Саммит мира в Швейцарии по Украине собрал т.н. коллективный Запад и часть стран глобального Юга. Однако этот "хор" не пел единым голосом.
Коммюнике саммита подписали не все участники - в том числе, знаковые. Со стороны стран глобального Юга звучали призывы к переговорам между Украиной и Россией и компромиссу. И даже западные страны, не отходя от общей линии поддержки Украины, уже допускают диалог с Москвой, хотя и с оговорками. О том же завил и глава МИД Украины Дмитрий Кулеба после саммита.
"Идея в том, чтобы следующий саммит стал завершением войны. И, конечно, нам нужна за столом переговоров и другая сторона. Это очевидно, что для завершения войны нужны обе стороны. Рано или поздно с Россией необходимо будет разговаривать. Конечно, мы прекрасно понимаем, что придет момент, когда нужно будет говорить с РФ", - сказал Кулеба.
Сбудется ли этот прогноз и как дальше будут развиваться события, анализирует "Страна".
Президент президенту рознь
Как сообщала "Страна", проходивший 15-16 июня саммит собрал 92 страны в Швейцарии, хотя приглашали 160 (всего в мире более 190 государств). Не все государства были представлены на уровне своих первых руководителей.
Так, от США приехала вице-президент Камала Харрис, от Индии, Мексики, Турции и Саудовской Аравии - министры. Грузию представлял ее президент, при том что реальная власть в этой стране у премьер-министра. От Бразилии, Израиля, Индонезии, ЮАР были их послы в Швейцарии. Отказался приехать и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, который прислал представителя. Также вместо папы римского Франциска в саммите участвовал кардинал-дипломат из Ватикана. Собственно, из-за всего этого украинская сторона перестала называть швейцарское мероприятие “саммитом лидеров”.
Как и прогнозировалось, отсутствовал Китай. Мы писали, что отказ Пекина участвовать в саммите без присутствия там российских представителей поставил под сомнение сам замысел этого мероприятия - объединить усилия коллективного Запада с ключевыми игроками глобального Юга и добиться фактического выставления ультиматума России с требованием принять "формулу мира".
Китайская позиция в достаточной степени обусловила скептическое отношение многих стран Азии, Африки и Латинской Америки к швейцарскому форуму, усилившееся в силу дипломатического противодействия и самой России. В итоге на саммит не приехали, помимо прочего, Пакистан, Египет, Алжир, Вьетнам, Иран, страны СНГ (кроме Армении, но к ней мы еще вернемся).
Ситуацию не спасло даже то, что Киев, видевший свою "формулу мира" с жесткими требованиями к Москве основой для будущего ультиматума, согласился снять ключевые пункты - вывод войск РФ на границы 1991 года и выплату ею репараций. Повестку сформировали ядерная и продовольственная безопасность, а также освобождение пленных по принципу "всех на всех".
Президент Украины Владимир Зеленский, правда, добавил, что это всего лишь "начальные пункты формулы мира", и в "процессе работы над ними" заинтересованные стороны смогут "найти согласие и создать план действий относительно каждого пункта". Впрочем, договориться не удалось и даже в рамках дискуссии о наименее острых вопросах, о чем - немногим позже.
При этом подписали коммюнике только 80 государств. Однако большинство из них принадлежат коллективному Западу плюс руководители главных евроструктур. Нет подписей под документом представителей Бразилии, Индии, Мексики, ОАЭ, Саудовской Аравии, ЮАР, Армении, представителей ООН и Ватикана.
Не все страны-участницы саммита поддержали его коммюнике. Фото: president.gov.ua
"Саммит не объединил мир. Не удалось собрать большинство стран мира. Но даже не все государства-участники были представлены на уровне своих реальных лидеров. В той же Польше главную роль играет премьер-министр - сейчас это Дональд Туск, который на саммит не приехал, а не президент, на должности которого - Анджей Дуда. В какой-то мере швейцарский саммит стал повторением известного форума в Украине "Крымская платформа". Вышла несомненно значимая конференция, но не тот масштаб и эффект, на которые, видимо, рассчитывали организаторы", - комментирует политолог Руслан Бортник "Стране".
Неожиданный поворот
При этом ряд западных союзников Украины неожиданно высказали готовность начать поиск некоего мирного решения. Так, канцлер Германии Олаф Шольц, обвиняя Москву за вторжение, сказал, что "мира в Украине нельзя достичь без привлечения России".
"Мы все должны вместе искать рамки и "дорожные карты"... Я сравниваю этот процесс с небольшим растением, который требует воды и ухода. Давайте вместе убедимся в том, что этот цветок может вырасти. Давайте интенсифицируем наши усилия", - заявил немецкий лидер.
В свою очередь премьер-министр Нидерландов Марк Рютте отметил, что Россия должна участвовать в саммитах мира, однако "мир возможен только в том случае, если Россия будет соблюдать основные правила и ценности, которые применимы ко всем".
Еще более активно и однозначно тему необходимости привлечения к переговорам РФ продвигали страны глобального Юга.
Например, министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан Аль Сауд также говорил о важности присутствия в диалоге российской стороны. Киев и Москву он призвал начать "серьезные переговоры", в рамках которых согласиться на "тяжелые компромиссы - как части дорожной карты, которая приведет к миру".
Вероятно, этими заявлениями, как и предварительными закулисными переговорами, обеспечено появление в итоговом документе довольно размытого, но показательного пассажа: "Достижение мира требует привлечения и диалога между всеми сторонами. Поэтому мы решили в будущем осуществить конкретные мероприятия в вышеуказанных сферах с последующим привлечением представителей всех сторон".
Эксперты "Страны" говорят о знаковости появления переговорной темы.
"Напомню: раньше обсуждалось достижение победы над Россией на поле боя. А о политическом решении говорить избегали. Сейчас очевидно, что на следующий саммит будет приглашена Россия. То есть открывается путь к реальному переговорному процессу", - полагает политолог Кость Бондаренко.
Эту точку зрения разделяет и эксперт Бортник, по мнению которого швейцарский саммит "развивает переговорный трек в деле завершения войны".
Еще один важный результат, по словам политолога: вся "формула мира" президента Зеленского не получила мировую поддержку, что будет иметь дипломатические последствия.
"Даже страны Запада не очень верят в ее абсолютную реалистичность", - отмечает Бортник.
Слово Китаю
Спикеры власти, однако, говорят, что почти все важные пункты "формулы" Зеленского, в том числе и не обсуждавшиеся на форуме, были отражены в его коммюнике. И это позволит прибегать к ней и при подготовке других договоренностей.
"Четко говорится о войне России против Украины, а также о масштабных страданиях и разрушениях, причиненных этой войной. То есть это не какой-то непонятный "украинский кризис", а именно война. По сути это широкое признание миром факта совершения Россией такого преступления, как агрессивная война. Во-вторых (и это чрезвычайно важно!) благодаря саммиту и совместному коммюнике удалось четко и однозначно определить политико-правовые рамки, в границах которых может быть достигнут мир. То есть любая договоренность относительно мира не должна нарушать территориальную целостность и суверенитет Украины, а также такие принципы международного права, как принцип неприменения силы в международных отношениях и принцип равноправия стран. Так, в том числе, это означает, что Россия должна вывести все свои войска со всей территории Украины, без чего невозможно восстановить территориальную целостность Украины. Россия также обязана уважать суверенное право Украины присоединяться к любой международной организации, в том числе НАТО. Это логические последствия, которые вытекают из принципов, упомянутых в тексте коммюнике. Важно отметить, что эти политико-правовые рамки (в отличие от любых других - китайских, российских) на сегодняшний день являются единственными легитимными, за которыми стоит авторитет большинства стран мира", - написал на своей странице в Facebook глава "иностранного" комитета Рады Александр Мережко ("Слуга народа").
Что Киев не снимает требование вывода российских войск на границы 1991 года, дал понять и Владимир Зеленский. Отвечая на вопросы прессы, он заявил, что работа над выработкой условий окончания войны продолжится без участия Москвы.
"Сейчас существует процесс - это "саммит мира", потом - разработка детального плана. Потом, когда он будет готов, его передадут представителям РФ. И потом мы с вами увидим, готовы ли они завершить эту войну. Вот такие условия", - заявил Зеленский.
При этом он дал понять, что хочет, чтоб Россия участвовала во втором саммите мира. Так как в таком случае РФ покажет, что она "хочет мира".
Политолог Бондаренко считает, что настойчивое обращение Киева к собственной "формуле мира" - это "переговорная позиция".
"Россия устами Путина потребовала, помимо прочего, закрепить Крым и четыре области в административных границах. Украина говорит о сохранении принципа территориальной целостности. В итоге может быть выбрано в этом вопросе среднеарифметическое - признание линии фронта линией разграничения", - комментирует он "Стране".
Впрочем, в любом случае сейчас стороны только лишь декларируют стремление к переговорам, на деле сохраняя противоположные взгляды на все ключевые вопросы отношений - от территориальных до внутриполитических. При таком различии позиции могут сблизиться под влиянием двух факторов - ситуации на поле боя и/или скоординированного давления на обе воюющие стороны их ключевых международных партнеров. И только в случае такого сближения позиций реальные переговоры станут возможны.
Однако пока США и Китай не прибегают к принуждению к переговорам. По всей видимости, Пекин в ближайшее время активизирует работу по собственному "мирному" мероприятию.
"Вероятно, его стоит ждать до выборов в США. Пекин захочет предложить американской администрации собственный вариант разрешения конфликта. Новый же большой "саммит мира" по аналогии с швейцарским может состояться уже после завершения президентской кампании в Америке", - прогнозирует политолог Бортник.
Хотя Дональд Трамп, баллотирующийся на пост президента, обещает закончить войну за "24 часа", не собирая никакие форумы. Но получится ли это у него и станет ли он вообще президентом - вопрос пока открытый.