В четверг, 9 февраля, Верховная Рада, которая в последнее время показывает низкую продуктивность, неожиданно приняла два законопроекта для нужд децентрализации, продолжающейся в Украине. Один - №4742 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно статуса старосты села, поселка)", другой - № 2489 "О службе в органах местного самоуправления". Чем важны эти документы для страны, разбиралась "Страна".
Старостам показали круг
Должность старост вернулась в Украину с принятием закона о добровольном объединении территориальных общин ровно два года тому назад. В пояснительной записке к законопроекту №4742 говорится, что снова поднять вопрос старост пришлось из-за того, что внедрение этой выборной должности "выявил ряд пробелов и коллизий в действующем законодательстве Украины", что плохо отражается на самой децентрализации. Вероятно, по этой причине авторы законопроекта - из представителей фракций "Блока Петра Порошенко" (БПП), "Батькивщины" и внефракционных депутатов - решили подробнее расписать роль старост в жизни сел-поселков.
Документ, прежде всего, уточняет круг полномочий старост, основания и порядок их досрочного прекращения. Так, староста не может быть депутатом совета любого уровня, совмещать свою деятельность с другой должностью, в том числе на общественных началах, заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью (включая коммерцию), кроме преподавательской, научной и творческой, врачебной, судейской в спорте. При этом старостам позволено входить в исполком совета, представляющего объединенную терробщину.
Кроме того, принятый закон вводит в законодательстве понятие "старостинский округ", то есть фактически это те же села-поселки, что вошли в объединенную общину. По мнению соавтора закона народного депутата Александра Дехтярчука (БПП), документ позволит советам объединенных общин определяться, сколько старостинских округов создавать на своей территории и, соответственно, сколько должностей старост учреждать. По подсчетам нардепа, по всей Украине уже работают около 300 старост.
Без претензий к закону не обошлось. Так, депутат Юрий Одарченко ("Батькивщина") считает, что даже с его принятием у старост не достает прав для эффективной защиты интересов односельчан. В ходе обсуждения документа в Раде он предложил предоставить старостам право вето на решения совета, которые вредят их селам-поселкам. Механизм преодоления вето обычный: две трети голосов депутатов совета. "Очень часто после объединения (общин - Прим.Ред.) возникает ситуация, когда одни маленькие населенные пункты представлены в совете объединенной общины одним депутатом, а другой населенный пункт имеет (в нем - Прим.Ред.) абсолютное большинство. При подобных обстоятельствах совет… может свободно распоряжаться имуществом… маленького населенного пункта, лишать финансирования учреждения культуры и образования, по сути, уничтожать инфраструктуру", - убеждал Одарченко коллег. Однако Рада отказала.
В целом дискуссия вокруг проекта №4742 показала, что из Рады никуда не делась настороженность к децентрализации, которая, по мнению ряда депутатов, угрожает упадком и даже исчезновением малым селам, если оттуда уйдет власть в лице местных советов и сельских председателей.
Местный престиж
Законопроект №2489 получил поддержку 253 народных избранников. Хотя споры в зале он вызвал достаточно серьезные. Документ, помимо прочего, разделил должности в органах местного самоуправления на политические (тот же мэр) и профессиональные (например, управляющий делами). "Такое разделение впервые реализуется в Украине на уровне органов местного самоуправления", - отмечает соавтор закона Алена Шкрум ("Батькивщина"). Что это дает: по мнению Шкрум, принесет стабильность в кадровую политику местных органов власти, деполитизирует саму службу и повысит ее престижность, в том числе, за счет новой модели оплаты труда.
"Мы установили минимальный гарантированный размер должностного оклада служащего. А для предотвращения занижения должностных окладов предусмотрели минимальные относительные соотношения размеров должностных окладов различных категорий должностей (не ниже имеющихся на сегодня пропорций). И отныне органы самоуправления не будут ограничены различными подзаконными актами Кабинета Министров Украины в установлении достойных заработной платы, если у них на это есть средства в бюджете. Все это - мини-революция и большие возможности реформировать службу в органах местного самоуправления и предоставить новые по качеству услуги для людей!" - написала Шкрум на своей странице в Facebook.
Критики, в свою очередь, говорят, что с воплощением закона бюрократизм в органах местной власти может даже возрасти. Другая болевая точка: сохраняется привилегия о повышенных пенсиях. "Не для кого не имеют права существовать специальные пенсии, все граждане равны перед законом", - заявил во время обсуждения документа народный депутат Виктор Пинзенык (БПП), поддержанный рядом депутатов. Однако Шкрум заявила, что льгота сохранится только для тех сотрудников, кто отработал десятки лет в местном самоуправлении. "Все, кто сейчас станут…государственными служащими, будут получать пенсию так же, как все остальные граждане Украины", - отметила Шкрум.
Закон, который лоббировался представительством Европейского союза в Украине (собственно, самим альянсом), по словам постоянного представителя Украины при Совете Европы (СЕ) Дмитрия Кулебы, приветствовался СЕ. Разделят ли радость чиновники на местах, узнаем позже.