В Госфискальной службе скандал – там потеряли три террабайта данных из-за сбоя оборудования. ЧП случилось еще в декабре прошлого года, но прежде эта информация не была публично обнародована. "Страна" разбиралась, что случилось в ГФС.
Полетело оборудование и головы
В начале апреля глава Государственной фискальной службы Роман Насиров подписал приказ №278 "О результатах проверки". Как следует из текста приказа, "…в результате сбоя в работе АИС "Управление документами" (с 6 по 11 декабря 2015 года) на уровне ГФС утрачено около 3 Терабайт информации (около 531 тыс. электронных документов, 26 тысяч данных в регистрационных карточках, 4,1 тыс. регистрационных карточек (…), 3,1 тыс. контрольных карточек и т.д.".
Сбой длился шесть суток. "Количество утерянной внутренней корреспонденции и на уровне территориальных органов не установлено", - сказано в документе.
Пресс-служба ГФС позже подтвердила информацию. "В ГФС действительно имел место сбой в работе автоматизированной системы "Управление документами". Руководство ГФС инициировало проведение соответствующей внутренней проверки", - заявили в ведомстве.
Там отмечают, что среди причин сбоя - устарелость оборудования, невозможность обеспечения надлежащих условий для размещения серверов и другого оборудования, а также надлежащего уровня защиты информации. После проверки был уволен заместитель директора департамента развития IT Дмитрий Доронин.
Напомним, что в ГФС хранится все важные данные по налогам в стране - информация о более чем 85% доходов сводного бюджета, данные о начислении налоговых обязательств и их погашении, информации о возмещении НДС и нарушениях налогового законодательства, о регистрационных данных налогоплательщиков и их отношениях с контрагентами, и другое.
"База падает не первый раз"
В ГФС уверяют, что все меры по восстановлению утраченной информации завершены и все электронные документы уже восстановлены благодаря бумажным оригиналам. Эксперты от этого заявления в недоумении - говорят, что восстановить терабайт данных так быстро фактически нереально.
"Пусть расскажут технологию, как они это сделали - думаю, это пригодится всей стране, - прокомментировал "Стране" эксперт по IT-технологиям в госструктурах Юрий Савицкий. - Даже если есть необходимые сканеры для работы с бумажной документацией и люди работали без выходных, восстановить такой объем информации все равно невозможно в столь сжатые сроки".
Как считает профессор университета коммуникаций Геннадий Гулак, раз дело дошло до увольнения Доронина – значит, потеря была действительно неожиданной и неприятной.
"Были нарушены элементарные условия климатического размещения оборудования. Для нормальной работы система требует правильного температурного режима и нормальную влажность. Как только это нарушается, оборудование начинает сбоить, или вообще выходить из строя, как это и было в ГФС", - говорит "Стране" Гулак.
К слову, в отчете приказа сказано, что первые сбои в оборудовании начались еще летом 2014 года. Никаких мер предпринято не было. Как не было и проверок насчет более ранних случаев утраты информации.
Бывший сотрудник ГФС Григорий Рондель сообщил, что документы из базы терялись не раз. "В серверной, где это произошло, установлены кондиционеры, те, которые говорило покупать руководство, и дули они в потолок. Электрические кабели плавились не раз, всем пофиг. Техника еще продержится 2-3 года, была закуплена по проекту модернизации по кредитам, 2008 и ранее. Далее можно смело начинать все с нуля и базы в том числе", - написал он в соцсети.
По мнению Гулака, еще одним камнем в сторону ГФС стало отсутствие резервных баз, где хранились бы копии документов. Это и привело к тому, что потерянную информацию пришлось восстанавливать по бумагам. Об этом говорит и Савицкий. "Абсолютно непонятно, почему у них не было бэкапа. Думаю, насчет этого случая, расследование должно провести СБУ", - говорит он.
Гулак добавляет – задуматься стоит не только ГФС, похожая ситуация может случиться с любым ведомством. "Одно из главных условий безопасного функционирования – это комплексная система, а она предполагает наличие нормальных условий для работы оборудования. В том числе, климатических", - заключает профессор.