"Черный куб" на Подоле строили, в основном, за деньги киевлян, а не вложений Рошен - расследование
Бюджет Киева выделил на реконструкцию театра на Подоле, называемого в народе "Черный куб", в три раза больше денег, чем компания Roshen.
Об этом сообщается в сюжете "Схем".
"Недавно открыли Театр на Подоле. Если прогуливаться мимо, то увидеть на нем можно только одну табличку - с благодарностью меценату кондитерской корпорации Roshen, которая помогла со строительством финансово. Может даже сложиться впечатление, что запуск театра - это исключительная заслуга частной корпорации президента. Но на самом деле не меньше денег в его восстановление вложили и сами киевляне - через финансирование долгостроя из бюджета города в течение долгих лет", - говорится в сюжете.
Видео: Радіо Свобода онлайн
Сколько было потрачено
Журналисты отметили, что из городского бюджета на реконструкцию театра только за последние 15 лет выделили 17,6 млн долларов, что втрое больше, чем вложила кондитерская корпорация - 6,8 млн долларов.
Напомним, 9 октября 2017 Петр Порошенко торжественно открыл Театр на Подоле. Он поблагодарил кондитерскую корпорацию "Рошен", владельцем которой является, за то, что театр наконец-то открылся :"Хотел поблагодарить за то, что этот театр является, "Рошен". И президенту "Рошен". Он сегодня здесь есть - это Вячеслав Москалевский. Он приложил кучу усилий для того, чтобы это произошло. Хочу настоять, что это было нелегко".
В то же время эксперт по градостроительству Виктор Глеба предполагает, что меценат - корпорация "Рошен" - присвоила себе ключевую роль в реконструкции театра.
"На разрезе видно, что готовность объекта была 85%. И по контуру, и по фактажа фотографий, на момент получения спонсором здания. И мы, киевляне, участвовали финансовую в строительстве театра. И, к сожалению, все лавры достались одному человеку - владельцу "Рошен", - заявил Глеба.
"Все потерялось во время Майдана"
К слову, в КГГА не смогли дать ответ на вопрос - сколько денег из городского бюджета потрачено на театр.
Не смогли озвучить цифры ни в районной администрации, ни в департаменте финансов КГГА. Отмечают, что документы потеряны еще во время Революции достоинства.
"В связи с событиями, произошедшими во время проведения массовых акций гражданского протеста в 2013-2014 годах, информацию о финансировании из бюджета города Киева объектов капитального строительства к 2014 году в департаменте финансов потеряно", - ответили в департаменте финансов Киевской городской администрации на запрос редакции "Схем".
Несмотря на непонятную ситуацию с финансовыми документами, которые якобы исчезли, журналистам удалось проанализировать суммы, которые закладывались в городском бюджете на реконструкцию театра в рамках ежегодных программ социально-экономического развития. Данные на сайте Киевского горсовета сохранились только с 2000 года. Поэтому редакция проанализировала 15 программ - с 2000 по 2015-й включительно, до прихода частного мецената - компании "Рошен".
В течение 15 лет на реконструкцию театра в бюджете закладывались разные суммы. Общая сумма с 2000 по 2015 годы составляет 103,75 миллиона гривен. А это всего на треть меньше 174 миллиона заявленного взноса "Рошен".
С учетом почти ежегодной смены курса доллара в течение периода финансирования театра из бюджета Киева получим сумму в 17,61 миллиона долларов. Именно столько средств заложили в программы на реконструкцию театра до появления мецената - корпорации "Рошен". И эта сумма в три раза выше, чем вклад корпорации, если анализировать в долларовом эквиваленте (6,8 миллиона долларов).
О плате киевлян за "Черный куб" решили промолчать
Табличка на стене Театра на Подоле торжественно сообщает, что здание реконструировано и оборудовано на средства компании "Рошен". По данным компании, это 174 миллиона гривен или по курсу на момент финансирования, 6,8 миллиона долларов. Здесь могла бы быть еще одна табличка, в которой говорилось бы о 17 млн собранных с киевлян налогов, но об этом решили не сообщать.
Фото: radiosvoboda.org
Почему вклад киевлян, за счет которого десятилетиями финансировалась реконструкция, остался без внимания, а все внимание и благодарность получила корпорация, владельцем которой является президент Украины? Об этом "Схемы" спросили у самого Петра Порошенко, однако он посоветовал им обратиться в корпорацию "Рошен".
"Обращайтесь к "Рошен", пусть они дадут вам ответ. Все просто. Я думаю, что вы неточную информацию. Проверьте, и я тоже проверю", - ответил президент Украины.
В ответ на запрос редакции с "Рошен" сообщили, что не располагают информацией, сколько в театр выделялось бюджетных средств: "Информация, связанная с указанной реконструкцией в период до появления мецената, не касается корпорации "Рошен".
Ремонт оказался с дефектом
Также в сюжете говорится, что качество выполнения работ предыдущих подрядчиков оставляет желать лучшего. "Когда начались работы по реконструкции, выяснилось, что в несущих конструкциях недостаточное количество арматуры, зафиксировано непрофессионально выполнения работ по армированию, и это отражено в дефектных актах работ, - сообщили журналисты.
Поэтому можно предположить, что городские бюджетные средства не всегда осваивались в запланированном объеме, а власть управляла строительством неэффективно. Экс-начальник Главного управления культуры и искусств КГГА Александр Быструшкин убеждает: театр открыли бы в 2007 году, если бы не очередные выборы мэра.
"Мы хотели его открыть в 2007 году. И открыли бы. Потому что к лету, когда состоялись перевыборы, и Черновецкий со своей розчудесною молодой командой пришел к власти, то там уже было на 80 процентов построен. Такие хозяйственники пришли ... Кустарники выросли на той недострое", - рассказал Александр Быструшкин.
Автор реализованного проекта Театра на Подоле Олег Дроздов тоже жалуется: "Было три проблемы: дорогие материалы, преступно плохое качество строительства, отсутствие охраны и воровство смонтированного оборудования".
Так кто же виноват?
Генподрядчиком строительства театра к появлению мецената была компания "БМК Планета-Буд", связанная с экс-народным депутатом из Енакиево Валерий Мошенский. Но связаться с фирмой не удалось - по месту регистрации ее нет, по указанным телефонам о такой фирме не слышали.
В 2011 году СБУ заявляла о хищении более двух с половиной миллионов гривен при реконструкции. Прошло 6 лет. Результат расследования и кого привлекли к ответственности? "Схемы" прошли длинную цепочку переписки с правоохранительными органами.
В СБУ сообщили: "В Главном управлении отсутствует информация о состоянии расследования указанной уголовного дела и возможного привлечения каких-либо лиц к уголовной ответственности. Главным управлением материалы о противоправной деятельности в ходе проведения реконструкции Киевского академического драматического театра на Подоле направлены в прокуратуру Подольского района (сейчас Киевская местная прокуратура №7)".
Руководитель упомянутой прокуратуры передал запрос в Нацполицию.
Фото: radiosvoboda.org
В итоге круг замкнулся. Оказалось, что и в этом ведомства нет производства о растрате средств во время строительства Театра на Подоле.
Получается, бюджетные средства выделили, но вся отчетность исчезла еще во время революции, а хищения из городской казны почему-то никто не расследует. Хотя должны были бы понести наказание, и это, возможно, могло бы стать напоминанием о большой денежный вклад киевлян в появлении долгожданного Театра на Подоле и основанием поместить на здание табличку еще одной благодарностью. Теперь уже горожанам.