Сегодня, 22 марта, тело убитого украинского журналиста Георгия Гонгадзе будет предано земле на территории церкви Николая Набережного в Киеве. Отпевание и прощание начнется около 12.00. Во время похоронной церемонии не предусмотрено выступлений политиков, а в церкви, где будет проходить отпевание, будет запрещена фото и видео съемка.
Вероятно вот так - без вспышек фотокамер и громких речей и должны были пройти похороны самого знаменитого украинского журналиста. Переворачивается страница одного из самых громких преступлений в современной истории Украины, которое в свое время вылилось в громогласный кассетный скандал, запустивший цепочку политических событий, итогом которых стал первый Майдан в 2004 году, который дал путевку в большую политику нынешнему президенту Украины Петру Порошенко, да и не только ему.
Бывший зам.главы МВД генерал милиции Николай Джига некогда метко сказал: «на деле Гонгадзе выросло не одно поколение политиков, и еще вырастет». И правда его имя, как знамя поднимали все кому ни лень и затерли его до дырок.
15 лет мучений
Не хочется увязывать решение о похоронах, принятое вдовой Мирославой Гонгадзе и вручение накануне ее покойному мужу посмертной звезды Героя Украины из рук президента Петра Порошенко. Не хочется верить, что для погребения многострадального тела спустя 15 лет мытарств требовалось эта обесцененая украинским политикумом награда? Почему нужны были целых 15 с лишним лет чтобы отдать тело земле по христианскому обычаю? Ведь останки, предположительно Георгия Гонгадзе, нашли еще в ноябре 2000 года в лесу городка Тараща под Киевом. В первые дни тело хранилось в морге местной больницы. Были взяты анализы сердца, легких и желудка. В содержимом желудка обнаружены арбузные семечки, непереваренные волокна капусты, свежие кусочки арбуза. По словам коллеги Гонгадзе Алены Притулы, это совпадает с тем, что они с Гонгадзе ели вечером накануне его исчезновении.
Первую справку о смерти на имя Гонгадзе на свой страх и риск выдал областной судмедэксперт Игорь Воротынцев, за что потом поплатился постоянными вызовами на многочасовые допросы и подорванным здоровьем. Когда грянул скандал, обезглавленное тело в срочном порядке перевезли в Киевское бюро судебно-медицинских экспертиз на улицу Оранжерейную. Там оно и обрело свое пристанище на долгие годы. Вдове журналиста тело показали только 18 декабря 2000 года. То есть, почти спустя месяц после его обнаружения... Если кто-то думает, что в морге хранили тело, как труп Гонгадзе, то глубоко ошибается.
Как рассказывал в свое время руководитель столичного морга Николай Труш, «таращанское тело» все эти годы хранилось как безымянное. При том, что шесть экспертиз проведенных экспертами в Москве, США (экспертиза ФБР) и Главном бюро судмедэкспертиз с высокой долей вероятности подтвердили, что останки принадлежат покойному журналисту. Только одна экспертиза в частной лаборатории «Генедия» (Мюнхен, Германия), обстоятельства перевозки образцов в которую тогдашним замом главы Минздрава были весьма сомнительны, дала отрицательный результат.
- Это «таращанское тело» у нас не зарегистрировано ни в одном документе. Нет даже никакого порядкового номера, - вспоминал в одном из интервью Труш. - Тело у нас не числится как тело Гонгадзе, оно все еще считается телом неизвестного. Это уже суд должен определить, что это Гонгадзе или нет. Еще в 2010 году судмедэксперт Труш предполагал, что в конце сентября или в октябре все вопросы с телом будут решены и погребальная церемония будет проведена. Ведь в практике столичного морга впервые случилось, что тело хранилось целых 10 лет, максимум - два года. Тогда еще ни Труш, ни его подчиненные не догадывались, что останки пролежат еще более 5 лет.
Еще Труш сетовал, что у него нет возможности хранить «таращанское тело» дольше. В морге говорят, что за все эти годы останки пролежали в камере длительного хранения, запакованные в пленку в деревянном гробу, помещенном в специальный ящик. Это не холодильник, а подвальное помещение, где специальная установка нагнетает холод. Температура около 0 градусов. Замораживать тело было нельзя, потому как под воздействием холода она могло стать непригодным для проведения экспертиз.
Работники морга говорят, что за все время пока у них хранилось тело Гонгадзе, политики сюда ни разу не приходили. Были следователи, эксперты, адвокаты, но ни один политик, который пиарился на имени покойного сюда ни разу не заглянул.
Мать не верила, что это останки сына
Сотрудники с Оранжерейной припоминают, что покойная мать журналиста – Леся Гонгадзе прикладывала туфлю к останкам и потом заявила, что это не ее сын, потому как нога была много больше. Специалисты не брались судить – материнское горе могло затуманить разум, однако с точки зрения патологоанатомов прикладывать обувь к ноге трупа, который длительное время пролежал в земле было совершенно бессмысленно, потому как были запущены процессы разложения.
Первые попытки убедить тогда еще живую маму журналиста – Лесю Гонгадзе похоронить сына предпринимались Генпрокуратурой еще 6 лет назад. Как вспоминал директор морга, в 2010 году было получено разрешение Генпрокуратуры на захоронение, но с оговоркой – «с согласия родных». Николай Труш тогда позвонил адвокату Леси Гонгадзе – Андрею Федуру и пояснил, что есть разрешение от ГПУ и требуется разрешение родных – на следующий день, вспоминают работники столичного «некрополя» был в прессе такой скандал, будто бы паталогоанатомы заставляли маму журналиста провести похороны.
Леся Гонгадзе была категорически против похорон до самой смерти, настигшей ее от болезни 30 ноября 2013 года в самом начале революционных событий на Майдане. До конца дней своих она не верила, что останки, найденные в Тараще, принадлежат ее сыну.
Вероятно, вдова Мирослава ожидала, когда ситуация в Украине успокоится, чтобы похоронить останки мужа.
Кстати, немало спекуляций было и вокруг свидетельства о смерти Гонгадзе. К примеру, в суде над генералом Алексеем Пукачем защитники заявили, что свидетельства, как документа, не существует, а значит и убийства не было. Представитель Мирославы Гонгадзе, Валентина Теличенко доказывала, что аргументы защиты Пукача несостоятельны, так как документально доказано, что тело в морге на Оранжерейной в Киеве принадлежит Георгию Гонгадзе.
- Когда был найден труп в Тараще, судмедэксперт местного морга Игорь Воротынцев делал вскрытие, - вспоминала в одном из интервью Теличенко. – Туда прибыли друзья Гии – Алена Притула, Лаврентий Малазония, Константин Алания и другие. Они опознали на трупе украшения Георгия, также Алания сказал, что в правой руке должны быть мелкие осколки после посещения журналистом горячей точки на Кавказе. Воротынцев отчленил руку, сделал рентген и слова Алания подтвердились.
Теличенко утверждала, что эксперт Воротынцев по собственной инициативе на основе опознания трупа друзьями выписал медицинское свидетельство о смерти на имя Георгия Гонгадзе, а в графе причина смерти указал: «не установлена». Позже сама представитель Мирославы сдала документ Воротынцева в ЗАГС и там выдали стандартное свидетельство о смерти также на имя Георгия Гонгадзе. Оригинал этого документа до сих пор хранится у Теличенко, а нотариальные копии и медицинского заключения и свидетельства ЗАГСа, подшиты в материалы первого дела, в котором осуждены подчиненные Пукача – Костенко, Протасов и Попович.
Сейчас убийца журналиста - Алексей Пукач осужден Апелляционным судом пожизненно. Все последние документы Гонгадзе выданы на руки и все формальности завершены. Уже никто не скажет, что это безымянное тело лежит 15 лет без номера.
Потому как журналист нашел свое последнее пристанище в церковном дворике на улице Сковороды, 12, где у его могилы наконец-то спустя многие годы появится имя.
Дело по заказчикам положили под сукно
Правда, имя, названное и установленное судом, до сих пор не появилось у организатора преступления.
Как известно 16 января этого года Апелляционный суд оставил в силе пожизненный приговор для генерала Пукача. Несмотря на то, что, начав тонуть Пукач, сливал всех - заявлял открытым текстом о причастности к заказу убийства экс-президента Леонида Кучмы и бывшего спикера Владимира Литвина.
Это уже никого не интересовало. Как говорят наши источники в ГПУ, сейчас пылится на Борисоглебской кипа пыльных томов выделенного дела по заказчикам убийства Гонгадзе. Но, как выражаются сами следователи - там хлам.
Реальных заказчиков кроме покойного министра Кравченко так и не было установлено и вряд ли установят. Как заявлял в одном из телеэфиров беглый экс-первый заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин, уголовное дело против экс-президента Леонида Кучмы, подозревавшегося в заказе убийства журналиста Георгия Гонгадзе, было закрыто за взятку 1 000 000 000 долларов.
По словам Кузьмина, в сентябре 2013 года прокуратура готова была предъявить Кучме обвинение в заказе убийства журналиста, но генпрокурор Виктор Пшонка якобы запретил это делать.
- В 2013 году мы получили информацию о том, что за прекращение уголовного дела против Кучмы была уплачена колоссальная сумма взятки - 1 млрд долларов, - заявил Кузьмин в эфире телеканала 1+1.
Он утверждает, что семья Кучмы давила на экс-президента Виктора Януковича, а тот в свою очередь заставил Пшонку прекратить расследование и поиск заказчиков убийства Гонгадзе.
С тех пор, никаких подвижек по заказчикам убийства Гонгадзе нет. И ни Майдан, ни смена нескольких генеральных прокуроров, ничего в этом деле не меняет.