Домик для "быстрых" бракосочетаний, построенный во времена руководства областью Михаилом Саакашвили, могут скоро убрать с глаз долой. Об этом недавно заявил одесский мэр Геннадий Труханов.
Этот "домик Хоббита", как прозвали его остроумные одесситы в украинском псевдо-фольклорном стиле, сооруженный по указанию Михо перед зданием областной одесской администрации, остается одним из немногих вещественных доказательств бурной деятельности экс-губернатора одесской области Михаила Саакашвили.
Справедливости ради стоит заметить, что помимо домика упрощенной процедуры бракосочетания, от бывшего губернатора на память одесситам остался недоделанный ремонт в здании Морского вокзала, недоделанная реконструкция автотрассы Одесса - Рени и открытый доступ на пляж экс-нардепа Василия Хмельницкого – когда-то забор был сломан под непосредственным руководством Саакашвили.
Но другие заборы у частных владений у моря таки остались – Саакашвили с жаром принимался за одни дела и так же быстро к ним охладевал.
Что происходит в Одессе после нескольких месяцев после ухода Саакашвили - выясняла "Страна".
Криминальная ситуация - воры вернулись, но на улицах грабят меньше
"Человек" Саакашвили в одесской полиции, экс-замминистра МВД Грузии Георгий Лорткипанидзе сразу же после своего назначения на должность начальника одесской ГУНП, заявил о твердом намерении искоренить преступность в регионе и городе.
Однако вскоре выяснилось, что Лорткипанидзе не обладает реальными возможностями повлиять на рост преступности – судя по ежемесячным статистическим отчетам областной одесской прокуратуры, при Саакашвили и Лорткипанидзе криминальная ситуация лишь усугубилась. Одесса и область погрузились в настоящий криминальный хаос – количество ограблений, краж и убийств возросло в десятки раз.
Справедливости ради стоит отметить, что область в этом вовсе не отличалась от статистических данных в других регионах – рост преступности в целом по Украине за последние три года зашкалил все показатели прежних лет. Единственное, что удалось сделать Саакашвили и Лорткипанидзе – это не допустить возвращения коронованных воров обратно в город. Однако это обстоятельство вовсе не помешало лидерам организованной преступности спокойно решать свои дела в регионе дистанционно – криминальные сообщества Одессы никуда не исчезли в отсутствие своих "королей".
"Георгий Лорткипанидзе на посту начальника одесской полиции был "свадебным генералом". "Лорд" плохо знает украинский язык, на котором ведется вся документация. Неважно он знает и украинские законы – это обстоятельство давало возможность "рулить" процессами в полиции без него. Часто он подписывал документы, толком не врубаясь в их содержание. Этим пользовались его замы и начальники управлений. Естественно, что одесская полиция в пору его руководства превратилась в полуанархическое сообщество независимых друг от друга управлений, каждый начальник среднего уровня тянул одеяло на себя и преследовал свои цели. Во-вторых многие из подчиненных "Лорда" попросту саботировали его указания, понимая, что возможностей проконтролировать их исполнение у "белого человека в погонах" нет. В третьих, при Лорткипанидзе началась переаттестация, после чего пошли массовые увольнения. В общем, в условиях кадрового голода, скрытого саботажа и анархии в управлении, у "Лорда" не было никаких шансов реально влиять на ситуацию" - рассказывает о том, с чем пришлось столкнуться Лорткипанидзе на посту главы одесской полиции один из его бывших подчиненных Владимир В.
Собственно, преемнику Лорткипанидзе на посту главы одесской полиции – Дмитрию Головину пришлось решать целый ворох проблем. Несмотря на то, что в регион на законных основаниях удалось вернуться одному из криминальных королей города – вору Антимосу, уличную преступность таки удалось снизить. Не проходит дня, что бы одесские полицейские не задержали очередную группу квартирных воров и уличных грабителей.
"Конечно, в целом статистика еще оставляет желать лучшего, но кое-какие сдвиги уже есть. Зафиксировано снижение количества грабежей с 20-30 случаев в сутки до 5. В выходные может происходить до десяти – в зависимости от погоды" - рассказал Дмитрий Головин "Стране".
Первые сдвиги в снижении уровня уличной преступности действительно есть, однако в целом в городе еще не спокойно. Пока гулять в темное время не только на окраинах, но и в центре города в одиночку не рекомендуется..
Таможня: реформаторы ушли, контрабандисты возвращаются
Реформы на одесской таможне для Саакашвили и его команды были самыми важными в программе предстоящих реформ. Было заявлено о создании "Открытого таможенного пространства" в порту, упрощении таможенных процедур и курсе на ликвидацию коррупции и "серых схем". Юлия Марушевская стала "рукой" Саакашвили на таможне, заняв должность ее главы. Но уже в апреле 2016 года проект "Открытое таможенное пространство" был остановлен – формальной причиной послужили служебные трения между Юлией Марушевской и главой ДФСУ Романом Насировым. На самом деле проект был свернут по другим причинам.
Действительно, в результате деятельности грузинских реформаторов значительное количество "серых схем" на Южной таможне было ликвидировано.
Однако это принесло парадоксальный результат – большинство грузоперевозчиков ушло с Южной таможни, перенеся растаможку своих грузов на другие региональные таможни.
"При Марушевской действительно упростились таможенные процедуры, но это касалось лишь товаров из США и Евросоюза. Однако основная часть импорта через одесский порт идет из стран третьего мира – Китая, Турции, стран Азии и Африки. И вот тут то и оказалось, что заплатить по легальной схеме все таможенные платежи, пошлины и акцизы и провезти товар значительно сложней и дороже, чем по серой схеме. Поэтому большинство одесских грузоперевозчиков ринулись на другие таможни. В результате сокращение количества грузоперевозчиков и "серых" платежей от них больно ударило по карману "сборщиков дани" из ДФСУ – денежные потоки с Южной таможни уменьшились в разы. Естественно, что руководство ДФСУ это не понравилось и они сделали все возможное, что бы устранить грузинов и Марушевскую с таможни," - попросив не называть его имя, рассказал один из одесских таможенников.
Впрочем, по словам источника "Страны" на одесской таможне, даже грузинским реформаторам не удалось остановить наиболее прибыльные серые схемы экспорта орехов и янтаря из Украины. "Эти "темы" - янтарь и орехи, крышует непосредственно СБУ, естественно, в связке с "избранными" сотрудниками таможни. Откаты от серого экспорта орехов и "бурштына" по прежнему делятся между СБУшниками и "смотрящими" от ДФСУ на таможне" - добавил наш источник.
Спустя четыре месяца после ухода команды реформаторов, на Южной таможне начинают возрождаться "серые схемы".
"При Марушевской и командой грузинских реформаторов проводить таможенные процедуры стало значительно легче, перестали требовать взятки за все что можно и нельзя. Даже сигарету "стрельнуть" боялись, - рассказывает одесский грузоперевозчик Вячеслав Набродов. - Конечно, были перегибы – команда реформаторов привела на таможню много некомпетентной молодежи. Но в целом уровень взяточничества снизился практически до нуля. Но реформаторы не учли того, что у нас очень специфический город. Нужно было где-то идти на компромиссы, гибко управлять ситуацией. То, что творится сейчас, можно назвать одним словом – реставрация. На таможню возвращаются самые контрабандные кланы, которые возвращают серые и черные схемы под контролем кураторов из Киева".
Слова одесского предпринимателя подтверждаются фактом возвращения коронованного вора Антимоса в город. Не секрет, что одним из основных источников прибыли воровских кланов в Одессе является контрабанда. По мнению источников "Страны" в СБУ и полиции, лидеры криминальных сообществ предпринимают серьезные усилия по восстановлению своих позиций на таможне и реставрации "серых" схем грузоперевозок.
Впрочем, в этом они не одиноки. Одесская таможня всегда была "кормилецей" для всех бизнес-политических кланов, которые находились у власти в Киеве. Сейчас они восстанавливают свои позиции - и окружение президента, и крупнейшие ФПГ и видные представители "Народного фронта".
Трасса Одесса - Рени. Дело сдвинулось с мертвой точки, но до завершения далеко
Помимо реформ на таможне, ремонт областных дорог также был одним из приоритетных пунктов в программе реформ Саакашвили. Основные деньги на реконструкцию, планировалось выделить за счет повышения числа таможенных платежей с реформированной таможни. Однако вскоре выяснилось, что денег от таможни нет, и не будет – ожидаемых прибылей не случилось по причине бегства большинства одесских грузоперевозчиков в другие регионы.
К тому же подобные субвенции попросту не были предусмотрены ГФСУ. В итоге, начатая было в марте 2016 года реконструкция трассы почти остановилась. Что дало повод Михаилу Саакашвили сделать очередной пиар-шаг – установить палатку на трассе с табличкой "Временный кабинет председателя Одесской облгосадминистрации".
Спустя четыре месяца после ухода Саакашвили, реконструкция трассы шатко–валко, но продолжается. Назначенный в январе 2017 года губернатором одесской области Максим Степанов уверен, что ремонт трассы все-таки завершится в нынешнем году.
Война закончилась, "белые люди" ушли. Что в остатке?
Интересно, что в одесском политбомонде, Саакашвили в период его руководства областью за глаза прозвали "Белым человеком", а его команду – "командой белых людей". "Обычная историческая аналогия, - говорит экс-председатель Одесского областного совета Михаил Шмушкович. - Когда в Одессу высадился десант Саакашвили и его команды, поработав с ними некоторое время, стало ясно, как они относятся к одесситам. Создавалось впечатление, будто белые колонизаторы прибыли к туземцам поучить уму-разуму".
Однако такое впечатление было лишь у тех, кто непосредственно общался с новым губернатором. Остальные одесситы практически моментально разделились на три лагеря.
Одни ждали от Саакашвили моментальных реформ и верили в волшебное превращение региона в суперуспешную область по образцу Гонконга. Этот лагерь надеялся на лучшее практически до самой отставки Саакашвили с поста губернатора и верил в его обещания на уровне мистической веры в лучшего царя-батюшку.
Второй лагерь составили более осторожные в суждениях одесситы, мол, подождем – посмотрим на дела реформатора. Через короткий промежуток времени "недоверчивые" стали противниками нового главы области – стало ясно, что никаких успешных реформ Саакашвили не проводит.
У третьих Михо сразу вызывал жуткое отторжение и ничего хорошего они от него изначально не ждали. Поэтому сейчас они подтрунивают над надеждами своих земляков.
Постгрузинское перемирие
После ухода грузинских реформаторов из региона закончилась и "война" губернатора с мэром. Противоречия между Геннадием Трухановым и Саакашвили, были, по мнению последнего одной из причин пробуксовки его реформ – губернатор неоднократно заявлял, мол, команда "местных коррупционеров" под руководством мэра сопротивлялась реформам. То, что происходит сейчас в политбомонде Одессы, внешне напоминает райское слияние в любви всех бизнес-кланов с властями. Новый губернатор Степанов встречает полное одобрение депутатов облсовета, а мэр Геннадий Труханов демонстрирует лояльность и дружелюбие областным властям.
Впрочем, ряд наблюдателей полагает, что такое "слияние" интересов – лишь картинка, как говорят в Одессе – "понты для приезжих".
"Уход Саакашвили и его команды из Одессы существенно усилил позиции Труханова, - считает Михаил Шмушкович. - Соответственно, противники мэра – в частности Киван Аднан, существенно ослабели. Но трения между ними все равно не прекратились, а лишь ушли глубже под "ковер" и усложнились".
В целом, одесская политика переходит от открытой войны всех со всеми времен Саакашвили в состояние скрытой межклановой борьбы при внешнем взаимном уважении к друг другу основных игроков.
Способствует этому и фигура нового руководителя области - Максима Степанова. Последний хотя и стал губернаторам, как уже писала "Страна", благодаря протекции ближайшего соратника президента Игоря Кононенко, но, тем не менее, поддерживает тесные отношения и с Арсением Яценюком, а экс-губернатор области и человек Коломойского Игорь Палица - его кум.
То есть, исповедуемый прежним губернатор принцип "воюй со всеми и будь что будет" явно не в стиле его преемника.