Сегодня Украина отмечает юбилей "Злуки" – акта о соединении УНР и ЗУНР. 22 января ему исполняется ровно сто лет.
Парадоксально, но через несколько месяцев после "Злуки" единое государство снова развалилось. Впрочем, это не мешало в 1999 году учредить государственный праздник - и называется он День соборности.
В Киеве и по всей стране на вторник запланированы празднества, торжественные речи, выставки. Хотя размах ожидается лишь на уровне официоза. В народе "злука" за эти десять лет не стала популярной.
Возможно, потому, что на историю Украины данное событие особо не повлияло – по крайней мере, со знаком "плюс". Со "злукой" или без нее – республики были обречены были испариться с карты Европы, теснимые поляками с одной стороны, Красной армией – с другой, а Белой армией Деникина - с третьей.
Более того – даже после "Акта" его подписанты продолжали интриговать друг против друга, поддерживая своих врагов. Впрочем, сегодня этих аспектов проблемы стараются не замечать – хотя именно они в итоге похоронили под своими обломками обе "молодые республики". А главное, эта история может повториться и в наши дни.
"Страна" отвечает на главные вопросы об истории Дня Соборности.
1. Что произошло 100 лет назад?
22 января 1919 года на Софийской площади Киева огласили Акт о присоединении Западно-украинской Народной Республики к УНР – на правах автономии. Официально документ назывался универсалом, позже историки окрестили его "Актом Злуки".
Акт согласовали глава УНР Симон Петлюра и его коллега из ЗУНР Евгений Петрушевич, к слову, оба – не избиравшиеся народом диктаторы. Подписали его глава Директории (управляющий орган УНР) Владимир Винниченко и ряд других "директоров".
Документ еще заранее был ратифицирован законодательным органом – Национальной радой ЗУНР в Станиславе (Ивано-Франковске). А в тот же день 22 января в Киеве собрался Трудовой конгресс Украины - тоже нечто вроде парламента - и утвердил объединение с ЗУНР.
Весной глава западно-украинской республики Петрушевич был введен в Директорию. То есть – Киев (уже к тому времени потерянный) по умолчанию считался столицей, а ЗУНР – провинцией.
2. Почему решили объединяться?
Обе украинские республики, появившиеся на обломках двух империй – Российской и Австро-венгерской – страшно лихорадило. Основных причин было две.
Первая – это отсутствие внутренней легитимности властей что УНР, что ЗУНР. Ни там, ни там не было действительно всенародных выборов. Управляли этими образованиями самопровозглашенные руководители, которые к тому же не опирались ни на какой мощный общественный класс (как это было, скажем, у большевиков или белых, которые тоже не на выборах к власти пришли, но имели внятную классовую основу).
Поэтому массовой поддержкой власти в том же Киеве не пользовались. Население бывшей Российской империи делилось не столько по национальному признаку, сколько по идеологическому, поддерживая то красных, то белых – и не слишком понимая на тот момент, что вообще такое Украина.
Мало знали о ней и украинские подданные бывшей Австро-Венгрии: их агрессивно растаскивали по "национальным квартирам" поляки, чехи, венгры и румыны, чья государственность к тому времени была гораздо более окрепшей и экспансионистской.
И здесь мы переходим ко второй причине слабости республик - недружественное и весьма сильное окружение. УНР теснили красные и белые, а ЗУНР терпела от чехов и особенно поляков, которые под руководством Иосифа Пилсудского открыто претендовали на западно-украинские территории.
Именно польское наступление вынудило власти ЗУНР в конце 1918 года обратиться в Киев за помощью. Однако там согласились ее предоставить только после включения в свой состав. Что и произошло 22 января. Правда, с помощью вышла небольшая задержка – о чем еще будет сказано ниже.
3. Действительно ли две Украины стали одной?
Нет. Объединение произошло только на бумаге.
Главный фактор независимости в то неспокойное время – вооруженные силы – остались разными. Не срослась и денежно-кредитная система двух квазигосударств. К этому не сделали никаких шагов за то короткое время, которое было отпущено на долю УНР и ЗУНР (а было у них на это несколько месяцев).
Уже летом западно-украинская республика была полностью захвачена Польшей. Сама же УНР просуществовала в сильно урезанном виде, уже без Киева, до марта 1921 года. Киев был взят Красной армией вообще через несколько дней после "Злуки", 5 февраля, а УНР продолжала свое существование на территориях Винницы и Житомира (правда, потом Петлюра ненадолго отбил Киев, но вскоре его снова оттуда выбили - на сей раз белогвардейцы).
Интересно, что прожить дольше, чем западноукраинские собратья, правительству Петлюры удалось именно за счет договоренностей с поляками за спиной Петрушевича. После чего обиженный диктатор Западной Украины в конце 1919 года (когда его страны уже не существовало) деносировал "акт Злуки". Так что не совсем даже понятно, что мы сегодня отмечаем.
4. Тогда зачем "Злука" была нужна Петлюре?
Симон Петлюра не собирался помогать Евгению Петрушевичу с поляками. После "Злуки" на западную Украину приехал отряд из Киева в семь десятков человек. Разумеется, это не могло стать сколь-нибудь значимой силой для отражения сил Пилсудского. Не говоря уже о румынах, венграх и чехах.
Тем более, что Петлюре поляки были не враги. Более того – он нуждался в их помощи (или хотя бы невмешательстве) при отражении атак белых и красных, чьи армии угрожали УНР.
Поэтому атаман принял простое решение – договориться с Пилсудским за счет территорий ЗУНР. Но для этого Петлюре было нужно формальное право говорить от имени западной Украины.
"Акт Злуки" такое право ему давал. ЗУНР теперь называлась "Западная область Украинской Народной Республики".
5. Чем в итоге закончилась "злука"?
Итак, несмотря на громко объявленную "Злуку" летом с "западной областью" было покончено – при молчаливом согласии Петлюры, ее оккупировали Польша, Румыния и Чехословакия.
Правда, до ноября 1919 года еще существовали вооруженные силы бывшей ЗУНР – Украинская галицкая армия. Но "сечевики" внезапно перешли на сторону Деникина (а часть позже присоединилась к красным). И тогда почти сразу Петлюра заключил соглашение с Польшей, признав за ней Львов.
Взамен поляки согласились пойти на Киев, захватив украинскую столицу.
Впрочем, позже город вернулся к большевикам, а Петлюра бежал в Варшаву. Там он в 1920 году передал всю Западную Украину Польше - точнее, признал польскую оккупацию этого региона, давая Пилсудскому лишний "голос" в поддержку захвата этих территорий.
А в 1921 году Советы заключили с поляками договор, которым УНР ликвидировалась, а граница СССР и Польши устанавливалась по Збручу. На ближайшие 18 лет украинцы становились разделенным народом, который воссоединился только после пакта Молотова-Риббентропа.
Проклинавший Петлюру Петрушевич тоже уехал из Украины в Австрию, где когда-то был депутатом парламента. Только в конце пути он понял, что "Злука" стала политтехнологией УНР, призванная повысить легитимность Петлюры и расширить его номинальную власть. Что, впрочем, никак ему не помогло сохранить государство.
6. В чем урок "Злуки" для современной Украины?
Современная украинская история лишь немногим менее турбулентна, чем события столетней давности.
У нас тлеют территориальные конфликты, а государственность переживает период "детских болезней" в запущенной форме – национализма, радикализма, полуколониальной экономической политики, феодальной вольницы регионов и олигархов.
В нынешней Украине читаются многие "родовые травмы" УНР и ЗУНР – и вздумай крупнейшие соседи синхронно захватить наши территории, как это было сто лет назад, страна бы очень быстро посыпалась.
Что тогда, что сейчас заметно отсутствие народной легитимности у власти. Несмотря на внешне демократические выборы, власть оторвана от населения идейно и экономически. Вместо денег, возможностей и внятных перспектив развития, людей "кормят" национализмом и образом врага.
Ситуация как в две капли воды похожа на то, что было в УНР – с жителей республики собирали поборы, требовали от них воинской повинности - а взамен предлагались лишь национальные символы и прочие "спецэффекты".
Как и в УНР-ЗУНР, в нынешней Украине нет мощного общественного класса, на который может опереться власть и с этой точки запустить развитие страны (несмотря на декларируемое развитие армии или заигрывания с верующими). Отсутствует и позитивный образ будущего, который, как и сто лет назад, ограничивается примитивными парадигмами "остаточного прощавай".
Что лишний раз подчеркивает – Украина так и не вышла за пределы колониальных понятий и как самостоятельного игрока себя не видит. Пусть лидеры, от Петлюры до Порошенко, говорят о "сброшенном ярме" - но своей легитимности они ищут только за рубежом.
"Злука" же – это еще одно такое "родовое пятно". Многие решения украинских властей, подобно "Акту о Злуке" - мало что значащие для народа бумаги, призванные решать тактические, сиюминутные задачи политиков.
Так, чистой "злукой" выглядит узаконивание в Конституции курса на ЕС и НАТО, куда нас никто не берет. Или разрыв договора о дружбе с Россией, давно не выполнявшийся. Из более свежих примеров – Томос об автокефалии. По нему никакой автокефалии украинской церкви не положено.
Последний прецедент вообще потрясает своими аналогиями. Как "злука" имела своим финалом не объединение, а разделение Украины на Запад и остальную часть – так и Томос уже делит карту страны на приверженцев УПЦ и ПЦУ. И тоже по линии "запад-восток".