Власть готовит атаку на "Страну"
Главным скандалом дня стало заявление редакции интернет-издания "Страна" о готовящейся атаке власти, цель которой – парализовать его работу. О том, что такая атака может состояться уже в ближайшие недели, говорят и в журналистских кругах, и в спецслужбах. Мотивы власти очевидны – публикации "Страны" часто идут в разрез с "управляемой свободой слова", которую уже третий год пытаются построить в Украине.
Именно "Страна" первой опубликовала заявление беглого депутата Онищенко о коррупции в парламенте, первой предоставила слово пострадавшему от выстрелов Пашинского, – и это только самые свежие примеры неудобных для власти публикаций. В целом же за десять месяцев существования издания их можно насчитать десятки.
Власть во все времена не любила независимые СМИ. Но если при "бандитской власти" со свободой слова боролись через давление на собственников или, наоборот, через договоренности с ними, то нынешняя власть уничтожает сами медиа.
В ее арсенале масса способов, испробованных еще в 2014-15 годах на таких СМИ как "112", "Интер", "Вести", 17 канал. Самый мягкий – репрессии через Нацсовет по ТВ и радио. А тех, кто не реагирует на внушения Нацсовета или не подконтролен ему, ждут более серьезные "аргументы" – обыски от СБУ или налоговой, аресты редакторов или журналистов, разгром редакции наемными радикалами.
В тоже время, редакция "Страны" уверена, что выстоит в борьбе, опираясь на поддержку значительной части украинского общества. Характерно, что кроме нескольких проплаченных властями журналистов и блогеров, вчера никто репрессии против интернет-газеты не одобрил. А сама СБУ поспешила откреститься от этих планов, сказав, что ничего не знает про обыски и аресты.
Кто поднял курс до 29 гривен?
Власти сейчас следует заняться другим вопросом, который волнует всю Украину, – курсом гривны к доллару. Поскольку нынешнее ее ослабление с 27 до 29 гривен – следствие не объективных причин, а ряда серьезных ошибок, допущенных, прежде всего, Нацбанком.
Первым толчком для этого стала национализация "Приватбанка", к которой приложила руку вся власть. Однако в начале января был шанс успокоить ситуацию, когда на межбанке обнаружился временный избыток доллара, связанный с праздниками. Если бы НБУ тогда ничего не делал, курс межбанка мог спуститься ниже 26 гривен – и теперь не поднялся бы так высоко. Но Нацбанк начал… выкупать доллары, не давая нацвалюте укрепиться.
И сразу после этого нанес по ней новый удар, объявив о неплатежеспособности "Платинума". Этот банк давно ходил в числе рискованных, и мог бы еще некоторое время побыть в этом списке – это было бы лучше, чем поднимать вторую волну паники, когда еще не улеглась первая.
Итог целой цепи ошибок – нынешнее падение гривны, которое отсылает страну в кошмарные времена февраля 2015 года. Курс 30 гривен снова реален – а с ним реален новый виток цен на все без исключения товары. Пострадают от этого, прежде всего, миллионы обычных украинцев. Если же США, как многие прогнозируют, при новой администрации приостановят финансовую поддержку Украине, то курс доллара может быть и гораздо выше 30 гривен.
Цей "Дождь" недовго…
Одновременно с попытками давления на "Страну" власть изъяла из украинского медиапространства телеканал "Дождь", известный как телеканал российской непарламентской оппозиции. До сих пор с "Дождем" боролись только российские власти, но оказалось, что и официальному Киеву он не по душе.
Формальные причины вроде карты с Крымом, обозначенным как территория РФ, найти нетрудно. Особенно в случае телеканала, работающего по законам соседнего государства. Но реальные причины, безусловно, следует искать в другом месте.
В 2014 году, после победы Майдана и начала конфликта с Россией, украинская власть была рада любым союзникам. Она заигрывала с русскоязычными регионами ("Єдина країна/Единая страна") и поднимала на щит российских диссидентов вроде Макаревича. Теперь, когда угрозы большой войны с Россией нет, эти союзники больше не нужны.
В парламенте преобладает идеологическая линия построения этнического украинского государства, которую возглавляет спикер Парубий и которой, как минимум, не мешают Порошенко и Гройсмана. А при такой идеологии любой русский становится врагом – неважно, в России он или в Украине, за Путина или против него.
Не случайно из власти уже удалена вся команда "легионеров", которая намеревалась создать из Украины проект "Другая Россия". Именно к этому проекту принадлежит "Дождь", который для нынешнего курса украинской власти так же опасен, как и "Russia Today". А может, даже опаснее, потому что работает для того же электората, что и "Эспрессо ТВ", но при этом не соответствует "единственно правильной линии".
Одесса получила замену Саакашвили
Несмотря на бури в медиапространстве (а может, как раз из-за них), президент вчера отстранился от вопросов центральной власти и уехал в Одессу представлять нового губернатора. Им, как известно, стал бывший глава столичного полиграфкомбината "Украина" Степанов, по случайному совпадению являющийся кумом бывшего одесского губернатора Палицы. И то, что его еще до назначения называли фаворитом Банковой, – это, конечно, тоже совпадение.
Впрочем, не так важно, чьим назначенцем является новый губернатор, как то, какую политику он поведет. Одесская область – один из самых важных и самых опасных регионов, где противостояние (хотя и пока скрытое) между сильными группами майдановцев и антимайдановцев накладывается на противостояние губернаторской ветви власти с мэрской. И все это усугубляется близостью Приднестровья, огромными финансовыми потоками от порта и таможни. Сумеет ли Степанов найти баланс между всеми этими политическими и финансовыми группами, – от ответа на этот вопрос во многом зависит стабильность всего юга страны.
У Саакашвили получалось плохо – за что он вчера был раскритикован президентом. В ответ, Порошенко удостоился от бывшего соратника целого потока бранных слов, а своего преемника Михо прямо назвал "барыгой".
Партиям заплатили за сидение в парламенте
А отдыхающих политиков парламента вчера настигла хорошая новость: Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) выделило почти 400 миллионов гривен на их существование. И хотя эта новость из разряда старых советских анекдотов о еврее, заведующем складом ("А что, за такую работу еще и платят?"), партийных вождей она, безусловно, порадовала.
Да и почему бы и нет? Представьте, что вы – лидер Радикальной партии, отдыхающий от радикальной деятельности в Таиланде, и посреди отдыха вам сообщают, что государство выделило на вашу партийную деятельность 38 миллионов. Есть ведь повод открыть шампанское?
Но больше всего шампанского, конечно, откроют в "Народном фронте", которому перепало почти 114 миллионов. Они обошли даже БПП, чья субсидия из бюджета – 112 миллионов. Несложно подсчитать, что две фракции коалиции вместе получат почти половину всей суммы, выделенной партиям. Вряд ли это поможет поднять рейтинги, но поднять материальное благосостояние конкретных партийных деятелей вполне может.