Новость о выезде из Украины главного редактора "Страны" Игоря Гужвы - одна из самых широко обсуждаемых. Журналист, против которого в Украине фабриковалось 5 уголовных дел, вчера вечером сообщил, что попросил политического убежища в Австрии. При этом Игорь Гужва продолжает руководить "Страной", находясь в другом государстве.
"Страна" опросила его коллег по цеху, что они думают о решении Гужвы и о причинах, которые побудили его покинуть Украину.
Наташа Влащенко, генеральный продюсер и ведущая телеканала ZIK:
"Об отъезде Гужвы скажу так: любой человек имеет право позаботиться о своей безопасности, если считает, что для этого есть причины. Теперь все будет зависеть от вашего спокойствия, мужества и понимания профессионального долга. Вашей редакции в этой ситуации остается только продолжать работать – несмотря ни на что. Да, свобода слова в Украине сейчас подвергается серьезным атакам. Но интернет-газета "Страна" имеет сотни тысяч читателей, а значит она должна остаться на рынке. В целом из того, что случилось с Гужвой, в очередной раз можно сделать вывод: война с журналистами никогда не заканчивалась хорошо ни для одной власти. Лучший выход – дать возможность им делать свою работу".
Андрей Блинов, экономист, шеф-редактор Радио Вести:
"Я очень внимательно слежу за ситуацией, которая разворачивается вокруг моего коллеги Игоря Гужвы, вокруг вашего издания и в целом свободы слова в стране. За последнее время неоднократно были случаи убийства журналистов, увечий, угроз, и, как правило, до наказания виновных дело так и не дошло. Убийства Вячеслава Веремия, Олеся Бузины, Павла Шеремета – даже никто не хочет расследовать. Мало того, многие радикально настроенные граждане хотят добавить к этому списку еще больше имен. Вчера после новости об отъезде Гужвы депутат Радикальной партии Игорь Мосийчук открыто пригрозил журналистам повторением сценария Бузины. В определенных "Фейсбук"-группах уже прямо пишут через запятую имена журналистов и названия изданий, от которых они бы хотели избавиться. И этот список стремительно растет: так, после публикации информации об отдыхе семьи президента на Мальдивах совершенно неожиданно одной из "башен Кремля" в Украине стало "Радио Свобода".
С точки зрения элементарной логики и здравого смысла над этим всем можно, конечно, смеяться – если бы журналистов реально не били, не угрожали и не убивали. И я считаю, что если Гужва уехал, прекрасно понимая, что сейчас все враги упрекнут его в "бегстве в Вену", то очевидно, что он ощущает реальную угрозу.
Его отъезд я не считаю трусостью. Игорь Анатольевич – достаточно смелый мужчина и смелый редактор, который бы просто так не уехал. Он занимается журналистикой и издательским делом давно и прекрасно может отличить фейк от истины, а мнимую угрозу от угрозы реальной. Когда против тебя возбуждено пять уголовных дел, ты понимаешь, что тебя могут "закрыть". А в СИЗО на человека воздействовать гораздо проще, и понятно, что лишний раз рисковать ни собой, ни редакцией Гужва не имеел права. В определенной мере его эмиграция – вынужденный шаг.
Главный вывод, который я лично делаю по итогам этой истории для себя – наше государство не защищает своих людей. Не защищает журналистов. Если работа журналиста идет вразрез с государственной линией или просто кому-то не нравится – его записывают в предатели и шьют ему госизмену и сепаратизм. Если власть не свернет с этого тоталитарного пути, будут продолжаться политические убийства, и дальше продолжится эмиграция умов – работать журналистом в этой стране станет просто невозможно".
Василий Голованов, исполнительный продюсер NewsOne, телеведущий:
"На вопрос "есть ли в Украине свобода слова?" я обычно отвечаю: "Да. Но…". И то, что случилось с Гужвой, лишний раз напоминает нам, насколько неправильно украинская власть относится к СМИ. За последние годы мы стали свидетелями уничтожения "Радио Вести", когда им не продлили лицензию, поджогов и угроз телеканалу "Интер", блокирования телеканала NewsOne.
В Украине журналистов на улице бьют, как Руслана Коцабу, и взрывают посреди столицы, как Павла Шеремета. И здесь преследование журналистов "Страна.ua" – всё звенья одной цепи. Это свобода слова по-украински. Вот так она выглядит. За "инакомыслие" давят либо с помощью государственной машины, либо с помощью псевдоактивистов. В таких условиях отъезд Игоря Гужвы за границу был вполне ожидаем. И его поступок – ни в коем случае не трусость, о чем пишут, злорадствуя, некоторые недоброжелатели вашего издания. Все видели, как на него лично и на "Страну" оказывалось давление со стороны государственной машины. Но я думаю, что он как профессионал прекрасно сможет и удаленно руководить изданием. А для "Страны" это будет такой очередной экзамен на выдержку, повод показать свою силу и не прогнуться".
Александр Мартыненко, генеральный директор информагентства "Интерфакс-Украина":
"Мне кажется, что даже при всем богатстве связи и технических возможностей Игорь Гужва все равно в журналистском плане немного потеряет от того, что уехал из Украины. Почувствовать все то, что здесь происходит, находясь вдали от Украины, очень тяжело. В этом смысле, я думаю, ему в эмиграции будет трудно.
Я сам никогда не получал личных угроз физического воздействия, поэтому мне сложно судить, что бы я сделал на месте Гужвы. Но думаю, я бы решился уехать из страны в том случае, если бы мне стало просто скучно, и в стране было бы настолько спокойно, что нечего было бы делать, не о чем было писать и работать здесь будет просто неинтересно. Все остальное я мог бы пережить в этой стране. Но каждый решает сам. Если бы меня убедили в том, что меня завтра могут ударить трубой по голове, не знаю, как бы я себя повел".
Антон Подлуцкий, соучредитель портала "КиевВласть":
"Я считаю, что во всем этом многолетнем "бодании" Петра Порошенко с Игорем Гужвой проиграет Украина. Потому что выезд видного украинского медийщика по сути в политическую эмиграцию – это оплеуха и так уже испоганенному образу нашей страны. И на эту оплеуху Петр Алексеевич сам напросился. Мне стыдно и за президента, и за силовиков, и за налоговиков – за всю эту историю с преследованием Гужвы. Потому что мы опять окажемся в эпицентре нехороших разговоров, исследований, расследований на международном уровне. Я не думаю, что это напрямую как-то повлияет на и так уже мусорные рейтинги Украины, но опосредованно это однозначно пойдет в минус для репутации нашего государства".
Александр Дубинский, креативный продюсер департамента журналистких расследований на телеканале "1+1":
"Если журналисты уже вынуждены уезжать из Украины, это говорит о наступлении того самого тоталитаризма, того диктаторского режима, с которым народ боролся в 2013-2014 году на Майдане. То есть то, что, собственно, и стало причиной народных протестов – формирование диктатуры, отсутствие свободы слова, давление на прессу, угроза жизни и здоровью тех, кто выступает против власти, – именно это мы и получили в результате революции в лице Порошенко и его приспешников. Я могу пожелать Гужве только выдержки и сил, чтобы свою борьбу довести до конца, и уверен, что в течение ближайших полутора лет они с Петром Алексеевичем поменяются местами. Не в том смысле, что Гужва станет президентом – хотя, если Гужва этого захочет, почему нет. А в том смысле, что Игорь Гужва вернется в Украину, а Петр Порошенко будет вынужден бежать из страны. И его вряд ли будет кто-то поддерживать. И вряд ли кто-то из-за этого расстроится. Скорее, наоборот".
Денис Иванеско, директор информационного агентства "Украинские новости":
"Жаль, что Игорь Гужва был вынужден покинуть Украину. Полагаю, что это прямое последствие организованной властями его травли – через уголовные дела и прикормленных радикалов. Очевидно, что главной причиной была его журналистская деятельность и критичные по отношению к властям публикации. Пример Гужвы как нельзя лучше подтверждает слова президента о «нечуваной свободе слова».
В прошлом году, по подсчетам Национального союза журналистов, 90 наших коллег стали жертвами преступлений и физической агрессии. Каждые 4 дня в Украине бьют журналиста. К сожалению, большинство случаев остаются без наказаний. В такой ситуации мало кто из журналистов может чувствовать себя в безопасности, выполняя свою работу.
Надеюсь, отъезд Игоря не эмиграция и он вернется в Украину, как только условия для работы журналистов станут более безопасными".
Вячеслав Чечило, редактор портала Capital.ua:
"Думаю, уже немного поздно рассуждать о том, правильное это решение уехать в Австрию или неправильное. Оно уже принято. Но в любом случае я его понимаю. Журналист должен заниматься журналистикой, а не ходить на допросы. Если внутри страны у него нет такой возможности, действительно стоит подумать о том, чтобы уехать и продолжить свою работу, откуда это возможно. Я думаю, что вы оказались не по зубам этой власти. Режим упустил момент, когда можно было посадить Игоря Гужву. Теперь "Страна" слишком заметное явление".