Встреча Трампа с Порошенко
Главная новость вчерашнего дня – сообщение о встрече Трампа с Порошенко, запланированной на 20 июня. Правда, пока речь идет о неофициальной информации со ссылкой на анонимные источники, поэтому относиться к ней нужно осторожно. Ведь если бы уже все точно было подтверждено, вряд ли Банковая молчала бы.
Но, тем не менее, такая встреча действительно возможна по ряду причин. Во-первых, многие политики в Штатах призывают президента встретиться с Порошенко до переговоров с Путиным. А поскольку эти переговоры уже точно будут в июле, то Трамп вполне мог решить не "дразнить гусей" и поговорить с украинским президентом раньше российского. В конце концов, это ни к чему не обязывает, да и дополнительные аргументы на переговорах с хозяином Кремля не помешают.
Вторая причина – это то, что Вашингтон, похоже, созрел для того, чтобы заняться украинским вопросом. Госсекретарь Тиллерсон вчера призвал Украину и Россию договориться любым способом, даже не через Минские соглашения. И, возможно, именно его заявление является ключевым: ведь Тиллерсон предлагает Киеву и Москве договариваться напрямую – то есть без Берлина и Парижа. Возможно, об этом Трамп и будет говорить с Порошенко. Однако загадкой остается то, какое участие во всем этом собирается принимать Вашингтон. Ведь понятно, что без внешних аргументов Украина с Россией вряд ли договорятся.
Президент АТО не отменит
Вчера продолжалось обсуждение понедельничного заявления Турчинова о необходимости закончить АТО и заменить его каким-то новым правовым режимом. Главное – это заявление прокомментировал Порошенко, который дал понять, что пока отменять АТО не собирается.
Однако нельзя сказать, что при этом президент полностью отверг предложение секретаря СНБО. Он – правда, очень туманно – сказал, что уже поручил разработать законопроект по реинтеграции Донбасса, предусматривающий ряд мер по возврату территорий Украины. И в этой части заявление Порошенко сходится с заявлением Турчинова. Однако очень похоже на то, что такой ответ был дан лишь для того, чтобы дезавуировать слова секретаря СНБО не жестко, а мягко.
Главное в словах президента все-таки то, что АТО будет продолжаться еще неизвестно сколько. Соответственно, можно сделать вывод, что Турчинов свои инициативы с Порошенко не согласовывал. А значит, и не рассчитывал на их реализацию. Скорее всего, предложение окончить АТО было политическим ходом – одной из форм давления на главу государства, чтобы добиться от него каких-то иных уступок. Не стоит забывать, что торги по Кабмину и коалиции продолжаются.
Почему Гройсман "мочит" Садового
Вчерашний день запомнился также резкими заявлениями Гройсмана в адрес Садового. "Я считаю, что Андрей Садовой, мэр 11 лет, и за 11 лет мог построить уже 15 мусорных полигонов и мусороперерабатывающих заводов, имея миллиарды гривен сегодня на счетах, он просто не способен", – заявил премьер, таким образом ответив на призыв львовских властей ввести чрезвычайное положение в городе.
Скорее всего, это заявление справедливо, но выглядит оно странно после того, как несколько недель назад Гройсман заявил, что решил проблему львовского мусора, переложив на города области "мусорное бремя", которое, впрочем, те отказались брать. Правда, премьер нашел оправдание этому фиаско, объяснив, что власти населенных пунктов вблизи Львова не верят обещаниям о том, что мусор из Львова к ним будут возит временно. А именно договоренность между городом и областью тогда анонсировал Гройсман.
Тем не менее, новый виток нелюбви центральной власти к мэру Львова вряд ли вызван только эмоциями. Ведь именно вчера появились данные социологии "Рейтинга", которые показывают, что даже опозоренный мусором Садовой выигрывает гипотетический второй тур у действующего президента. Разве в такой ситуации львовский мэр может рассчитывать на помощь Киева?!
Румыны против украинизации ТВ
Закон об украинизации ТВ, недавно принятый Верховной Радой и подписанный президентом, угрожает ухудшением международной ситуации для Украины. Вчера румынская община опубликовала заявление, в котором обвинила украинские власти в нарушении Конституции и обязательств, взятых в рамках Европейской хартии языков нацменьшинств.
Интересно, что румыны как раз были, в основном, пассивны в вопросе защиты своих прав, – ранее активность больше проявляли венгры (русские, по понятным причинам, молчат). Однако, видимо, украинизация ТВ серьезно зацепила и румынскую общину. Нет сомнений, что Румыния поддержит своих соплеменников (Венгрия это уже делает), и таким образом мы получим еще одно государство Евросоюза, настроенное негативно по отношению к украинской власти. С учетом Польши (у которой свои счеты из-за УПА), у нас фактически будут испорчены отношения со всеми пограничными государствами. За исключением Белоруссии, но Бацька, как известно, союзник ненадежный.
Интересно, что в день публикации заявления румынской общины стало известно о регистрации нового проекта закона о госязыке. Который, в случае принятия, вообще сведет права нацменьшинств к нулю. И даже румыноязычная газета "Зориле Буковины", в которой появилось вышеупомянутое заявление, по этому закону будет вынуждена основную версию тиража печатать на украинском. Можно представить, как румынская община на это отреагирует.
Торговое окно в Европу прикрывают
Зона свободной торговли с Евросоюзом становится еще менее свободной. Несмотря на недавние заявления о том, что Украине будут расширять квоты на сельхозпродукцию, вчера стало известно, что Украина и ЕС договорились о сокращении квот на томаты, пшеницу, кукурузу и мед. А квота на мочевину вообще исчезнет.
Как оказалось, беспошлинное украинское вторжение на европейский рынок очень не понравилось сельхозпроизводителям Евросоюза. Которых, в принципе, можно понять: внутри самого ЕС рынок тоже зарегулирован – к примеру, оливковое масло из Греции нельзя продавать нигде, кроме Греции, поскольку эту нишу заняла Испания. Такая же ситуация и по другим продуктам. Соответственно, ввозя пшеницу или мед, мы вторгаемся на "чужую территорию", отбирая доходы не у всех понемногу, а у какой-нибудь конкретной страны.
И такая ситуация ставит под сомнение целесообразность зоны свободной торговли вообще. Ведь раньше говорилось о том, что ее создают для того, чтобы украинские товары повышали качество до уровня европейских – и после этого они будут продаваться в Европе. Однако оказалось, что и качество повышать не нужно – нашу продукцию потребители готовы брать в большом объеме такую, как она есть. Вот только пускать ее на европейский рынок не хотят.