Андрей Манчук
После смерти Команданте много людей в Украине и во всем мире задаются вопросом – сохранится ли на Кубе нынешний строй, который берет свое начало от революции 1959 года? Или же остров "декоммунизируется", превратившись в обычную центральноамериканскую страну, с повальной бедностью и огромным социальным расслоением, криминалом, безграмотностью и ориентацией на США, которым десятилетиями противостоял Фидель Кастро?
Разница только в том, что одни ожидают политические изменения на Кубе с большой тревогой, а другие надеются на них с нескрываемой радостью и надеждой.
Что означает для Кубы смерть Кастро?
Много или мало значит для судьбы Кубы смерть Кастро? С одной стороны, влияние Фиделя на кубинскую политику уже давно имело чисто символические формы. Еще десять лет назад, в 2006 году, после тяжелой операции на кишечнике, которое породило слухи о смерти Фиделя, он передал большинство своих полномочий младшему брату Раулю, затем, в 2008 году, покинул все государственные должности, а 19 апреля 2011 оставил пост руководителя Коммунистической партии Кубы.
И хотя многие говорили о том, что Фидель по-прежнему сохранил неформальное влияние на политический курс страны, состояние здоровья политического лидера больше не позволяло ему активно участвовать в управлении государством. Несмотря на то, что он сохранил полную ясность сознания, старался вникать в текущее положение дел и писал свою колонку – знаменитые "размышления", которые внимательно читали не только на Кубе, но и в других странах мира.
Влияние Фиделя хоть и оставалось символическим – но это не означает, что оно полностью сошло на нет, поскольку его фигура по-прежнему сохраняла значительную популярность у большинства кубинцев. Они связывали с его именем социальные достижения 1960-1980-х годов, когда Кубинская революция покончила с унизительным статусом "игорного дома США", который известен нам по фильмам об американской мафии.
Страна стала достаточно важным субъектом региональной и глобальной политики, провела частичную индустриализацию, а также реформу аграрного сектора, образования и медицинской системы. И впервые в своей истории открыла социальные лифты для выходцев из низших слоев общества, в значительной мере покончив с прежним неравенством.
Как Куба вышла из кризиса 90-х
Кроме того, многие эксперты положительно оценивают роль Кастро в преодолении кризиса девяностых годов, когда, после прекращения помощи Советского Союза, Куба вошла в "особый период", и казалось, что режим компартии не сможет преодолеть возникшие перед ним трудности.
С 1989 по 1993 год ВВП Кубы сократился на 35%, дефицит бюджета доходил до 33% ВВП, а реальные зарплаты упали до 25% от уровня 1989 года – при том, что Куба импортировала свыше 70% продуктов питания. Гибкость политики, которую продемонстрировал тогда Фидель, позволила хотя бы частично разрешить возникшие трудности, не поступаясь ради этого основными социальными достижениями прежних благополучных лет.
Несмотря на то, что полностью ликвидировать последствия кризиса так и не удалось, прежняя экономическая модель Кубы претерпела достаточно серьезные изменения. Так, экономику острова частично приоткрыли для иностранных инвесторов и массового туризма, сфера обслуживания была отдана в руки местного малого бизнеса, государством было санкционировано параллельное обращение доллара США (в форме "конвертируемого песо" - авт.) вместе с национальной валютой, а лицензию на занятие частным предпринимательством получили более 600 тысяч граждан.
При этом, государство явно ориентировалось на модель китайских и вьетнамских реформ, стараясь сохранить за собой полный контроль над политической жизнью Кубы.
Борьба либеральных идей и коммунизма
Итак, несмотря на то, что Фидель Кастро давно отошел от реального управления страной, его личность по-прежнему сохраняла большое значение для режима, обеспечивая ему поддержку многих кубинцев. Учитывая этот факт, кубинское правительство и сам Фидель Кастро уже несколько лет старались подготовить общество к его смерти, и фактически начали процесс передачи власти в руки нового поколения партийного руководства.
20 апреля 2016 года Фидель Кастро заявил о том, что любое его выступление может оказаться последним, призвав членов партии сохранить верность коммунистическим идеалам, назвав их "самой искаженной и оклеветанной в истории концепцией". Одновременно с этим Рауль Кастро подтвердил свои намерения покинуть пост действующего главы государства в 2018 году, констатировав, что страной уже вскоре будут полностью управлять те, кто не принимал непосредственного участия в Кубинской революции и не входил в личное окружение ее лидеров. А это дало пищу для многочисленных прогнозов политического и экономического развития посткастровской Кубы.
Большинство наблюдателей представляют кубинскую политику в виде подспудной борьбы двух линий внутри руководства Коммунистической партии Кубы, которую проводят так называемые "бескомпромиссники" – сторонники продолжения прежнего курса и минимизации рыночного влияния на экономику Кубы, а также, представители более либерального поколения, которое выдвинулось в ходе ограниченных реформ девяностых годов и настаивает на том, что кубинскому обществу необходимы более серьезные изменения в экономической и политической жизни.
Влияние этого условно-либерального крыла, к которому достаточно долго благоволил сам Фидель, росло до 2009 года, когда Рауль Кастро взял на себя обязанности руководителя государства. Уже вскоре он сместил со своих постов двух влиятельных политиков – заместителя председателя Госсовета Карлоса Лахе, который в целом отвечал за проведение нового экономического курса, и энергичного министра иностранных дел Фелипе Переса Роке. Сразу после этого появились слухи о том, что оба партийных руководителя нелицеприятно высказывались в частных беседах о братьях Кастро, именуя их "живыми ископаемыми", и вели себя так, будто рычаги власти уже находятся в их руках.
Придя к власти, Рауль Кастро быстро дал понять, что считать его ископаемым было бы весьма опрометчиво. Он не стал сворачивать курс на ограниченные реформы, но провел серьезные кадровые перестановки в правительстве, укрепив его выходцами из министерства обороны, которым руководил множество лет.
Вслед за этим, Куба начала осторожно искать пути к компромиссу с администрацией Барака Обамы. Рауль Кастро сумел добиться освобождения пяти кубинских разведчиков, которые внедрились в группировки кубинских эмигрантов, предупреждая Гавану о готовящихся ими диверсиях на Кубе, и были осуждены в США на длительные тюремные сроки.
Один из них, герой Кубы Антонио Герреро Родригес учился в Киевском институте гражданской авиации, где ему посвящена сейчас небольшая экспозиция в музее. Вслед за этим США и Куба восстановили дипломатические отношения и провели первые ограниченные шаги к либерализации двусторонних отношений – несмотря на то, что Вашингтон так и не снял болезненную для Кубы экономическую блокаду, а президент Обама посетил с визитом Гавану.
И хотя это, безусловно, говорит об изменениях в политике кубинского руководства, символический жест Рауля Кастро, которые не позволил приобнять себя американскому президенту, ясно продемонстрировала, что между руководством двух стран, которые часто именовали Давидом и Голиафом, по-прежнему нет большого доверия. А сразу после этой встречи Фидель Кастро приступил к активной критике американской политики, стараясь внушить кубинцам, что она остается враждебной для их страны. Причем, кубинское руководство одновременно активизировало дипломатические отношения с Россией и Китаем, как бы пытаясь соблюсти баланс в своем внешнеполитическом курсе.
Кто станет преемником младшего Кастро
Политика наследников братьев Кастро, скорее всего, будет следовать в том же осторожном русле – по крайней мере, на первых порах. Основным преемником Рауля считается сейчас Мигель Диас-Канель, бывший министр образования, который занимает сейчас ключевой пост первого заместителя Госсовета Кубы. Он любитель "Битлз", имеющий репутацию умеренно-либерального сторонника правительственной линии. Рауль Кастро сам представил его в качестве возможного руководителя страны – хотя сделал это в достаточно обтекаемых формулировках, оставляя себе возможности для маневра.
Другие влиятельные представители нового поколения партийных лидеров – главный кубинский дипломат Бруно Родригес и курирующий экономику вице-премьер Марино Мурильо, значительно уступают Диасу-Канелю в презентабельности и лидерских качествах. Хотя, в целом, считаются его единомышленниками. Однако, это вовсе не исключает внутренней конкуренции за право руководить страной после ухода Рауля Кастро.
Не стоит ожидать, что после смены поколений во власти Кубу ожидают форсированные реформы – хотя такой возможности тоже нельзя исключать. Представители новой генерации руководства Компартии прекрасно понимают, что США не будет оставлять попыток полностью ликвидировать нынешний кубинский режим и продолжат помогать радикальной антикоммунистической оппозиции. Поэтому, они будут продолжать политику постепенного перехода к экономике смешанного типа. И пока на Кубе доминирует нынешнее поколение, которое помнит еще относительно благополучные 70-80-е годы и крупные социальные реформы того периода, преемники Кастро имеют достаточно высокие шансы удержать ситуацию под своим контролем.
Однако, поколения меняются – и взгляды воспитанных в новых рыночных реалиях кубинцев нередко отличаются от ценностей их родителей. По мере развития реформ, на острове сложилась прослойка новых буржуа, которые напрямую заинтересованы в их дальнейшей радикализации. А в случае смены власти в охваченной кризисом Венесуэле Куба может потерять источник дешевых энергоносителей.
Это станет серьезным ударом для ее экономики, и силы, недовольные текущим положением дел в стране, опираясь на поддержку США, наверняка предпримет попытки совершить в стране политический переворот. Тем более, что среди верхушки Компартии наверняка найдутся те, кого соблазняет пример советской партийной номенклатуры, оперативно сменившей политическую окраску, чтобы управлять страной в новом качестве олигархов с миллионными капиталами.
Таким образом, посткастровская Куба вовсе не застрахована ни от сценария "цветной революции", ни от верхушечного переворота, который развернет страну в сторону полномасштабных рыночных реформ и "декоммунизации".
Конечно, нынешнее партийное руководство Кубы вполне осознает эту угрозу – но только время покажет, сумеют ли оно сохранить курс Фиделя, как то завещал перед уходом из жизни сам команданте.
Ранее на тему смерти Фиделя Кастро:
- "Страна" вспомнила самые яркие цитаты Фиделя Кастро,
- "Страна" привела самые интересные факты из жизни Кастро,
- "Страна" описала три возможных сценария развития ситуации на Кубе после смерти Фиделя Кастро.