- У нас сейчас модно стало награды посмертно давать. Дали. Откупились. И все. А надо живых ценить! У нас там сыновья и мужья уже третий год сидят! - не в силах сдержать слезы, плачет молодая миловидная женщина.
Сегодня она вместе с другими матерьми пленных, пришла пожаловаться главе Украинской православной церкви Блаженнейшему митрополиту Онуфрию на свои несчастья. УПЦ, как известно, принимает активное участие в освобождении пленных. "Страна" пообщалась с матерями и со священниками.
"Единственный, к кому я могу обратиться, это Бог"
Женщины жаловались, что их мужья и сыновья уже который год находятся в плену, и рассчитывать им не на что.
- И никакой работы не ведется. Ну почему не ценится человеческая жизнь? Когда уже будет правда? Когда будут ценить обычных солдат? Когда?! Я знаю, что это вопрос не к вам! - в слезах обращалась к Онуфрию молодая женщина. - Но мы везде, где ни обращаемся, слышим одно и то же: людей даже не пытаются искать "потому что это оккупированная территория".
- Потому что им не болит! - тоже со слезами на глазах поддерживает её женщина постарше.
У неё эта война забрала двоих сыновей: ребята пропали без вести, и где они - никто не знает.
- Когда спрашиваешь и задаешь вопрос в СБУ, когда приносишь им какие-то данные - я говорила, что один из моих сыновей был в поселке Юбилейный. Никто это даже не проверял. Я говорила в СБУ прямым текстом: "вам не болит, потому что они не ваши". А мне болит, мне очень болит, когда из моего списка привозят кого-то "двухсотого". Но единственный, к кому я могу обратиться, - это Бог. В любое время суток. Я знаю, что только он может помочь, и что ответ перед Господом будут держать все, - говорит женщина.
"Служил с Безлером в Афганистане"
- Вы когда увидите нашего президента, - передайте, что мы просим бога за него, чтобы у него проросло чувство человеколюбия. И чтобы он проявил сострадание к нашим детям. И думал не про свои доходы, и доходы олигархов, - потому что вся эта война полезна им, этим власть имущим, которые все никак не нажрутся этими своими деньгами, глядя на их декларации. Пускай поставит себя на наше место. У него четверо детей. Если бы его ребенок попал в плен, то войны бы закончилась на следующий день, как он нам всем, мирянам, обещал - за две недели закончить войну! - взывала к Онуфрию следующая мать.
Церковь, и правда, пытается делать все, от нее зависящее.
- Больше 15 человек наши священники помогли освободить из плена. Зимой освободили парня, киборга, вследствие переговоров. Мы апеллируем к милосердию, а не к политике, - говорит владыка Климент, глава Синодального информационного отдела УПЦ. - Недавно нашим священникам удалось посетить пленных, которые сейчас содержатся там в колониях. Но, понимаете, говорить обо всем этом нельзя, потому что это не всегда можно выразить в юридических терминах.
На войне, действительно, все так запутано. Иной раз и враг может оказаться другом.
- Моего сына взяла в плен банда атамана Козицына под Ровеньками. Он волонтером был, главой Полтавской Самообороны. Они туда с друзьями много раз ездили в Должанск: возили еду, одежду, помогали женщинам и детям выезжать оттуда. А 20 июня 2014 июня его взяла под Ровеньками в плен банда атамана Козицына. Откуда я знаю? Мне позвонила женщина, которая была в одной команде с моим сыном, и сообщила. Ее позже сумел освободить наш полтавский правозащитник, который вместе с Безлером служил в Афганистане, - рассказывает "Стране" Лидия Петровна Мисуренко. - А где мой сын сейчас, я не знаю. И понимаете, он же даже не солдат, он волонтер. Поэтому полиция все валит на СБУ: мол, пускай они ищут, а СБУ - на полиция. И вообще, понимаете, у нас же в стране войны нет! Поэтому и пленных тоже нет! Какой у них статус?!
"Мама, мы со всех сторон окружены"
Сам Петр Порошенко сегодня во время поездки в Луганскую область посетил танковую бригаду, где заявил, что "только на протяжении этого года от вражеских обстрелов погибли 69 военнослужащих ВСУ и более 420 были ранены".
Тем временем, Зоя Александровна Жук из Ново-Волынска уже который год безуспешно ищет сына.
Матери ищут своих солдат. Фото Анастасия Рафал, "Страна"
- 10 апреля 2014 года ему пришла повестка. Молодой пацан, 24 года. За год до этого в армии отслужил. Тогда же на 45 дней призывали. А в итоге, оказался он в Илловайском котле. Последний раз мы общались 28 августа. Он позвонил. Я говорю: "Сережка, беги домой". А он: "мама, мы со всех сторон окружены". Его командир и механик сгорели в танке дотла. А о судьбе Сережи я ничего не знаю. Мне только говорят везде: "в плену террористической группировки".
Ждут своих сыновей из плена и Наталья Карпова, Елена Сугак и Людмила Мирончук из Кривого Рога.
Все они показывают мне фотографии своих сыновей - вдруг, кто-то их узнает.
- Только у моего сына Маркин фамилия. Андрей Маркин, - уточняет Людмила Мирончук.
Женщины надеются, что кто-то узнает их сыновей. Фото Анастасия Рафал, "Страна"
Они все служили в 40-м батальоне, и все пропали во время Илловайского котла.
- Их не имели права туда посылать. Они должны были служить в территориальной обороне. Стоять на блокпостах. Их никто не имел права бросать в горячую точку. Их ночью вывезли в Славянск из Кривого рога, по факту просто украли! Это было в июне. Последний раз они выходили на связь 28 августа. Мы уже знали что котёл, звонили в военную прокуратуру. Нам говорили что будет зелёный коридор. И они в выходные будут дома, - наперебой рассказывают женщины.
Где сейчас их сыновья, они не знают.
- Мы свое расследование проводили. Например, в сентябре 2015 года они были в плену у Бати (Сафроненко). Мы говорили об этом в СБУ. На что нам ответили: "мы не можем туда пойти, потому что там стреляют". Понимаете, нашими детьми никто не занимается!
- Все обещают: "ждите", а конечного результата никакого, - разводит руками отел солдата Василий Юрбаш.
Его сын находится в плену уже 9 месяцев.
- Его призвали в 2014 году повесткой. Служил два года в разведке. Попал в плен. Два месяца назад от него было письмо - Красный Крест передал. Знаю, что содержится в тюрьме строгого режима. В Камере три человека. Савченко у него была. Но СБУ ничего не делает. У меня складывается впечатление, что Украине выгодно, чтобы они там сидели, - говорит Василий Юрьевич. - Сидят. Не протестуют. Власть это устраивает.
На вопрос о планах и перспективах, матери солдат лишь плачут и разводят руками:
- Мы уже и не знаем, чего ждать и на что надеяться", - говорят.
Тем временем, советник главы СБУ Юрий Тандит заявил, что за время агрессии на Донбассе освобождены или найдены 3136 заложников, еще 416 человек пропали без вести.
"К сожалению, количество заложников растет на сегодняшний день, незаконно удерживаются в Донецке и Луганске 118 наших героев. Но подтвержденных мест (на обмен - ред.), наших заложников около 60 человек", – сказал Тандит.
Напомним, что в списках Службы безопасности Украины находятся 113 украинских пленных на Донбассе, в то время как представители так называемых "ДНР" и "ЛНР" подтверждают лишь 47 из них.
Тем временем, матери солдат, которые сегодня присутствовали на встреча с митрополитом Онуфрием сказали "Стране", что только из одного 40-го батальона 17 человек числятся без вести пропавшими.