Интернет-бунт: неделя вторая
За последние годы власть приняла немало важных (и часто непопулярных) решений, но ни разу еще не было такого, чтобы хоть одна тема оставалась в топах обсуждения вторую неделю. Однако именно так произошло с запретом российских соцсетей: забыт "безвиз", малозаметным фоном идет обсуждение пенсионной реформы – страна по-прежнему бурлит по поводу "ВКонтакте" и "Одноклассников".
Вчера масла в огонь на выходных подлила Собчак, провозгласившая анафему Порошенко от имени российских сторонников Майдана, потом появились новости от "Яндекса", установившего браузер, который позволяет преодолевать блокировку сайтов в Украине, потом стало известно о массовом бизнесе по предоставлению украинцам доступа в "ВК" и "ОК" и, наконец, как изюминка на всем этом слоеном пироге – заявление замглавы Администрации президента Шимкива, что, оказывается, никто и не рассчитывал выгнать всех наших граждан из российских соцсетей, – план был уменьшить на 60%.
Откуда взялась эта цифра, непонятно. Если взять всех 25 миллионов украинских пользователей "ВК" и "ОК", то можно предположить, будто на Банковой считают 15 миллионов настолько тупыми, что они не смогут догадаться насчет анонимайзеров и VPN. Но эти рассуждения наивны, поскольку даже у бабушек, сидящих в "Одноклассниках", есть дети и внуки, которые помогут им.
То, что запрет оказался не только глупым, но и циничным, лучше всего продемонстрировала вчерашняя информация о детях украинских руководителей, продолжающих заходить на свои страницы в "ВК". Видимо, на Банковой их изначально занесли в 10 миллионов продвинутых, которые сами разберутся с анонимайзерами. Или президент с министрами сами помогли своим детям установить VPN?
О чем смолчали Меркель и Порошенко?
Впрочем, президент вряд ли за последние дни мог найти время помочь детям заходить в "ВК". На выходных он совершил визит в Германию для встречи с Меркель, о которой сообщили на удивление мало.
Вообще эта встреча была неизбежной. Меркель еще в начале месяца побывала у Путина в Сочи, где – уже зная о победе Макрона в первом туре президентских выборов во Франции – сообщила, что "нормандский" формат остается неизменным и Минские соглашения по-прежнему нужно выполнять. Сообщив это Путину, фрау канцлер должна была все рассказать и Порошенко. Правда, в Киев она не приехала, но уделила украинскому президенту выходные. Впрочем, с учетом предвыборной кампании в Германии другого времени у нее сейчас нет.
Если судить по официальным отчетам, то на встрече все было гладко. Однако есть небольшой нюанс: официальные отчеты основаны, прежде всего, на брифинге, который Меркель и Порошенко провели ДО личной беседы. И даже на этом брифинге фрау канцлер говорила о том, что Минские соглашения не выполняются безлично, то есть, фактически, обвиняя в этом обе стороны.
А потом была беседа длиной два с половиной часа. После которой Меркель вообще ничего не сказала, а Порошенко повторил слова о Минских соглашениях и "нормандском формате" без каких-либо уточнений. Поэтому как именно "Нормандский формат будет активно задействован в ближайшее время", неизвестно.
И еще один вопрос остался непроясненным: известно, что Меркель выразила озабоченность по поводу закрытия Киевом российских соцсетей и пообещала повлиять на ситуацию. Однако ни до, ни после встречи никто об "Одноклассниках" не вспомнил.
"Безвиз" с Россией и украинизация эфира
Другие политики из президентского лагеря на выходных отдыхали, поэтому вполне могли помочь детям с доступом в соцсети. Собрались они только вчера на заседание фракции БПП, но тему "ВК" не поднимали. На обсуждении стояли два других глобальных вопроса – введение визового режима с Россией и украинизация отечественного телевидения.
Визовый режим, как и большинство подобных инициатив, вынес на повестку дня "Народный фронт". Союзники по коалиции на волне тотальных запретов решили продавливать остальные инициативы, которые ранее не находили поддержки.
Однако здесь коса нашла на камень. В отличие от ситуации с соцсетями, визы для россиян чреваты реальными ответными мерами со стороны Москвы. А это новые миллионы безработных и уничтожение своими руками одного из самых мощных каналов притока валюты в страну (от наших заробитчан в России).
В отличие от "фронтовиков", с момента отставки Яценюка действующих по принципу "чем хуже, тем лучше", команде Порошенко приходится думать об экономике, курсе гривны и прочих "низменных" вещах. А потому фракция БПП вчера сказала визовому режиму с Россией "нет".
Зато на украинизацию телевидения она согласилась. 75%-я квота украинского языка, конечно, принесет убытки ведущим телекомпаниям, усилит раскол в стране и увеличит переток зрителей к российским телеканалам, но, по крайней мере, "здесь и сейчас" сильного сопротивления не вызовет (в отличие от ситуации с церквями). А то, что этот законопроект еще больше озлобит юго-восток против нынешней власти, то это ее, похоже пока мало волнует. На выборы она нацелилась аж через два года.
Зачем власть украинизирует Восток?
Куда более серьезную проблему для власти может составить другая украинизация – та, которую усиленными темпами сейчас проводят на востоке страны. Вчера стало известно о планах власти перевести на стопроцентное украиноязычное обучение все школы Мариуполя, что вполне соответствует курсу на украинизацию, проводимому военно-гражданским губернатором Донецкой области Жебривским.
Однако все это нельзя назвать исключительно самодеятельностью Жебривского – тотальная украинизация школ сейчас проходит, в частности, и в Изюме Харьковской области. А значит – речь идет о скоординированной деятельности местных властей по разнарядке из центра.
В отличие от украинизации телевидения (которая лишь приведет к уходу новой части зрителей в интернет и на спутниковые тарелки), украинизация школ Востока Украины опасна тем, что все это происходит в непосредственной близости от зоны АТО. Настроения в регионе и без того неоднозначны, а подобная линия способна лишь усилить сепаратистские и антиукраинские настроения.
Зачем Макрон позвал Путина?
Одна из главных мировых новостей вчерашнего дня – новость о предстоящем визите президента России во Францию. Этот визит не был запланирован и потому его анонс стал сюрпризом для всех. А также подтверждением того, насколько непредсказуемой может быть международная политика.
В самом деле – от Трампа ожидали встречи с Путиным едва ли не сразу после инаугурации, но ее до сих пор нет. А Макрона все считали чуть ли не самым антироссийским европейским политиком – но он встречается с российским коллегой в первый же месяц своего президентства.
Между тем, еще во время нашумевших коллективных дебатов в апреле можно было обратить внимание на то, что Макрон старательно избегает российской темы. В то время как Фийон, Меланшон и Ле Пен говорили о необходимости отменить санкции против Москвы, только социалист Амон заявлял о том, что эти санкции нужно сохранить и даже усилить. Так что, несмотря на всю проевропейскость, Макрон в российском вопросе – "табула раса".
Не имея четкой позиции, он, вполне возможно, будет ориентироваться на настроения избирателей. А они, как известно, отдали пророссийским Фийону, Меланшону и Ле Пен почти 60% голосов. Кроме того, хотя Макрон и считается продолжателем политики Олланда, он уже задекларировал, что будет заниматься международными делами намного активнее. На встречах "нормандской четверки" он точно спать не будет и может попытаться демонстрировать отличную от Меркель позицию.