31 марта вступил в силу скандальный закон о медиа, который был принят парламентом в конце прошлого года. Документ существенно усиливает полномочия Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания (и под контроль этого органа вводит также печатные, онлайн-СМИ и даже блоггерство).
"Страна" уже писала, что Европейская федерация журналистов окрестила этот документ "достойным худших авторитарных режимов". В заявлении евромедийщики раскритиковали "непропорциональные регуляторные полномочия", которые предоставлены Нацсовету.
Следует напомнить, что принятие закона в Раде депутаты от монобольшинства подали "под соусом" требований Евросоюза, который ждал от Украины выполнения Директивы об аудиовизуальных медиауслугах. Но в этой директиве вообще никак не предусмотрено регулирование печатных и тем более онлайн-изданий. Хотя контроль именно за этой частью медиа-рынка является основной сутью закона.
Более того, этот закон будет действовать не только во время военного положения, чем можно было бы оправдать многие ограничения для медиа, а и после окончания военных действий. Что в итоге грозит превратить закон в инструмент тотального контроля со стороны власти над СМИ.
Часть положений документа вступят в силу через год. Но основные пункты закона заработали уже с 31 марта. Детали анализирует "Страна".
"Запретов больше, чем в Конституции"
Итак, отныне Нацсовет является главным органом, в чьих полномочиях - анализ и контроль за всеми медиа, вплоть до перспективы внесудебного закрытия. Главная функция Нацсовета - это следить, чтобы медиа не обнародовали запретную информацию. Перечень того, что запрещено публиковать, также предусмотрен законом. В частности, отдельным разделом выступает запрет на публикацию информации с пропагандой вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины.
В этот раздел входит запрет на информацию с пропагандой российской власти, пропагандой военного вторжения в Украины, публикация символики военного вторжения и прочее.
В частности, запрещено распространять информацию, которая "отрицает или оправдывает преступный характер коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов в Украине, преступный характер национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима, создает положительный образ лиц, занимающих руководящие должности в коммунистической партии (должность секретаря районного комитета и выше), высших органах власти и управления СССР, УССР (УССР), других союзных и автономных советских республик (кроме случаев, связанных с развитием украинской науки и культуры), работников советских органов государственной безопасности, оправдывает деятельность советских органов государственной безопасности, установление советской власти на территории Украины или в отдельных административно-территориальных единицах; преследование участников борьбы за независимость Украины в XX веке".
Распространение "недостоверной информации" относительно вооруженной агрессии или действий государства-агрессора (государства-оккупанта), его должностных лиц, организаций, которые контролируются государством-агрессором, государством-оккупантом, в случае если следствием является разжигание вражды или ненависти, или призывы к насильственному изменению конституционного устройства, нарушение территориальной целостности будет считаться грубым нарушением.
Запрещено и "исключительно позитивное освещение деятельности органов власти государства-агрессора (государства-оккупанта) с целью их популяризации".
Среди прочих функций Нацсовета - составление списков запрещенных медиа и перечня персон, создающих угрозу медиа-пространству Украины. Важный момент - ранее такой перечень формировался на основании выводов СНБО и СБУ, теперь этого не требуется, Нацсовет может включать персон в перечень по своему усмотрению.
При этом все программы и материалы, (кроме информационных и информационно-аналитических), одним из участников которых является лицо, внесенное в перечень, - будут запрещены.
Помимо блока "внешнеполитической" информации, в медиа нельзя распространять информацию, которая "унижает или относится с презрением к государственному языку", а также информацию, которая "отрицает или ставит под сомнение существование украинского народа (нации) и/или украинской государственности и/или украинского языка".
Также запрещены высказывания "подстрекающие к дискриминации или притеснениям в отношении отдельных лиц и их групп на основе этнического и социального происхождения, гражданства, расы, религии и верований, возраста, пола, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, инвалидности или других признаков".
"(Закон) намного шире формулирует перечень оснований, достаточных для ограничения свободы слова. Он в несколько раз шире, чем перечень оснований ограничения свободы слова, указанный в Конституции Украины. Этим, как по мне, он нарушает Конституцию Украины и сужает субъективные права, в частности право на свободу выражения взглядов. Это недопустимо. Ни один закон в Украине не должен сужать конституционные права", - сказал член Харьковской правозащитной группы Всеволод Речицкий.
Помимо этого Нацсовет будет проверять СМИ и выдавать им предписания, обязанные к выполнению. Выбор санкции для СМИ - также всецело во власти Нацсовета. Среди возможных санкций - штрафы, аннулирование лицензий, отмена регистрации, временная (на 14 дней) или полная блокировка работы.
Медиа заблокируют за 3 дня
Стоит остановиться на санкциях для онлайн-медиа. Среди новаций, которые вступили в силу 31 марта, - это возможность для онлайн-медиа выбрать регистрироваться как СМИ или нет. Это решение сайты могут принять самостоятельно. Для тех, кто захочет зарегестрироваться официально, есть целый ряд привилегий - официальный статус для самого медиа и его журналистов, сниженные санкции за мелкие нарушения.
Но тут возникает двоякая ситуация - например Нацсовет может не зарегистрировать СМИ, даже если оно подаст такую заявку.
Как мотив не регистрировать СМИ Нацсовет может назвать невыполнение ключевых требований.
Например, для определения медиа прозрачным должны выполняться требования:
- возможность установить всех лиц, имеющих прямое и/или косвенное существенное участие в субъекте в сфере медиа или возможность значительного или решающего влияния на управление и/или деятельность субъекта в сфере медиа; а также всех ключевых участников субъекта в области медиа и всех ключевых участников всех юридических лиц в цепи владения корпоративными правами субъекта в сфере медиа;
- характер взаимосвязей между указанными в этом пункте лицами. А под "косвенное" участие легко притянуть что угодно.
Кроме того, если среди владельцев действующих медиа будут обнаружены лица, связанные с государством-агрессором, то регистрация таких медиа отменяется Нацсоветом.
Кроме того, подтверждение структуры собственности Нацсовет будет проверять, запрашивая информацию у СБУ, ГБР, Нацполиции, антикоррупционных органов, Генпрокуратуры и вообще любых ведомств.
Интересно, что доказывать свою "прозрачность" вообще не придется тем медиа, которые были основаны госорганами Украины или государственными органами иностранных государств, религиозными союзами, партиями (конечно же, кроме запрещенных), а также международными организациями.
Зарегистрироваться в качестве субъекта онлайн-медиа могут и блогеры, которые распространяют свой контент через платформы общего доступа (например, Youtube, Facebook), но исключительно добровольно.
При этом в любом случае, зарегистрируется блогер как субъект онлайн-медиа или нет, если он будет продуцировать информацию из "запретного" блока, Нацсовет может обращаться к иностранным провайдерам и провайдерам платформ общего доступа с требованием ограничить распространение на территории Украины такого контента.
А для незарегистрированных СМИ приготовлены самые жесткие санкции - от временного запрета на 14 дней до блокировки. Причем и то, и другое - без решения суда. Только по директиве Нацсовета. Три незначительных или два грубых нарушения - и медиа будет заблокировано (для сравнения - зарегистрированные медиа могут получить штраф за пять незначительных нарушений совершенных в течение месяца). Провайдеры обязаны выполнить предписание Нацсовета о блокировке сайта за 3 дня.
Но и официальным онлайн-медиа придется работать в жестких условиях. В случае 4 грубых нарушений, по решению суда, такое медиа может быть заблокировано (причем суд может вынести решение за 3 дня), а обратиться за новой регистрацией это медиа сможет только через 1 год.
Именно эти полномочия Нацсовета и были широко раскритикованы и отечественными медиа-экспертами и международными организациями.
Получается, что Нацсовет (который полностью подконтролен власти, ведь 4 из его 8 членов назначает президент, а 4 - Верховная Рада) сможет без суда блокировать "незарегистрированные" онлайн-медиа и через суд - "зарегистрированные".
За этот труд Нацсовету полагались очень большие зарплаты. В законе о медиа сказано, что члены Нацсовета должны были бы получать 75 прожиточных минимумов - а это более 200 тысяч грн в месяц. Председателю Нацсовета полагалось бы 75 прожиточных минимумов с коэффициентом 1,2 - на сегодня это более 260 тысяч гривен. Также закон предусматривает и выплату премий - до 30% годового оклада.
Однако в феврале парламент принял изменения к закону о бюджете на текущий год, согласно которому повышение окладов Нацсовета откладывается в связи с военным положением.
Поэтому буквально накануне вступления закона о медиа в силу Кабмин принял постановление о том, что председатель и члены Нацсовета будут получать оклады практически в 10 раз меньше, чем указано в профильном законе. Так, председатель Нацсовета получит оклад 25 224 грн (вместо 260 тысяч), первый зам - 24 173. Заместитель председателя, ответственный секретарь - 23 122 грн. Член Нацсовета - 21 020 грн в месяц. Но речь идет только о "голых" окладах, к которым еще полагаются надбавки.
Кроме того, закон усиливает и позиции украинского языка в медиа. Уже с 31 марта спонтанные реплики в живом эфире не могут превышать 10% продолжительности передачи.
Следующее ужесточение языковых норм намечено на 1 января 2024 года - когда минимальная доля украинского языка на телевидении вырастет с 75% до 90%.
А с 17 июля 2024 года в эфире украиноязычной программы не будет допускать использование негосударственного языка в выступлениях, интервью, комментариях, объяснениях, вопросах лиц, которые участвуют в программе.