Заявление о намерениях корпорации Roshen законсервировать до конца апреля Липецкую кондитерскую фабрику имело серьезный резонанс. Причина очевидна: наличие предприятия в российском Липецке, сначала напрямую, а потом косвенно, связанного с президентом Петром Порошенко, стало притчей во языцех.
Ведь Порошенко при каждом удобном случае сыплет обвинениями в адрес России, а официальная пропаганда любит всех критиков власти записывать в "пятую колонну" и "шатуны". Но работающая Липецкая "кондитерка" давала основание отвечать на все это простым вопросом - а сами вы, господин президент, случаем, не из этой же "пятой колонны", раз ваше предприятие исправно платит налоги в бюджет "государства-агрессора"? Крыть такой аргумент пропагандисты президента за почти три года так и не научились.
Поэтому с политической точки зрения решение о закрытии фабрики выглядит логичным. Но какой это даст эффект для президента - разбиралась "Страна".
Экономика или политика
Собеседник "Страны" в Администрации президента (АП) уверяет, что оно появилось по итогам встречи руководства корпорации с директором фабрики в Липецке Олегом Казаковым. И что привязки к дате - 20 января - не было. "Заявление с нами (АП - Прим.Ред.) не согласовывалась", - подчеркнул источник, сославшись на договор о независимом "слепом" трасте, который управляет активами Порошенко на время его президентства.
Отметим: в заявлении корпорации отмечается, что остановить фабрику пришлось по экономическим (падение продаж предприятия) и политическим (дискредитация фабрики и ее владельца в российских и украинских СМИ) причинам. При этом фабрику якобы нельзя продать, поскольку арест имущества, наложенный Следственными комитетом России в рамках уголовного дела, сделал ее продажу невозможной.
Но понятно, что экономические причины были вторичны. Более того, в конце года Roshen договорился с российскими властями о реструктуризации долгов по кредитам, а продаже начали постепенно расти.
Имиджу уже не поможет
По мнению политолога Руслана Бортника, президент пошел на закрытие липецкого Roshen, чтобы не быть связанным с компрометирующим его активом на случай досрочных парламентских выборов (а, может, и президентской кампании, которая может пройти раньше положенного срока). "В преддверии турбулентного года Порошенко начал избавляться от дискредитирующих его вещей, среди которых и конфетная фабрика в Липецке, которую ему припоминали правые. Если бы не было угрозы выборов, от предприятия не стоило избавляться сейчас, а сделать это ближе к 2019 году (когда по графику должны состояться очередные выборы президента и Верховной Рады - Прим.Ред.)" - полагает Бортник.
О выгодах отказа от липецкого Roshen для Порошенко говорят и блогеры, традиционно отражающие позицию окружения президента. По мнению политолога и экс-депутата Виктора Уколова, близкого к АП, с закрытием Липецкой фабрики российские и не только пропагандисты лишаются "темы", используемой "для подрыва внутреннеполитических позиций президента Порошенко".
В тоже время другие эксперты в этом сильно сомневаются.
"Закрытие фабрики к третьему году полномочий, после того как общественность катком проехала и не один раз по репутации - вряд ли сильный ход. Теперь картинка другая: решение это из президента выдавили, как он не сопротивлялся. В том числе и злобные зрадофилы - они таки были правы: если Путин не дает продать, нужно просто фабрику закрыть. И все три года президент рассказывал почему это невозможно. В том числе и рассказывая о схеме со "слепым" трастом и панамскими офшорами", - отвечает политтехнолог Сергей Гайдай.
С ним согласен политолог Анатолий Октисюк: украинцам по большому счету все равно, что происходит с липецкой фабрикой. Порошенко упустил удобный момент распрощаться с ней, и теперь в общественной памяти он все равно останется владельцем фабрики на территории страны, которую сам же называет агрессором.
Ужесточение внутренней и внешней политики
В тоже время, по мнению экспертов, закрытие липецкого Roshen хоть и вряд ли улучшит отношение народа к президенту (людей сейчас волнуют совсем другие проблемы), но поможет в другом. А именно - в ужесточении внутренней политики. У президента будет куда больше возможностей полностью перенять риторику "партии войны" и обвинить всех своих критиков в "работе на Москву" и пытаться закрутить гайки в общественной жизни (в том числе и в отношении неугодных СМИ).
Причем, по мнению Анатолия Октисюка, заявление о консервации Липецкой фабрики неспроста появилось в день инаугурации нового президента США Дональда Трампа.
Как считает политолог, это может быть сигналом для американских партнеров Украины, что Порошенко готов к полному разрыву связей с Россией. Одновременно президент усилит радикализм своих заявлений, в первую очередь, в отношении Москвы. "На фоне знаковых событий в США не исключено, что Порошенко пытается таким образом показать: он не согласится ни на какой компромисс между Западом и Россией относительно Украины за своей спиной. Мол, если вы захотите договориться, я во главе партии войны в Киеве буду готов к более жесткому диалогу и уже жертвую своим бизнесом в России", - полагает Октисюк.