31 марта должен был закончиться срок досудебного расследования в одном из самых масштабных уголовных производств в современной истории Украины – по делу о теракте под Верховной Радой, случившемся 31 августа 2015 года. Напомним, тогда во время митинга против внесения изменений в Конституцию по поводу особого статуса Донбасса, боец батальона «Сич» - милиционер, вернувшийся из АТО – Игорь Гуменюк бросил в толпу нацгвардейцев ручную оборонительную гранату. На месте погибли двое бойцов НГУ, еще двое скончались позже в больнице. Более ста человек, среди которых были в основном нацгвардейцы и милиционеры, получили осколочные ранения разной степени тяжести. Одного из милиционеров спас металлический жетон с персональным номером, вложенный внутрь удостоверения милиционера в кожаной корочке, которое он носил на груди. Осколок застрял в металле и не прошел глубоко в тело.
Резонанс в обществе поднялся неимоверный, особенно досталось партии Тягнибока - ВО «Свобода», так ка гранатометчик Гуменюк засветился на их рекламных плакатах, а сама партия выступила основным организатором митинга под Радой. На месте сразу же была задержано порядка 18 участников митинга, которых обвинили в организации массовых беспорядков и сопротивлении сотрудникам правоохранительных органов. Тем кто был рядом с Гуменюком вменили еще и терроризм. Санкции в Печерском суде по делу тех, кто впоследствии стал называть себя «защитниками Конституции» проводились без устали трое суток, всех отправили под стражу, не взирая на беспартийность и даже малолетство некоторых. Еще несколько месяцев подряд продолжались обжалования арестов в Апелляционном суде Киева. Позже к этому делу присовокупили и Олега Тягнибока с однопартийцами – Юрием Сиротюком, Игорем Швайкой и Русланом Андрийко (депутат Киеврады от Свободы). Им вменили организацию массовых беспорядков. Сиротюк даже успел посидеть в СИЗО, но очень быстро вышел. На фото, сделанных с места происшествия журналистами отчетливо видно, как Тягнибок лично душит сотрудника милиции ви пытается сорвать с него шлем-сферу, Швайка и Сиротюк также били милиционеров.
Раненных милиционеров понизили и даже люстрировали
Президент Петр Порошенко обещал всем милиционерам и нацгвардейцам, которые 31 августа обеспечивали безопасность парламентариев и пострадали от взрыва гранаты присвоить статус участника боевых действий (УБД). Однако позже о своем обещании благополучно забыл. Статус УБД не дали ровным счетом никому, а наоборот всех кто получил ранения даже потом погнали на переаттестации и некоторых уволили из МВД, многих понизили в должности по результатам собеседования.
- Нам дали по 10 тыс. грн., которые разлетелись на лекарства в первые же дни, а потом об этом происшествии на Банковой забыли, - с горечью вспоминает один из раненых милиционеров в частном разговоре, не разглашая свое имя. – Одному моему сослуживцу едва не оторвало ноги, при взрыве гранаты осколками были повреждены кости, он до сих пор лежит дома так как не может подняться. Но это не помешало его во время больничного люстрировать. Вот такая благодарность от власти. Меня же по результатам переаттестации понизили в должности, мол мало баллов набрал на тестах, хотя когда мне их было учить если я по больницам все время да под капельницами провалялся.
Не все так гладко и с расследованием этого дела, которое сейчас в производстве следователей-важняков Главного следственного управления Генпрокуратуры. На сегодняшний день под стражей из двух десятков человек остались только гранатометчик - Игорь Гуменюк и его товарищ Сергей Крайняк. И то только потому, что статья терроризм не предусматривает альтернативны мере пресечения в виде содержания под стражей
Уже появился первый реабилитированный
Вместе с выходом на свободу почти всех подозреваемых по делу о беспорядках по ВРУ, появились и первые реабилитированные. Таким счастливчиком стал депутат Изяславского районного совета от ВО «Свобода», доброволец батальона «Сич» Игорь Олейник.
Доказательства против него базировались на показаниях двух правоохранителей, которые после допроса адвокатами «свободовца» у следственного судьи неожиданно изменили свои показания и подтвердили, что не видели, чтобы Олейник нарушал общественный порядок. Позже после двухчасового допроса в Генпрокуратуре процесуальный руководитель по делу - прокурор по фамилии Герасим закрыл дело в отношении Олейника в виду отсутствия состава преступления. 23 февраля 2016 депутат Олейник получил постановление о закрытии уголовного производства в отношении него.
Игорь Олейник
В общей сложности «свободовец» районного масштаба провел за решеткой несколько месяцев, перед реабилитацией суд изменил ему меру пресечения на круглосуточный домашний арест, который впоследствии сменили на ночной и постоянно вызывали на допросы.
Дело о беспорядках начинают разваливать
Как говорят наши источники в ГПУ, ввиду того, что в Администрации президента об этом громком деле уже забыли, оно начинает потихоньку разваливаться. Кроме первого реабилитированного о развале свидетельствует и то, что расследование, которое планировали закончить 31 марта и направить дело в суд. Однако позже следователи прокуратуры обратились с ходатайством к генпрокурору, чтобы срок досудебного расследования продлили еще на три месяца, то есть в общей сложности до июня 2016 года.
- Вчера получил ходатайство о продлении cледcтвия по «31 августа» до конца июня, - пишет на своей странице в социальных сетях один из подозреваемых – Вячеслав Бойко. – Слухи о закрытии этого производства оказались не более чем слухами.
На днях продлили срок содержания под стражей главных фигурантам, обвиняемым в терроризме – Игорю Гуменюку и Сергею Крайняку. В пользу Крайняка говорит тот факт, что гранат он не бросал, поэтому ему, в конечном итоге, могут смягчить обвинение. По словам самого Крайняка под ВРУ он только поджег две дымовые шашки и никаких гранат не бросал. Подозреваемый считает абсурдом то что ему вменяют будто он бросил дымовые шашки, чтобы создать дымовую завесу и позволить гранатометчику Игорю Гуменюку бросить гранаты в толпу и беспрепятственно скрыться. И таким образом стал соучастником теракта. Однако судью такие аргументы не убедили и он отправил Крайняка еще на 2 месяца за решетку.
Сергей Крайняк
По продлению ареста Гуменюка, прокурор обосновал риски тем, что Гуменюк не имеет места проживання в Киеве.
Адвокат гранатометчика – Александр Свиридовский ссылался в суде на практику Европейского суда по правам человека. Заявлял о совершенном в отношении Гуменюка или как называет себя сам подозреваемый – Дубенко, преступлении в изоляторе временного содержания. Якобы к Гуменюку применяется как психологическое, так и физическое давление.
Адвокат считает, что гранатометчика продолжают держать под стражей исключительно для того, чтобы он дал показания против несуществующих заказчиков действия, которую ему инкриминируют. Впрочем, сам Гуменюк держится весьма спокойно. На одном из последних заседаний, состоявшихся в начале марта подозреваемый в убийстве четверых людей просто читал книгу, пока судья Печерского суда Татьяна Остапчук решала его судьбу.
Игорь Гуменюк
На этой неделе Крайняка и Гуменюка спустя почти семь месяцев перевели в Лукьяновское СИЗО из полицейского ИВС на Подоле. Это значит что для следователей и эти два фигуранта утратили ценность. Это еще один признак развала дела. Ведь на Лукьяновке может случиться всякое – смертность там велика. Можно, к примеру, вспомнить загадочную гибель в конце декабря прошлого года одного из арестантов – Макара Колесникова.
Громкий процесс с непонятным концом
Граничный срок, который можно держать под стражей арестованного в СИЗО – по закону 12 месяцев. Так что, скорее всего, дело в суд все таки передадут.
Это будет громкий процесс, в котором на скамью подсудимых впервые сядет больше двух десятков обвиняемых – среди которых лидеры партий (Тягнибок), бывшие депутаты (Швайка, Сиротюк), экс-милиционеры (Гуменюк, Крайняк), есть даже один журналист – Артем Фурманюк из Донецка.
Вот только каким будет приговор в этом деле, учитывая, что на Банковой уже забыли про те масштабные протесты – вопрос остается открытым.