение из-за запрета УПЦ, то это создаст в обществе ощущение хаоса и полной дестабилизации. Что точно не будет работать на победу Украины. Поэтому по поводу дальнейшей политики в отношении УПЦ еще идут дискуссии", - говорит источник.