Октябрьская контрреволюция здравоохранения
Еще одна реформа нынешней власти стала реальностью. Вчера коалиция при помощи партии Олега Ляшко (который в последний момент резко поменял свое отношение к реформе с негативного на положительное) и "Самопомощи" проголосовала за реформу здравоохранения, которая означает конец существовавшей почти столетие на украинской земле бесплатной медицине.
В принципе, это противоречит Конституции, однако можно не сомневаться, что власть найдет оправдание своему решению – вроде того, что реформа предусматривает гарантированный бесплатный пакет услуг. Однако, что это будут за услуги и какого качества, об этом она умолчит.
Кроме того, власть не расскажет о том, какой будет стоимость тех услуг, которые отнесены к платным. Хотя прейскуранты уже существуют. Их потом предстоит увидеть людям, которые попытаются обратиться в больницы для оказания помощи.
Оппозиция обычно преувеличивает, когда говорит о том, что реформы нынешней власти - это геноцид нации. Однако то, что сделали вчера с медициной, иначе не назовешь. Бешенные цены на любое лечение, кроме лечения таблетками и уколами, при неразвитой системе медицинского страхования – это не здравоохранение, а здравоубиение.
"Благодаря" проголосованной вчера реформе 80% населения не сможет получить квалифицированное лечение чего-то более сложного, чем насморк. Украина за один день скатилась из цивилизованного мира в разряд отсталых государств Африки.
Вместе с проголосованной ранее пенсионной реформой (лишившей миллионы украинцев права на получение пенсии) это четко обозначает курс действующей власти на уменьшение численности населения страны за счет принуждения к массовой миграции в те страны, где и с пенсией, и с медициной получше. Тем более, что по соседству с Украиной такие страны есть.
Требования МихоМайдана не выполнили
Третий день МихоМайдана прошел без серьезных эксцессов. Эксцессы происходили по соседству, в парламенте. Там проходило шоу "Власть выполняет требования протестующих", плавно перешедшее в хардкор "Власть грубо посылает протестующих с их требованиями".
Началось с вопроса о снятии неприкосновенности, по которому даже перевыполнили план – отправили в Конституционный суд не один, а сразу два законопроекта на эту тему. Правда, это еще ровным счетом ничего не означает, кроме того, что эти законопроекты будут рассмотрены когда-нибудь в будущем (не раньше февраля 2018 года), при условии, что КС даст положительный вердикт.
Но по этой теме хотя бы что-то приняли. А вот в отношении законов о выборах власти не захотели даже создавать видимость того, что она идет навстречу требованиям протестующих. Парламент завалил сразу три законопроекта, предусматривавших отказ от мажоритарной системы, и все это произошло, прежде всего, стараниями депутатов от правящих БПП и "Народного фронта".
И это понятно, поскольку именно в БПП больше всего депутатов, избранных именно на мажоритарных округах. Что касается "Народного фронта", там мажоритарщиков мало, но этой партии при пропорциональной системе надеяться уже совсем не на что.
Да и в целом для нынешней правящей верхушки выполнение обещания вернуться к пропорциональной системе будет означать голосование за сдачу власти, поскольку вся социология показывает, что БПП сейчас возьмет меньше, чем три года назад, а "Нарфронт" и вовсе исчезнет. И даже если Ляшко легализуется в качестве коалицианта, все равно ничего не получится без коалиции с "Батькивщиной" или Оппозиционным блоком. Причем даже неизвестно, какой из вариантов для президента хуже.
Так или иначе, голосования парламента ясно дали понять, что окончание нынешнего кризиса через удовлетворение требований МихоМайдана не произойдет. А значит, палатки будут стоять и дальше – если, конечно, власть не решится на силовой вариант.
"Укртелеком" вернется государству?
Тем временем, произошло событие, которое может поставить под вопрос существование нынешней коалиции и ее скрытую поддержку Радикальной партией.
Вчера Хозяйственный суд Киева принял решение вернуть в госсобственность компанию "Укртелеком", да еще и обложил владельцев штрафом в 2,1 млрд гривен за "ненадлежащее выполнение условий купли-продажи".
Политическая часть этого решения состоит в том, что конечным бенефициаром "Укртелекома" является Ахметов. Который, в свою очередь, имеет серьезное влияние на "Народный фронт" и практически неограниченное влияние на Радикальную партию.
Правда, пока ситуация не является бесповоротной. Во-первых, собственники уже заявили, что будут подавать апелляцию, во-вторых, решение суда на данный момент не меняет владельца компании (до решения апелляции).
Однако процесс запущен, и этот процесс может завершиться для Ахметова поражением. И вот тогда возникает вопрос: чем обернется это поражение Ахметова для нынешней власти, с которыми владелец ФК "Шахтер", казалось бы, установил уже давно весьма тесные коммуникации?
Впрочем, есть и другая версия.
Что власть только изображает желание отобрать "Укртелеком" у Ахметова, демонстрируя тем самым Западу и общественности "бескомпромиссную борьбу с олигархами времен Януковича" (что очень кстати в виду начавшихся акций протеста).
А на самом деле процесс затянется и, по итогу, апелляцию выиграет Ахметов. Но уже в более спокойное время.
Венгров решили подкупить?
Власть начала использовать новую тактику в вопросе запрета обучения на языках нацменьшинств. Она больше не говорит о том, что этот закон принят ради самих же нацменьшинств – теперь она пытается раздробить единый фронт противников закона.
Вчера министр образования Гриневич и глава МИД Климкин провели переговоры с министром человеческих ресурсов Венгрии Балогом. И, если верить заявлениям на брифинге, договорились о "совместной работе над планом имплементации закона об образовании".
Это означает, как было заявлено, что любые изменения системы обучения в венгерских школах будут согласовываться с представителями этого нацменьшинства. Больше того, до момента, когда Венецианская комиссия сделает выводы насчет закона об образовании, в отношении венгерских школ вообще никаких изменений делаться не будет.
Теперь следует ожидать, что аналогичные переговоры будут проведены с румынами, которые выступили против этого закона так же резко, как и венгры. Вполне вероятно, что на уровне подзаконных актов власть сделает так, чтобы обучение на венгерском и румынском осталось. Так и европейские овцы будут целы, и националистические волки сыты. Поскольку всем понятно, что главной целью запрета были русскоязычные школы – а по ним, естественно, никто никаких переговоров вести не будет.
И может так получиться, что со следующего учебного года запрет на обучение в 5-11 классах на родном языке коснется только русскоязычных школ. Хотя еще совсем недавно говорилось о том, что закон об образовании принимали в таком виде, потому что были обеспокоены плохим знанием украинского языка выпускниками венгерской школы в Берегово…
Харьковская трагедия и ее последствия
Одной из наиболее резонансных тем вчерашнего дня было жуткое ДТП в Харькове, где вылетевший на тротуар Лексус убил пятерых пешеходов (и число погибших еще может увеличиться).
На эту тему высказались многие политики. Особенно активным был нардеп от "Народного фронта" и советник главы МВД Антон Геращенко, который регулярно давал информацию о самом происшествии и его последствиях. Активность Геращенко понятна: харьковское ДТП показало, что ситуация с мажорами на дорогах не улучшилась после реформы полиции, больше того – беспредел происходит в вотчине главы МВД Авакова. Советник министра своей беспристрастностью пытался показать, что министерство тут вроде и не причем.
Аваков, кстати, высказался и сам, сведя все к тому, что необходимо ужесточать наказание за езду в пьяном виде. Комментарий нелепый, поскольку 20-летняя мажорка, находившаяся за рулем Лексуса, пьяной не была.
Более внятное предложение сделал министр инфраструктуры Омелян, предложивший ограничить скорость передвижения в городах 50 км/ч. Но тут мало вводить ограничения, нужно еще и наказание, способное испугать нарушителей.
Однако и это не все. Виновница ДТП не пострадала, сейчас она находится в СИЗО, и максимум, что ей светит – до 10 лет лишения свободы. По сравнению с минимум пятью забранными человеческими жизнями – наказание явно неадекватное.
Уже звучат предложения, что в Уголовном кодексе пора предусмотреть норму, по которой гибель людей в ДТП, произошедшем по вине водителя, должна приравниваться к умышленному убийству.
Есть и еще немало проблем, которые высветила дискуссия вокруг харьковской трагедии. И, кстати, актуальный вопрос: а если бы медреформа вчера уже действовала, стали бы спасать жизни жертв этой катастрофы?