Вчера Донецкий городской суд Ростовской области объявил украинскую летчицу Надежду Савченко виновной в убийстве двух российских журналистов под Луганском летом 2014 года и приговорил ее к 22 годам заключения в колонии общего режима и штрафу 30 тысю рублей «за незаконное пересечение границы РФ».
Так как сама Савченко заявила, что не намерена обжаловать приговор в российской апелляции, с этого момента как раз наступает самая горячая фаза ее резонансного дела. Главной интригой, повисшей в воздухе, остается – каким образом Надежду собираются вытащить из российской тюрьмы. Савченко, во время одного из финальных заседаний, бросила вызов президенту Петру Порошенко – сказала, что он хороший дипломат и должен найти выход как ее освободить. Безусловно для украинского гаранта добиться свободы для Савченко – это не только имиджевый поступок, но и публично взятое на себя обязательство, которое он просто не имеет права не выполнить.
Вопрос только - каким образом?
Обмен опробуют на Сенцове и Кольченко
Для возвращения политузницы на Родину видится два наиболее вероятных пути и один из них Украина уже запустила.
Первый путь - это обмен осужденными. В РФ заявили несколько дней назад, что Минюст РФ получил соответствующий запрос от украинских коллег, где упоминаются уже осужденные в России Олег Сенцов, а также Александр Кольченко, Геннадий Афанасьев и Юрий Солошенко. Российская сторона заявила, что собирается рассмотреть его в течение месяца, то есть до конца марта.
Также в российском министерстве юстиции сообщают, что совместно с Украиной рассматриваются обращения о передаче 13 россиян, осужденных украинскими судами к лишению свободы для отбытия наказания в России. Имена Надежды Савченко или россиян – офицеров ГРУ Александрова и Ерофеева в этом сообщении Минюста не фигурируют.
В Администрации президента Порошенко считают, что если сценарий по обмену Сенцова, Кольченко, Афанасьева и Солошенко сработает, то по таким же способом будут пробовать освободить Савченко, а также других украинцев – Николая Карпюка и Станислава Клыха, которых сейчас судят в Грозном, якобы за участие в Чеченской войне на стороне «дудаевцев».
Пока в РФ думают по поводу обмена других украинцев, в Киеве прощупывают еще один сценарий. Речь идет о передаче осужденной Савченко под предлогом отбывания наказания в Украину. На сегодня нашим государством подписано более десятка двусторонних международных договоров о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания: с Республикой Узбекистан, Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Арменией, Грузией, Таджикистаном, Китайской Народной Республикой, Беларусью, Сенегалом и даже Северной Кореей.
Однако с Российской федерацией такого соглашения нет. Поэтому юристы Банковой прорабатывают вариант освобождения со ссылкой на Конвенцию о выдаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года, принятую в Страсбурге. На сегодня ее участниками являются 42 европейских государства - члены Совета Европы, включая Украину и РФ. Последняя приняла ее, как часть национального законодательства Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 года.
Главное условие для выдачи – согласие осужденного
Если не брать во внимание политическую подоплеку, а анализировать сугубо содержание этого старого международного документа, то передача осужденных возможна только при соблюдении ряда условий, предусмотренных Конвенцией и двусторонними международными договорами. Это, прежде всего:
- наличие у осужденного гражданства страны, в которую его намерены передать (у Савченко оно есть)
- наличие приговора в отношении осужденного, который вступил в законную силу (по УПК РФ это 10 дней с момента постановления вердикта);
- оба государства (государство исполнения и государство вынесения приговора) должны быть согласны на передачу осужденного (такое согласие может быть достигнуто при наличии политической воли обоих сторон);
- деяние, за которое вынесен приговор, должно быть преступлением в государстве исполнения приговора (Формально наш УК содержит диспозиции таких преступлений).
Один из важных моментов - добровольное согласие осужденного, с полным пониманием им правовых последствий передачи. Государство исполнения приговора имеет даже право с помощью консула или другого официального лица проверить добровольность такого согласия.
Центральным органом Украины, компетентным решать и рассматривать вопрос о выполнении положений Конвенции о передаче осужденных лиц и двусторонних договоров, в Украине является - Минюст. То есть на уровне министерства Павла Петренко будут вестись переговоры о возможной передаче Савченко под видом выполнения приговора российского суда, который понятное дело, никто не собирается на нашей территории приводить в действие.
Савченко может сама письменно попросить выдать ее
С запросом о передаче осужденного может обратиться как государство вынесения приговора, так и государство исполнения приговора. Инициатором решения вопроса может быть и сам осужденный (просьба осужденного должна быть изложена в письменном виде и заверена надлежащим образом в учреждении, в котором он отбывает наказание), а в соответствии с положениями двусторонних договоров - также родственники осужденного. Передача осуществляется с согласия обоих государств, и осужденного, или, в случае необходимости, - законного представителя этого лица.
Предпосылкой исполнения приговора иностранного суда согласно требованиям законодательства Украины является его признание, то есть приведение приговора иностранного государства в соответствии с законодательством Украины с использованием судебной процедуры нашего государства. Формально это означает что Украина должна признать правосудность этого решения, что идет вразрез с международным вектором нашей политики, по которому Савченко – узник совести. То есть при передаче осужденного должна произойти замена меры наказания, назначенной в государстве вынесения приговора, наказанием, предусмотренным законодательством Украины за такое же преступление.
По процедуре, после осуществления передачи осужденного на территорию Украины, Министерство юстиции обращается в Верховный Суд с просьбой рассмотреть вопрос выполнения на территории Украины приговора иностранного государства по осужденному и приведения приговора этого же иностранного государства относительно вышеупомянутого осужденного в соответствии с законодательством Украины.
Верховный Суд направляет материалы в соответствующий суд по месту пребывания осужденного под стражей (в случае с Савченко, которая после пересечения границы конечно же под стражей пребывать не будет, не исключено что этот вопрос рассмотрит сам Верховный суд), по результатам рассмотрения которого выносится постановление и дальнейшее отбывании наказания осуществляется в соответствии с украинским законодательством.
Если назначенный за рубежом срок наказания превышает срок, установленный Уголовным кодексом Украины за такое же деяние, украинский суд определяет срок в размере максимально установленной санкции. То есть если взять срок 22 года, то таких огромных санкций у нас не существует. Максимальный срок наказания в нашей стране – 15 лет либо пожизненное.
Для изменения приговора должно быть «добро» страны выдачи
К осужденным могут быть применены помилования, амнистия или смягчения приговора. Тут возможны разные варианты - во первых Савченко избрана депутатом ВРУ, как № 1 списка Блока Тимошенко и российским коллегам можно сказать, что по нашему законодательству привлечь народного депутата к уголовной ответственности можно только с согласия ВРУ. А такого согласия, понятное дело, парламент не даст.
Тем более Савченко пользуется международным дипломатическим иммунитетом как посланник Украины в ПАСЕ. В крайнем случае, специально для отвода глаз россиян, можно объявить что президент помиловал Савченко и освободил ее от отбывания наказания российского суда своим актом.
В Конвенции, однако, есть еще один каверзный пункт, который скорей всего Россия будет использовать как свой козырь в деле Савченко – в международном документе сказано, что право решать вопрос о пересмотре судебного решения имеет только государство вынесения приговора. То есть Россия. Это предусмотрено в статье 13 вышеупомянутой Конвенции
Впрочем, учитывая колоссальный резонанс дела Савченко в Украине и в мире, вряд ли будет кто-то сильно переживать, если после пересечения границы Надежду просто отпустят, как свободного человека, без всякого соблюдения юридических формальностей.
Однако такой шаг может поставить под угрозу выдачу других осужденных – тех же Клыха и Карпюка. Поэтому украинской власти, очевидно, следует четко взвесить все процессуальные нюансы решения вопроса по Савченко, если она будет выдана Украине.