Сирийский маневр Путина
Главной мировой новостью вот уже второй день является заявление президента России о начале вывода российского контингента из Сирии. Мировые СМИ обсуждали причины, по которым Владимир Путин принял столь неожиданное решение. Характерно, что версия о вынужденном выводе в связи с социально-экономическими проблемами заявляет разве что российская оппозиция. В западных СМИ превалировали другие оценки.
Там отмечают, что миссия Кремля состояла не столько в поддержке режима Асада, сколько в недопущении внешнеполитической блокады России. Войдя в число пайщиков при решении сирийской проблемы, Путин вынудил Запад вести с ним диалог и договариваться. Это, конечно, не отмена санкций, но пролог к ней.
Большего добиться в Сирии Москва не могла. Продолжение (и тем более усиление) военного присутствия на Ближнем Востоке, где уже вступили в игру все мировые гиганты, полной победы Асаду все равно не обеспечило бы, зато привело бы к риску турецко-российской войны. А Путин, как известно, не сторонник открытых конфликтов. Тем более, в год выборов в Госдуму.
Большинство западных СМИ не связало уход российских войск из Сирии с украинским конфликтом. Но мы, естественно, обойти этот аспект не можем. Поскольку последствия явно будут. И будут они уж точно не в ослаблении интереса Москвы к Украине.
Уход из Сирии не является поражением Кремля, но и не выглядит победой. Поэтому будет компенсирован усилением действий на украинском направлении. Тем более, что, повторимся, в этом году в России выборы в Госдуму.
Корбан отправился на юго-восток
Главным событием вторника внутри Украины стало освобождение из-под стражи одного из лидеров УКРОПа Геннадия Корбана, удивительно совпавшее с приездом в Киев его недавнего босса Игоря Коломойского. И хотя в окружении самого Корбана говорят, что речь идет именно о совпадении (или даже о его освобождении в пику Коломойскому), все-таки существует немаленькая вероятность, что без Игоря Валерьевича тут не обошлось.
В том, что решение об освобождении Корбана принималось на Банковой, не сомневается никто. И это еще один аргумент не в пользу версии, что бывший зам днепропетровского губернатора договорился с президентом сам. Корбану просто нечего предложить Банковой.
А вот Коломойскому есть. На сегодняшний день главный противник Петра Порошенко – Арсений Яценюк, и президент использует все рычаги, чтобы отправить премьера в отставку. Стало ли освобождение Корбана частью соглашения Порошенко и Коломойского, станет известно в ближайшие недели. Днепропетровский олигарх контролирует часть «Самопомощи» и «Народного фронта», а также с десяток мажоритарщиков и некоторых депутатов от БПП. И по тому, как они будут действовать дальше, можно будет понять, была ли договоренность.
Кстати, один из проектов постановлений об отставке Яценюка, лежащих в парламенте, зарегистрировал весьма близкий к Коломойскому мажоритарщик Сергей Мищенко.
Ну а сам Корбан, тем временем, отправился из Киева в юго-восточном направлении - домой в Днепропетровск.
«Фронт» занимает оборону
Парламент собрался во вторник, чтобы поработать всего три часа. После чего его заблокировал Народный фронт. Повод нельзя назвать чисто формальным: премьерская фракция уже не в первый раз требует от Верховной Рады закон о спецконфискации, который позволит без суда отобрать средства, которые власть сумела заблокировать на счетах Виктора Януковича и прочих беглецов. И парламент не в первый раз отказывает, потому что закон явно имеет репрессивный характер и может быть применим отнюдь не только к Януковичу.
Однако, что характерно: вопрос о спецконфискации встает не в первый раз, но еще ни разу до этого «Народный фронт» не занимался блокированием президиума. И это заставляет предполагать, что «фронтовиков» вынудило встать в активную оборону обострившееся противостояние президента и премьера.
Яценюк не может не понимать, что Порошенко ищет обходные пути для его снятия. Даже не для новой коалиции (хотя это единственный, помимо перевыборов, законный способ уволить премьера) – президент собирает 226 голосов для сомнительного голосования по увольнению, поскольку на Банковой свято верят: стоит уволить Яценюка, и «Народный фронт» пойдет в коалицию, но уже на условиях Порошенко.
То, что «Фронт» занял линию обороны, может означать, что президент близок к цели. И задача премьерской фракции, караулящей президиум, – сорвать этот сценарий.
Е-декларации: уступка ЕС и проблема для чиновников
В те три часа, которые Верховная Рада вчера все-таки работала, она успела принять обновленный закон об электронных декларациях для чиновников. Точнее, ту его версию, на которой настаивал Евросоюз и которой парламент дважды пытался избежать.
Поможет ли эта уступка Брюсселю ускорить процесс получения безвизового режима, пока сказать сложно. Несомненно, что Европа похвалит украинскую власть за выполнение «дорожной карты». Но несомненно и то, что назад к Грузии, получающей «безвиз» в июне, Украину уже точно не прицепят.
Что будет дальше, пока, скорее всего, не знают даже в Евросоюзе. Ведь е-декларации – далеко не единственная претензия европейцев к Киеву. Закон о выборах на неконтролируемых территориях и сами выборы в «дорожную карту», конечно, не входят, но Берлин и Париж очень заинтересованы в том, чтобы они прошли уже в первой половине этого года.
Украинская власть, как известно, ничего из этого принимать не хочет, а потому нельзя исключать, что депутаты вчера зря пошли на самопожертвование. А е-декларации для многих из них станут существенной проблемой, которую нужно будет как-то решать или обходить. Ведь даже если с декларированием сумочек от «Шанель» и костюмов от «Бриони» можно будет годик подождать (а потом переклеить бирки), то с декларациями широкого круга родственников так просто не отделаешься.
Переписка нардепа из «Батькивщины» Алены Шкрум подтвердила, что депутаты уже обеспокоены тем, как быть с бизнесом родственников. Конечно, в итоге лазейку, как всегда, найдут, но шума будет очень много.
Лига чемпионов: дальше без Украины
«Динамо» закончило выступления в Лиге чемпионов, не пройдя «Манчестер Сити». Неудачей этот сезон для киевлян, безусловно, никто не назовет: в принципе, для любого украинского клуба выход в весеннюю часть ЛЧ – уже успех. Однако этот успех (как и продолжающий выступать в Лиге Европы «Шахтер») – лебединая песня того украинского футбола, к которому все привыкли в предыдущие 6-7 лет.
Футбол высокого уровня невозможен в стране беднеющих олигархов, да еще и находящейся в фактическом состоянии войны. Владельцы лучших клубов устраивают распродажи лидеров своих команд, потому что это необходимо и с финансовой точки зрения, и с кадровой. Но, продавая Коноплянку или Тейшейру, они не в состоянии приобрести равноценную замену. «Динамо» пока смогло удержать Ярмоленко, но это явно только до лета.
Курс на местные кадры декларируется от безвыходности – потому что других не заманить. Так же от безвыходности проводится реформа премьер-лиги, которую сокращают с 16 до 12 команд. Украинский футбол постепенно возвращается в 90-е, но понадобится немало времени, чтобы в нем появился новый Андрей Шевченко.
А пока остается попрощаться с Лигой чемпионов и ждать новых сезонов, в которых выход в весеннюю часть будет невероятным достижением.