Задержание редактора "Страны"
Вчерашний обыск в редакции "Страна.ua" и задержание ее редактора Игоря Гужвы – это начало нового витка кампании власти по закручиванию гаек в интернет-пространстве. Многие эксперты предупреждали, что запрет соцсетей и составление списков запрещенных сайтов – это только пробный шар, что основной целью является подготовка удара по украинским СМИ, независимым от власти.
Вчера первый такой удар был нанесен."Страна" не раз становилась поперек горла власти. Именно она начала публикацию "пленок Онищенко", она публиковала многое из того, что пытается скрыть власть.
Вчера были опубликованы данные негласного наблюдения за обвиняемыми в убийстве Олеся Бузины, которые могут вывести на заказчиков преступления.
Ответом на независимость "Страны" стали обыск в ее редакции и арест редактора по сфальсифицированному обвинению. И это только начало новой, массовой кампании против независимых СМИ. Если сегодня общество не объединится против репрессий в отношении "Страны", завтра в стране не останется независимых СМИ.
22 июня
Неформальный траур 22 июня для десятков миллионов украинцев всегда будет траурной датой. В отличие от нескольких майских дней, когда мало кто в Украине понимал, почему все телеканалы в углу размещали свечу, вчерашние свечи объяснять не нужно было никому. Однако вчера выяснилось, что официально неизвестно, по какому же поводу в стране траур.
В последние три года уже стало традицией, что Институт национальной памяти – идеологический отдел нынешней власти – рассылает всем СМИ указания, как отмечать ту или иную дату. Однако ко вчерашней дате никаких тезисов не появилось. Если открыть сайт ИНП, то свежая новость гласит, что 23 июня мы чтим память жертв расстрелов узников тюрем в Западной Украине. А 22 июня, по версии ИНП, мы ничьей памяти не чтим.
Этой дате посвящена статья "22 июня началась немецко-советская война", в которой "развенчиваются мифы", связанные с этим днем.Несмотря на отсутствие указаний, большинство телеканалов траурную свечу в эфире разместило. Правда, те из них, которые объясняли, по какому поводу свеча, сообщали, что 22 июня – день памяти жертв Второй Мировой войны. И такое объяснение выглядит явно абсурдным, поскольку ко Второй Мировой дата 22 июня никакого отношения не имеет – эта война началась 1 сентября 1939 года и закончилась 2 сентября 1945 года.
Понятно, что эти телеканалы таким нелепым образом пыталось обойти неофициальный запрет на название "Великая Отечественная" (официального запрета нет, но идеологический отдел ничего не забывает). И уж лучше отмечать завуалированно, чем не отмечать вовсе. Как это сделала украинская власть, которая "забыла" о трагическом событии, в результате которого погибло не менее 8 миллионов украинцев.
Порошенко в Брюсселе
22 июня президент Порошенко провел в Брюсселе, где, среди прочих встреч, провел небольшую беседу с канцлером Германии Меркель. Понятно, что между Германией 1941-го и Германией 2017-го очень мало общего (разве что все тот же лозунг "объединенной Европы" с Германией во главе), но все равно неприятно. Хотя вполне объяснимо в историко-политической концепции тех, для чьих предков и 76 лет назад Россия была противником, а Германия – союзником.
Правда, вряд ли к этим людям относились предки нынешнего президента. Однако история – служанка политики, а сегодня для украинской власти все именно так и есть: Германия – союзник, Россия – враг. Поэтому в Брюсселе у Порошенко главными темами для переговоров были санкции против Москвы и возобновление "нормандского" формата.
На последнем направлении, по словам украинского президента, достигнут определенный прогресс: 26 июня он встретится с новым участником "нормандской четверки" – президентом Франции Макроном, а после этого должна состояться встреча всех четырех глав государств и правительств.
Инициатором этой встречи является уже упомянутый Макрон, который решил быть активнее своего предшественника. Однако именно желание французского президента провести встречу обязательно до саммита G-20 (то есть до 7 июля) может сыграть с ним злую шутку. Поскольку именно на этом саммите ожидается первая встреча Трампа и Путина, которая может скорректировать весь процесс.
Трамп таки хочет снять санкции с России?
Поведение Трампа в отношении России до сих пор остается загадкой. Всего два дня назад американский президент и члены его команды встретились с Порошенко, и на этой встрече, по словам украинского президента, было обещано санкции против Кремля не отменять. А уже вчера "Нью-Йорк Таймс" сообщила, что администрация президента США пытается повлиять на Конгресс, чтобы смягчить законопроект о запрете Трампу отменять санкции.
Можно было бы предположить, что эта информация "НЙТ" является еще одним элементом войны вашингтонско-ньюйоркского истэблишмента против президента. Однако пресс-служба Белого дома информацию не опровергла, а источники газеты в команде Трампа подтверждают ее – правда, объясняя не желанием отменить санкции, а тем, что президенту не нравится, когда его права ущемляют.
Но как бы ни объясняли все в Белом доме, факты показывают двойственность политики Трампа – с одной стороны, жесткая риторика в отношении Кремля, с другой – высокая степень доверия, продемонстрированная во время встреч Трампа и Тиллерсона с Лавровым. Поэтому предсказать, о чем могут договориться президенты США и России во время июльской встречи, не возьмется никто.
Отопление-2018 тоже будет дорогим
Вчера парламент принял закон о коммерческом учете коммунальных услуг поставки тепловой энергии, горячей и питьевой воды. Закон, который подан как защита прав потребителей, однако, по сути, таковым не является.
Что приняли депутаты? Они обязали поставщиков услуг оборудовать все жилые дома счетчиками тепла, горячей и холодной воды до 1 октября 2018 года. Однако в случае с горячей и холодной водой известно, что значительная часть квартир уже оборудована такими счетчиками. И если для той части населения, которая счетчиков еще не имеет, начнут насчитывать стоимость услуг не по нормативам, а по домовому показателю за вычетом квартир со счетчиками, то стоимость услуг для них может оказаться еще больше.
Однако главная хитрость закона даже не в этом, а в том, что за компанию к холодной и горячей воде вписали отопление. Хотя уже существует постановление Кабмина, которое обязывает все предприятия теплокоммунэнерго оборудовать счетчиками тепла 100% домов до конца 2017 года. То есть решением Верховной Рады не защитили потребителей, а – наоборот – продлили возможность выставлять счета за отопление по завышенным нормативам на половину отопительного сезона. А, как показал отопительный сезон последней зимы, разница между счетами по счетчику и без него составляет от тысячи гривен и выше.