Вокруг люстрации – снова скандалы и споры. На днях "Подробности" опубликовали интервью с председателем Венецианской комиссии Джанни Букиккио, где он в очередной раз критикует люстрационный закон. А еще обвиняет украинскую власть в медлительности – ведь о недостатках комиссия говорила давно, но так и не получила варианты решения от Киева. А уже завтра, 22 марта, Конституционный суд решит – а соответствует ли вообще закон о люстрации главному документу Украины. "Страна" разбиралась в слухах и скандалах вокруг "очищения власти".
"Все не соответствует действительности"
В Министерстве юстиции на сюжет "Подробностей" отреагировали резко.
"Это просто нарезка из разных фраз Букиккио, - сказала начальник департамента люстрации Минюста Татьяна Козаченко в комментарии "Стране". - И эти его якобы утверждения не соответствуют действительности. В частности, он якобы говорит, что украинская сторона не предоставила изменений и предложений к закону, которые могли бы рассмотреть Венецианской комиссия. Но 19 июня 2015 комиссия сделала окончательный вывод, с учетом изменений в закон, которые сейчас на рассмотрении в парламенте".
В июне Венецианская комиссия действительно сделала вывод относительно закона о люстрации, и он был достаточно критичным. Европейцы указали на ряд недостатков – отсутствие индивидуальности люстрации и отдельного закона для судей. То есть, Букиккио не сказал ничего нового – он всего лишь напомнил о спорных моментах, которые до сих пор не решены.
Законопроект, о котором говорит Козаченко, действительно находится на рассмотрении в парламенте, и завтра его планируют представить в Конституционном суде. Там, кстати, появилась норма о люстрации в том числе судей КС. Но отдельный закон очищения для слуг Фемиды, как того просили в комиссии, так и не прописан.
Судятся и возвращаются
По словам депутата от "Народного фронта" Леонида Емеца, велики шансы того, что КС признает люстрацию незаконной. Впрочем, как уверила "Страну" Козаченко, люстрация в Украине уже почти состоялась.
"Закон работает почти 1,5 года, через полгода будут проверены все действующие государственные чиновники. Высокопоставленные уже все проверены, остался рядовой состав. И уже с конца 2016 года закон будет работать исключительно как фильтр", - говорит Козаченко.
С другой стороны, если КС признает закон не соответствующим Конституции, то велика вероятность того, что суды завалят исками от тех, кто был уволен. Таких, по данным Минюста, 902 человека. По данным "Страны", помимо крупных шишек, туда вошли и рядовые чиновники, которые провинились только в том, что работали во времена Януковича.
"Безусловно, если решение суда будет не в пользу люстрации, то люди будут обжаловать свои увольнения. И, по идее, суд должен удовлетворить их иски, а также выплатить компенсацию за то время, что они не работали. С другой стороны, в законе и сейчас много недостатков, которые позволяют выиграть в Европейском суде по правам человека", - уверен юрист Ростислав Кравец.
Часть из громких люстрированных чиновников продолжает судиться – как, например, бывший первый зампрокурора Николай Голомша. Другие уже восстановились в должности. После восстановления в должности харьковского зампрокурора Владимира Суходубова, выиграл суд начальник Генеральной инспекции внутренних расследований и безопасности ГПУ Максим Мельниченко. Восстановили в должности и экс-начальника ГАИ Анатолия Сиренко.
На своей должности остался и.о прокурора Киева Олег Велендюк. Суд выдал ему своеобразный иммунитет на увольнение, запретив его увольнять. Хотя, по данным общественников, за несколько дней до расстрелов в феврале 2014 на Майдане, Велендюк совместно с группой прокуроров получил премию от Виктора Пшонки. Сам Велендюк это отрицает.
По словам Козаченко, из всего состава прокуратуры – а это около 200 тыс. человек, люстрации подлежат всего 401 сотрудник. " Мы проверили - более 90% не состоят на своей должности. Или сами уволились, или по закону их внесли в реестр", - говорит она.
Из этих 400, по данным Минюста – несколько людей, которые по решению суда восстановились в должности, а некоторых даже повысили, уверяет Козаченко. В этот список входит и Велендюк.