Закулисье "плана Артеменко"
Главная сенсация дня – мирный план от малоизвестного до этого депутата Радикальной партии Артеменко, о котором написала – ни много ни мало – "Нью-Йорк Таймс". Для американской газеты, конечно, было все равно, кто из украинских политиков является автором плана, о котором она написала, и даже в меньшей степени важна суть этого плана, – ей нужно было показать схемы, по которым решаются вопросы в администрации Трампа, чтоб в очередной раз заклеймить президента США. Но для нас как раз важно то, что неважно для "Нью-Йорк таймс".
Во-первых, кто такой депутат Артеменко. По его словам, план, который он представил в администрацию американского президента, – это плод работы некоей межфракционной группы депутатов, которые, в отличие от лидеров государства, мыслят прагматично и ищут способы завершить войну. Имен Артеменко не назвал, кроме одного соратника – бывшего председателя СБУ Наливайченко, с помощью которого была собрана "вторая часть плана" – компромат на украинского президента (Наливайченко свою причастность к компромату подтвердил, а вот к "мирному плану" - нет). Из чего понятно, что "межфракционная группа" явно не питает большой любви к Банковой. При этом в нее не входит непосредственный начальник Артеменко – главный радикал Ляшко, который вчера открестился от новоявленного миротворца и даже исключил его из фракции.
Также любопытна политическая биография самого Артеменко. В 2000-х он был предпринимателем (работал в том числе и на газовом рынке) и депутатом от БЮТ в Киевском горсовете. Против него возбуждали уголовное дело (сам он считает его сфабрикованным). Во времена Януковича он жил в США и вернулся на родину с началом Майдана, в котором он принял активное участие. Его называют одним из отцов-основателей Правого сектора. То есть, исходя из биографии Артеменко его трудно отнести к "русским шпионам", в которые его тут же занесли СМИ и политики. Скорее можно заподозрить в связях с Юлией Тимошенко (через упомянутого выше Наливайченко).
Теперь о самом плане. Близкие к Банковой политики вчера весь день усиленно распространяли тезис о том, что "план Артеменко" – это на самом деле "план Кремля". При этом их ничуть не смутило то, что Кремль как раз открестился от идей, озвученных радикалом. Что и не удивительно, поскольку "план Артеменко" для России куда менее выгоден, чем прописанный в минских соглашениях план урегулирования.
Ключевая мысль Артеменко – передача Крыма (в Минских соглашениях он, кстати, вообще вынесен за скобки) Украиной в аренду России на 50 лет – явно адресована Вашингтону, минуя Москву. Для Кремля невозможно представить ситуацию, когда территория, признанная частью России, вдруг оформляется как сданная ей же в аренду другим государством. Такое в теории можно было представить лет 200 назад, когда Александр I мог что-нибудь подписать в Европе, а в России представить это совсем по-другому. Но сейчас, когда информация с одного конца света становится известна на другом конце в течение минуты, схему двух разных версий для внешнего и внутреннего потребления представить невозможно. И даже если бы Путин захотел пойти на такую сделку, он не смог бы объяснить ее дома.
Для украинской власти такая схема тоже проблематична, но в меньшей степени. Прагматичная часть общества могла бы принять вариант, при котором за полуостров, который все равно уже у Украины отобрали, можно было бы хотя бы получать с России деньги.
Еще хуже для России положения плана Артеменко по Донбассу. Если в Минских соглашениях прописано, что контроль над границей (читай контроль над Донбассом) переходит к Украине только после того как будут проведены выборы в "отдельных районах Донецкой и Луганской областей" и внесены изменения в Конституцию по "особому статусу", то план Артеменко предполагает безоговорочный переход контроля над границей к Украине (давая лишь 72 часа всем сторонникам сепаратистов на исход в Россию). И лишь после этого будет проведен референдум, на котором, может быть, украинцы проголосуют за особый статус Донбасса.
Естественно, что Россию такая схема вряд ли обрадует.
Кого такой план может полностью устроить – так это Трампа и других западных сторонников снятия с России санкций. Все прекрасно понимают, что нынешняя ситуация тупиковая: Россия Крым не отдаст, а признать его российским Запад не может. И какой-либо вариант насчет аренды или двойного контроля был бы выходом. Поэтому не случайно, что этот план передали именно в администрацию Трампа, – поскольку он проамериканский, а не пророссийский. И если вариант Артеменко для Кремля неприемлем, то будут другие варианты именно в этом направлении. Украинской власти нужно быть готовой к такому сценарию.
Видимо, об этом подозревает и Петр Порошенко, который в своей недавней Мюнхенской речи сделал акцент на том, что никакие договоренности за спиной Украины не будут признаны Киевом.
Зачем Путин признал паспорта ДНР?
Что касается Москвы, то там пытаются реализовать свой сценарий. Который, кстати, во-многом прямо противоположен "плану Артеменко". Уже несколько дней обсуждается указ Путина о признании документов, выданных в "ДНР/ЛНР". И хотя Москва пытается убедить всех, что такое признание вовсе не является признанием самих "республик", всем очевидно, что фактически речь идет именно об этом.
Указ преследует сразу несколько целей. Во-первых, он показывает Западу, как будет действовать Кремль, если там не заставят украинскую власть выполнять Минские соглашения в "классической" версии. Во-вторых, он дает некую определенность жителям самих "республик". Но главный сигнал посылается непосредственно Украине. Состоит он в том, что вслед за признанием документов может последовать реальное экономическое отторжение Донбасса от Украины.
Нынешнее состояние полувойны оказалось даже выгодно украинской власти: предприятия "ДНР/ЛНР" платят налоги в украинский бюджет (в том числе военный сбор), а пенсии и заплаты бюджетникам на этой территории платит Россия. Признав "республики", Путин может дать добро на национализацию всех предприятий на их территориях, чтобы увеличить их самоокупаемость.
Главным пострадавшим в этом случае будет владелец СКМ и "Метинвеста" Ахметов, но не меньше пострадает и украинский бюджет, поскольку предприятия Ахметова являются крупными плательщиками налогов. Причем Украина потеряет не только налоги с неконтролируемых территорий – проблемы будут и у металлургических комбинатов Мариуполя и Запорожья. Кроме того (об этом, кстати, недавно сказал Порошенко, но в другом контексте), потери украинского экспорта составят 2 млрд долларов.
Наконец, еще одним шагом России может стать введение визового режима с Украиной, который оставит без работы несколько миллионов украинцев, трудоустроенных в России.
В общем, Путин показывает, что в случае невыполнения Киевом Минских договоренностей в его интерпретации Украине придется по-настоящему (а не в нынешнем половинчатом состоянии) узнать, что такое жизнь без России и без Донбасса.
Готов ли Порошенко к разрыву с "партией войны"?
Путин – не единственный, кто заставляет Порошенко сделать выбор. Тем же сейчас занимаются Семенченко и его добровольцы на Донбассе. Они тоже ставят украинскую власть перед дилеммой – или пойти на полный разрыв отношений с Россией и "ДНР/ЛНР" со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями, или пойти на разрыв с "партией войны" и ее электоратом.
Порошенко вот уже третий год пытается избежать этого выбора, однако логика событий неизбежно ведет к нему. Устами СНБО президент уже сказал "а" в пользу второго выбора. Возможно, он надеялся, что блокирующие испугаются указа и решения СНБО, но получилось противоположное: Семенченко заявил, что расширит блокаду. И теперь надо говорить "б" – то есть проводить силовую зачистку. При этом став врагом №1 для добровольческих батальонов и значительной части избирателей Западной Украины – единственного региона, где у Порошенко еще высокий рейтинг.
Вчера фракция БПП вновь обратилась к президенту с призывом ликвидировать блокаду. Все это очень напоминает обращения облсоветов Юга и Востока зимой 2014 года с призывом к Януковичу зачистить Майдан. Порошенко и сам понимает, какие аналогии будут. Поэтому постарается тянуть время, а саму зачистку провести так, чтобы она не выглядела как зачистка. Но получится ли?
Киевские акции – щит для Семенченко?
Еще один сдерживающий фактор для Порошенко на Донбассе – акции в Киеве, приуроченные к третьей годовщине расстрелов на Майдане. К ним власть готовилась загодя, собрав в центре столицы столько силовиков, сколько там в последний раз было как раз три года назад. Тем не менее, избежать инцидентов не удалось. В воскресенье были серьезные стычки и задержанные.
Однако и здесь власть оказалась непоследовательной. Уже утром всех задержанных отпустили, что явно лишь убедит радикалов в безнаказанности. Многие из освобожденных вчера снова участвовали в акциях на Крещатике – и, хотя в этот раз обошлось без стычек с силовиками, ясно, что продолжение последует. Причем акции могут не ограничиться ближайшими двумя днями – Семенченко тоже понимает, что активность на Майдане сейчас является щитом против зачистки блокады, а потому постарается растянуть ее на длительный срок.
Естественно, задачей власти будет не дать ему это сделать – поэтому уже началась дискредитация мероприятий радикалов как опасных популистов и маргиналов, работающих по "сценарию Кремля".
Луценко снова обещает приговор Януковичу
Еще одно приуроченное к третьей годовщине расстрелов на Майдане событие – отчет генпрокурора в "Фейсбуке". Судебного процесса к этой дате Луценко представить не смог, поэтому представил инфографику с цифрами, доказывающими, как плодотворно работает Генпрокуратура в деле раскрытия преступлений против Майдана. Как оказалось, расследуется целых 259 дел, подозрение выдвинуто 301 человеку, а обвинение – 44 человекам.
Что касается приговоров главным действующим лицам, то генпрокурор обещает, что они обязательно будут. "Привлечение к ответственности тех, кто скрывается в РФ, начнем сразу после уточнения закона об особенностях заочного осуждения, который находится в парламенте", – объяснил Луценко. Правда, не уточнил, что это за уточнения и как долго их собираются уточнять в парламенте.