Кабинет министров расширил перечень российских товаров, которые подпадают под санкции. Такое решение правительство приняло 15 мая.
Кабинет министров также решил ввести особую пошлину для российской продукции.
Интересно, что все это было сделано буквально накануне инаугурации нового президента - Владимира Зеленского. Которого таким образом чуть ли не за руку ведут в антироссийскую повестку.
"Страна" разиралась в сути новых санкций.
"Зеркальный ответ России". Что решил Кабмин
По словам министра экономического развития и торговли Степана Кубива, новые ограничения являются зеркальными к решениям правительства России.
Напомним, Москва в конце 2018 года начала поэтапно вводить экономические санкции против Киева. Последним их витком стал частичный запрет на продажу в Украину бензина и других нефтепродуктов.
Кубив рассказал, что речь идет о запрете ввоза в Украину из России групп промышленных товаров, минеральных удобрений, сельскохозяйственной продукции, транспортных средств.
Как выяснила "Страна", запрещен ввоз в Украину российской продукции по двум кодам: 2523 (глиноземный цемент, портландцемент, цемент шлаковый, сульфатостойкий и другие гадравлические цементы, окрашенные или неокрашенные, готовые или в виде клинкеров) и 4412 (фанера клеенная, панели фанерные и аналогичные материалы из древесины).
Стоит отметить, что ранее в "черном списке" была одна позиция кода 2523 — цементные клинкеры. Но сейчас ее расширили до все цементной группы. Фанера же оказалась "новичком" в санкционном перечне.
Специальная пошлина, введение которой также поддержало правительство, будет применяться с 1 августа 2019 года независимо от других видов пошлины.
Новые доходы бюджета от этой пошлины должны направляться в специальный фонд и тратиться на импортозамещение.
Решение также, по мнению Кубива, "предотвратить утечку капитала из Украины к государству-агрессору", увеличить загруженность отечественных производственных мощностей и поступления в бюджет, поддержать и создать новые рабочие места.
"Уступки лоббистам". Смысл новых санкций
Как и при составлении прежних "запретных списков" правительство учло, в первую очередь, лоббистские пожелания украинского бизнеса.
Так, в пояснительной записке указано, что действующий запрет на ввоз российского цементного клинкера уже позволил увеличить внутреннее производство клинкера на 4,3%.
По данным Госстата, общий импорт цементной продукции из РФ до введения санкций на клинкер в 2017 году составлял около 33 млн долларов, а после введения — упал до 16,8 млн. Но это все равно на 2,4 млн долларов больше, чем в 2016 году.
По данным ассоциации "Укрцемент", это говорит о попытках обойти запрет, ввозя не клинкер, а готовую цементную продукцию. Тотальный же запрет позволит отрасли создать 1 тысячу новых рабочих мест и загрузить простаивающие мощности (из 24 печей для обжига клинкера задействовано только 10).
Похожая аргументация и по фанере. РФ остается крупнейшим производителем фанерной продукции, но вот свой рынок от конкурентов закрыла импортной пошлиной в 12%. В Украине же пошлина на ввоз такой продукции нулевая. Потому поставки к нам российской фанеры растут, а производство собственной — падает.
По данным ассоциации "Мебельдревпром", при ориентированном объеме потребления в 2018 году 120 тысяч кубических метров, часть российской фанеры на нашем рынке составила около 32%. Если же поставки российской фанеры запретить, то отечественные производители смогут нарастить производство на 38 тысяч кубов или более 20%.
Чем ответит Россия на очередные украинские запреты пока можно только гадать. В прошлый раз, в ответ на внесение 10 апреля Кабмином в санкционный список вагонных пружин, стеклянных банок и формалина, РФ, спустя неделю, выдала сенсационные запрет на поставки в Украину угля и нефти, а также жесткое ограничение по нефтепродуктам. Он вступает в силу в июне и еще непонятно как аукнется нашему рынку. Эксперты не исключают дефицит дизеля, бензина и автогаза, а также их подорожание, ведь на некоторым видам топлива на импорт из Росси приходится до 40%.
Поэтому новые запреты, по мнению экономиста Алексея Куща, лишь подтверждают на каком примитивном уровне у нас ведется санкционная политика. "Это не трезвый расчет властей, а, скорее, уступки лоббистам. У нас из каждой санкции торчат уши частного интереса. При этом ответной волны чиновники не просчитывают", - говорит Кущ.