Бывший командир второй штурмовой роты добровольческого батальона "Донбасс" и капитан морской пехоты ВСУ Виктор Каминский (позывной "Жак") и двое бойцов этого же добробата с позывными Лев и Слон, более десяти месяцев ждут суда за решеткой.
За время следствия, "Лев" - доброволец из Белоруссии Игорь Клевко сошел с ума – недавно судебно-медицинская экспертиза в Днепре признала его неподсудным из-за психического заболевания.
"Страна" побывала на суде и познакомилась с документами дела из электронного реестра судебных решений, выяснив, в чем обвиняют бывших добровольцев батальона "Донбасс".
Согласно судебных документов, суть обвинений военной прокуратуры – 2 ноября 2014 года, житель городка Мангуш под Мариуполем вышел из дома и не вернулся.
Два года о нем ничего слышно не было. В 2016 году полицией Мариуполя был задержан бывший боец батальона Донбасс с позывным Слон.
Изначально его искали вовсе по другому поводу – экс-донбассовец оказался довольно буйным и стал фигурантом нескольких преступлений. В том числе хищении оружия, хулиганстве, стрельбе в общественных местах и "отжимах" транспорта. Такими "подвигами" в 2014–2015 годах грешили многие подразделения в АТО, достаточно вспомнить историю батальона "Торнадо" и "Шахтерск".
Вскоре после своего задержания, экс-боец Донбасса "Слон", помимо признания в совершении нескольких случаях отжима машин и вооруженном бандитизме, вдруг "вспомнил" о еще одном преступлении, которое он якобы совершил с "Жаком" и "Львом" - убийстве 2 ноября 2014 года того самого пропавшего жителя Мангуша.
Согласно его показаний, убитого "заказал" другой житель Мангуша. А организатором убийства якобы был капитан "Жак". Стоимость заказного убийства, опять же по показаниям Слона, составила около пяти тысяч гривен. После этого Слон показывает полиции место, где зарыто тело погибшего.
Капитан Виктор Каминский известен тем, что вывез из окружения под Иловайском более 400 солдат ВСУ и добробатов. После распада батальона "Донбасс", Жак поначалу ушел в Национальную Гвардию, а затем перевелся в ВСУ и воевал в подразделении морской пехоты в АТО.
Игорь Клевко с позывным Лев приехал в Украину в 2014 году, был на Майдане, а затем ушел добровольцем в батальон "Донбасс". Был дважды ранен, но после лечения в госпиталях возвращался на фронт и воевал в АТО вплоть до своего задержания в 2016 году. После того, как Лев и Жак были задержаны военной прокуратурой, оба не признали своей вины. А показания Слона назвали ложью.
Интересно, что Жак в момент убийства жителя Мангуша Х., находился в Одессе – его онкобольная супруга нуждалась в лечении и операции. Виктор Каминский уехал из Мариуполя еще в середине октября 2014 года в поисках лучшего варианта лечения больной жены.
Однако, как следует из материалов уголовного производства, отъезд Виктора Каминского в Одессу для лечения своей жены военные прокуроры объясняют "преступным замыслом" капитана ВСУ "для создания алиби", мол, офицер организовывал убийство "дистанционно". И в доказательство приводит факт того, что Слон в день убийства несколько раз звонил находившемуся в Одессе Жаку по телефону из Мариуполя.
"Страна" обратилась в одесский онкодиспансер, в котором подтвердили, что супруга Виктора Каминского в день, когда произошло преступление, действительно находилась в больнице – ей была проведена сложная операция. Виктор Каминский каждый день посещал жену и по многу часов проводил с ней – это "Стране" также подтвердили несколько свидетелей. То есть по логике военной прокуратуры, Виктор Каминский заранее планировал заболевание жены.
Также интересно, что Игорь Клевко – Лев – "Лев" в день убийства – 2 ноября 2014 года находился на митинге в Мариуполе и даже был запечатлен на видео – он стоит на трибуне. После митинга его присутствие в Мариуполе также подтверждают свидетели. Промежуток времени, неподтвержденный ни видео, ни свидетелями, т.е. за который Лев мог бы выследить, похитить и убить пострадавшего, очень мал – около часа. То есть, для того, что бы приехать, похитить, убить человека и закопать тело, а затем вернуться обратно в Мариуполь, обвиняемым пришлось бы ехать из Мариуполя в Мангуш и обратно со скоростью 190 - 200 км/ч.
Если учесть, что под Мариуполем с лета 2014 года действует постоянный блок-пост с длинной очередью автомобилей, ожидающих проверки, это доказательство обвинения прокуратуры выглядит довольно странно. Даже то, что военных, проезжающих через блок-пост пропускают без очереди при условии знания пароля, все равно не проясняет явного нарушения логики.
Дело в том, что в самом начале судебного процесса по делу бывших добробатовцев военная прокуратура предоставила несколько свидетелей, которые заявили, что видели "Льва" - Игоря Клевко утром 2 ноября 2014 года "следящим" за домом пропавшего Х. в Мангуше. Напомним, что в это же самое время Игорь Клевко был запечатлен видеокамерой на митинге в Мариуполе.
Уже в процессе судебного следствия выяснилось, что свидетели со стороны военной прокуратуры совершенно по-разному описывают людей, которые якобы следили за убитым жителем Мангуша. Также загадочны и другие обстоятельства тезисов обвинения военной прокуратуры. Например, до сих пор неизвестно, от чего действительно погиб пострадавший – от выстрелов, или от других причин. Заключение экспертизы начинается со слова "предположительно". Этот термин – "предположительно", касается и многого другого.
По мнению адвоката белорусского добровольца Игоря Клевко с позывным "Лев" - Ирины Головченко, все обвинения добробатовцев держатся лишь на показаниях одного человека – бойца с позывным "Слон".
"Но "Слон" также является подозреваемым и находится в следственном изоляторе. Показания им даны уже после задержания. Кроме этих показаний, других "доказательств" у стороны обвинения Игоря Клевко нет" - рассказала адвокат белорусского добровольца.
В следственном изоляторе Игорь Клевко объявил "сухую голодовку" в знак протеста, его подвергли травле и избиениям – об этом он сам неоднократно заявлял адвокату и на суде. В результате многомесячных избиений и прессинга у Игоря Клевко началось психическое заболевание. Он был отправлен в Днепр на судебно-медицинскую экспертизу и его признали неподсудным из-за психической болезни.
На показаниях Слона держится также обвинение в преступлении капитана Жака – Виктора Каминского. Кроме показаний его бывшего подчиненного и нескольких исходящих телефонных звонков от Слона Жаку, которые подтвердили в телефонной компании, больше никаких доказательств вины Каминского у прокуратуры нет.
Между тем, как выяснила "Страна" от источников в СБУ, первоначально Слону был выделен адвокат, плотно сотрудничавший с военной прокуратурой. Также источники "Страны" в спецслужбе называют дело Виктора Каминского заказным.
"Дело Жака изначально сфабриковано, его заказали и проплатили заранее деньги за то, что бы его закрыли надолго. Тело пострадавшего, в организации убийства которого обвиняют Жака, было найдено случайно еще до того, как задержали "Слона". Изначально это был "глухарь" - два года подряд никто не знал, что произошло убийство. И тут подвернулся один из бывших подчиненных Жака – Слон, которого задержали изначально по подозрению в продаже оружия из АТО. Кстати в полиции припомнили о том, что на днях под Мангушем обнаружено тело пропавшего два года назад человека. Слону дали понять, что он должен пойти на сотрудничество со следствием и взять на себя преступление. Главное условие – что бы там фигурировал Жак. Дело в том, что Виктор Каминский – очень неудобный свидетель для многих офицеров сектора М в 2014 году. Жак был свидетелем того, как начальство продавало на сторону трофейное оружие из захваченного Лисичанска. Этот факт сейчас всячески стараются замолчать и "забыть" - было украдено и продано на сторону несколько тысяч единиц стрелкового оружия, тонны боеприпасов. Жака "кошмарили" по заказу еще с 2015 года. Его несколько раз закрывали в 2015 и 2016 годах – пытались привязать его к различным преступлениям в АТО – поводы были совершенно разные. Но каждый раз суды не находили доказательств его вины и оправдывали. Но Жак остался проблемой для многих очень серьезных товарищей, поэтому его будут максимально долго держать в СИЗО и продлевать срок пресечения," - рассказал "Стране" источник в окружении Каминского.
Ранее "Страна" сообщала о бойцах, которые стали добровольными пешками в играх специальных служб.