"Страна" проанализировала предварительные итоги выборов на местах. Ведущие украинские партии наперебой рапортуют о своих успехах, но на деле выглядит не все так однозначно.
Наперегонки к спонсорам
Ведущие украинские партии, принимавшие участие в выборах в 47 объединенных территориальных общин (ОТО) 30 апреля, продолжают хвалиться результатами. При этом победу приписывают себе сразу несколько политических сил. Благо Центральная избирательная комиссия еще продолжает подводить итоги голосования.
Так, в "Блоке Петра Порошенко" (БПП) заявили, что "подавляющее большинство" избранных председателей ОТО были кандидатами, которых партия либо выдвинула, либо "поддерживала". БПП также якобы проводит больше всех депутатов в новые советы ОТО. Правда, от партии шли только чуть более половины из них, а остальные были самовыдвиженцами, которые баллотировались "при поддержке" пропрезидентской политсилы.
"Победа кандидатов от партии "БПП "Солидарность" по всей Украине в очередной раз продемонстрировала поддержку реформы децентрализации, которую инициировал президент Порошенко. Ведь именно под этими лозунгами шли наши кандидаты. Как показывают результаты выборов, украинцы не поддерживают популизм и отсутствие конкретных дел", - цитирует партийный сайт члена Центрального совета БПП, народного депутата Сергея Березенко, близкого к главе государства.
Заявление о своей победе в этой избирательной гонке распространила и "Батькивщина". По предварительным данным партии, ее представительство в новоизбранных советах составит 198 депутатов (27,5% от общего количества выдвинутых политсилами).
"Лидерство политической силы Юлии Тимошенко в который подтверждено, несмотря на огромное давление со стороны власти и провластных партий и кандидатов", - сказано в заявлении партии.
Рапортуют об успехе на выборах и в партии "Наш край" (НК), ссылаясь, правда, на подсчеты Комитета избирателей Украины (КИУ). А там утверждают, что НК провел в советы городских ОТО 42 депутата (17,4% от общей численности). Но дышит в затылок "Оппозиционный блок", который будут представлять 37 депутатов (15,3%). Далее идут БПП, "Видродження" и "Радикальная партия".
В свою очередь, в "Оппозиционной блоке" говорят о своей победе на выборах по партийным спискам.
"Эти победные реляции объясняются просто: в условиях, когда не исключены внеочередные парламентские выборы, партии пытаются показать свою успешность", - оценивает парад заявлений политолог Анатолий Октисюк.
Яценюк в стороне
При небольшом значении выборов в ОТО для политической погоды в стране (они, естественно, не отражают баланс политических симпатий граждан в общенациональном масштабе), тем не менее, вырисовываются довольно интересные тенденции. Во-первых, снова не участвовала в местных выборах союзник БПП по правящей коалиции - "Народный фронт" (НФ) экс-премьера Арсения Яценюка, хотя нельзя исключать, что его участие было опосредованным, то есть через другие партии.
"Фронт" сознательно избегает прямого контакта с избирателями. Общество по-прежнему винит за резкое ухудшение жизни после Майдана лидера партии Яценюка. А у того - президентские амбиции, по которым бы ударил плохой результат даже на таких незначительных выборах", - говорит политолог Октисюк.
В свою очередь, генеральный директор КИУ Алексей Кошель допускает, что НФ проигнорировал выборы в силу недостаточно развитой региональной партийной сетки. "Судя по отчетам партии, у нее нет зарегистрированных местных ячеек, что сильно усложняет работу с электоратом. А вести кампанию из Киева сложно и вряд ли эффективно", - объясняет Кошель.
Голоса за своих
Во-вторых, выборы в ОТО стали убедительной демонстрацией силы местных кланов. По подсчетам того же КИУ, в десятку партий, что завели депутатов в советы городских ОТО, попадают партии "Черкащане" и "Единый центр" (ЕЦ). Первая выиграла выборы в Шполянской ОТО (Черкасская область), вторая обзавелась представительством в советах Иршавской и Перечинской ОТО (Закарпатская область). В реестре Министерства юстиции секретарем политсовета "Черкащан" указан экс-парламентарий Анатолий Семинога. Председатель ЕЦ - народный депутат Виктор Балога (внефракционный), который обладает значительным влиянием на Закарпатье.
Обе политические силы, номинально являющиеся всеукраинскими партиями, ограничивают активность упомянутыми регионами. "Каждые выборы на местах демонстрируют украинский феномен регионализации политики. В отдельно взятых областях или населенных пунктах побеждают малоизвестные партии, которые на самом деле - просто приложение к остальным ресурсам местных князьков, прежде всего административному", - говорит политолог Окстисюк, добавляя, что эти влиятельные игроки зачастую распространяют свое влияние и на региональные структуры общенациональных политпроектов.
"Такой контроль над политической жизнью в придачу с социально-экономическому влиянию может привести к большим проблем в будущем, ведь за этим скрывается угроза сепаратизма. Нужно на законодательном уровне усилить требования ко всем партиям, чтобы они участвовали во всеукраинских выборах не менее чем в 2/3 областей страны", - полагает Кошель.
Политолог же Руслан Бортник же видит еще одну тенденцию. "Голоса за региональные партии - это признак кризиса доверия к национальным партийным проектам", - говорит он. По данным Киевского международного института социологии на декабрь 2016 года, 24% избирателей не знают, за кого бы проголосовали на выборах в Раду, а 21,9% вообще не хотят идти на избирательные участки.
Без привязки к стране
Попытки перенести опыт партстроительства "по-местному" на национальный уровень уже давно пытается "Наш край", которая себе называет партией "региональных лидеров" и "профессионалов, которые работают рядом с людьми".
Это не мешает этой политсиле находиться, по данным различным СМИ, всецело под влиянием Администрации президента и с ее помощью пополнять свои ряды. Именно за счет админресурса и привлечения местных "авторитетных людей" "Наш край" и пытается традиционно строить свою предвыборную кампанию, отмечают эксперты. "На постсоветском пространстве по-прежнему хватает бюджетников, зависимых от власти и потому ориентированных на нее", - говорит Алексей Кошель.
С другой стороны, такой подход может работать на уровне отдельных городов и районов, но вряд ли на общенациональном уровне, где популярность "Нашего края" остается в пределах статистической погрешности - менее 1% по подсчетам как КМИС, так и социологической группы "Рейтинг" (на декабрь 2016 года). Очевидно, что для увеличения рейтинга партии придется найти методы эффективнее, чем админресурс и негласная поддержка Банковой.