Сегодня исполняется пять лет со дня убийства украинского писателя и журналиста Олеся Бузины. Его застрелили в Киеве, у подъезда собственного дома 16 апреля 2015 года.
Бузина на тот момент активно выступал против войны на Донбассе, критиковал Порошенко и Яценюка. И постоянно заявлял, что необходимо наладить диалог с жителями Донбасса – вызывая волны ненависти со стороны правящих кругов, которые наоборот раскачивали тему войны.
То есть его убийство выглядит как однозначно политическое.
Одновременно на Бузину имели давний зуб и националисты - за его книги, подвергавшие сомнению их трактовку истории Украины.
При президенте Порошенко эти радикалы могли уже не только копить ненависть, а действовать. Они получили оружие, а также индульгенцию от уголовной ответственности. Именно поэтому за пять лет, при наличии обвиняемых в исполнении преступления, приговора до сих пор нет - суды, которые длятся бесконечно переносят, а подсудимые пятый год гуляют на свободе.
При этом заказчиков и организаторов преступления прокуратура даже не пытается назвать.
Причем при новом президенте - Владимире Зеленском - эта ситуация никак не поменялась. "Страна" вспоминает, что известно об убийстве Бузины и как дело движется сейчас.
Как произошло убийство
Писатель и бывший шеф-редактор газеты "Сегодня" Олесь Бузина был застрелен около 13:20 в Киеве, у подъезда многоэтажки, где он жил. В момент выстрела он вышел на пробежку.
По первоначальным данным, убийцами были двое неизвестных в масках. Автомобиль с итальянскими номерами был позже найден брошенным.
Накануне убийства – за два дня – личные данные Бузины появились на сайте "Миротворец". Их опубликовал некий пользователь "404". А после убийства писателя и журналиста на странице появилась отметка: "Агент "404" отличился. За успешное выполнение сегодняшнего боевого задания ему предоставлен краткосрочный отпуск".
Позже все данные на Бузину исчезли с сайта. Однако скриншоты не горят.
То есть уже по этому эпизоду было видно, что дело не обошлось без вмешательства украинской власти – "Миротворец" никогда не скрывал, что сотрудничает с СБУ и МВД. В его создателях числятся замглавы МВД, а тогда нардеп от "Народного фронта" Антон Геращенко и бывший замминистра по делам оккупированных территорий Георгий Тука.
Сразу после убийства о трагедии высказался Владимир Путин. Его заявление сторонники украинской власти использовали как повод говорить о "русском следе". Но, забегая вперед, скажем, что следствие уже к лету вышло на радикальных украинских националистов.
Похоронили писателя на Берковецком кладбище Киева. Попрощаться с ним пришли сотни людей.
Поимка подозреваемых и следствие
Официальной версией следствия стал заказной характер убийства и его связь с профессиональной деятельностью Бузины. Тем более, что имелось явное сходство с совершенным накануне убийством экс-нардепа из Партии регионов Олега Калашникова, которого застрелили днем ранее.
И Калашников, и Бузина накануне гибели заявляли, что им поступают угрозы.
18 июня 2015 года глава МВД Арсен Аваков сообщил о раскрытии убийства и о задеражнии трех человек (в основном посте он указал двух и в комментариях добавил еще одного).
Одного из них позже отпустили. По слухам, это был глава С14 Евгений Карась, который сам этого факта не подтверждал, но еще в 2015 году заявлял, что его хотят сделать третьим подозреваемым по делу.
Двое других задержанных – националисты С14 Денис Полищук и Андрей Медведько, которые и сейчас являются единственными обвиняемыми.
На первом этапе следствие велось достаточно активно. Были проведены ДНК-экспертизы, которые подтвердили принадлежность Полищуку и Медведько биологических следов на вещах убийц. На участников преступления вышли через машину, которую использовали киллеры.
Однако с конца 2015 года расследование затормозилось.
Медведько и Полищука тогда еще в статусе подозреваемых отпустили на свободу, хотя следствие шло до 2017 года (то есть, два года). И только в 2018 году суд приступил к рассмотрению дела по сути.
Медведько, Полищук и след Карася
Итак, по обвинению в убийстве Олеся Бузины в 2018 году начали судить двух членов националистической организации С14 – Дениса Полищука и Андрея Медведько.
Андрей Медведько был руководителем Печерской районной организации ВО "Свобода" в Киеве, а также активистом и одним из создателей С14. В конце 2014 года он непродолжительное время служил в зоне АТО в составе батальона МВД "Киев-2". Денис Полищук также участвовал в войне на Донбассе.
Оба подозреваемых свою вину отрицают. Медведько и Полищуку грозит от 10 до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение. Действия подозреваемых квалифицированы как "умышленное убийство, совершенное по предварительному сговору группой лиц" и "незаконное хранение оружия".
При этом в деле были указаны только предполагаемые исполнители убийства. Ни заказчики, ни организаторы преступления не известны следствию даже теоретически. Их упоминания в материалах вообще нет.
Как следует из обвинительного акта, в качестве мотива убийства прокуроры указывают идеологическую неприязнь Полищука и Медведько к Олесю. Дескать, они "пошли на дело" по своей инициативе.
"Страна" уже писала со ссылкой на источники в следственной группе, что там на самом деле в такую трактовку не верят и полагают, что Медведько и Полищук вряд ли пошли на преступление по собственной инициативе.
То есть был кто-то, кто непосредственно поставил задачу обоим по убийству писателя. По одной из версий, им как раз и был лидер С14 Евгений Карась (он свою причастность, естественно, отрицает, хотя, как писалось выше, и подтверждает, что его пытаются привязать к делу). И, если это был действительно Карась, то как раз он и принял заказ от неких лиц.
Что это были за лица? На этот вопрос должно ответить следствие. Но, с учетом того, что сам глава С14 заявлял, что тесно сотрудничает с СБУ, а в последнее время он постоянно засвечивался в различных акциях в интересах Порошенко, не удивительно, что следствие не сильно копает в сторону потенциальных заказчиков.
Еще один важный момент – накануне убийства Бузины за Медведько велось наружное наблюдение, которое установило подготовку С14 к некоему мероприятию с участием бывших сотрудников правоохранительных органов.
Однако отчеты наружки по Медведько неожиданно прекратились 8 апреля 2015 года – именно в тот день, когда будущие киллеры впервые появились для наблюдения около дома Бузины на улице Дегтяревской в Киеве.
"Есть два варианта, – говорил на этот счет наш источник в прокуратуре. – Или же кто-то дал команду прекратить наблюдение. Или же потом материалы были изъяты из дела. В обоих случаях это крайне подозрительная ситуация, которая может указывать на то, что кто-то из силовых структур был в курсе того, что готовилось преступление".
Источник также указывал, что в поле зрения "наружки" попал, по его сведениям, и действующий сотрудник СБУ. С ним также встречался Медведько накануне гибели Бузины, но записи об этом рандеву также странным образом не сохранились.
В любом случае крайне удивителен сам факт того, что за одним из подозреваемых в убийстве накануне преступления велась слежка, но об этом никто официально в процессе расследования убийства не заявлял.
Статья с этими данными, которые во многом переворачивают представление о подготовке убийства Олеся, была опубликована на "Стране" днем 22 июня 2017 года. А вечером того же дня в офис редакции ворвалась полиция и задержала главного редактора нашего издания Игоря Гужву по сфабрикованному делу о вымогательстве.
Судебная эпопея по делу Бузины
Рассмотрением дела об убийстве Олеся Бузины с начала 2018 года занимается Шевченковский суд Киева. Коллегию судей до мая возглавлял Евгений Сидоров. Позже он взял самоотвод.
На суде постоянно происходили эксцессы. С14 приходили на процесс с файерами, группа поддержки Медведько и Полищука вступала в пререкания с мамой Олеся Бузины.
Летом 2018 года мать Бузины написала письмо президенту США Дональду Трампу об убийстве сына и о том, что его предполагаемых убийц даже не арестовали.
"Уважаемый господин Трамп! Вы поймете причины моего обращения к Вам, если представите, что Вашего единственного сына застрелили на пороге собственного дома неонацисты по приказу руководителя ФБР, а Генеральный прокурор США сделал все, чтобы убийцы даже не были арестованы. А потом суд рассматривал бы это дело так медленно, что стало ясно – весь процесс займет не менее 15 лет, а Вам уже 78, как мне сейчас..." – такими словами Валентина Павловна Бузина обратилась к президенту США.
Она попросила помощи в расследовании этого убийства. Также на суде она заявила, что намерена до конца бороться за честное имя своего сына. 7 августа 2018 года она подала иск в Европейский суд по правам человека.
8 апреля 2019 года прокурор наконец-то приступил к оглашению обвинительного акта, состоящего из 30 томов. Заслушав больше половины обвинительного акта, суд объявил перерыв. В прокуратуре пообещали, что заседания будут проходить почти каждую неделю, что должно ускорить процесс рассмотрения дела.
Но в мае судья по делу Бузины Евгений Сидоров взял самоотвод. Поэтому все слушания начинались заново. Это был новый виток затягивания процесса.
Дело Бузины при Зеленском
После избрания нового президента появилась надежда, что дело сдвинется с мертвой точки. Поскольку главные обвиняемые - радикалы, которые вскармливались предыдущей властью. Которой Зеленский оппонировал.
В конце мая - когда новый президент уже вступил в должность - мама Олеся Бузины написала ему письмо. Она рассказала Зеленскому, как затягивают дело и избегают вообще говорить о заказчиках преступления.
Валентина Павловна попросила у Зеленского личного приема.
Спустя почти месяц из Офиса президента пришел ответ. Правда, не лично маме Бузины - а ее адвокату, что уже было показательно. Зеленский с матерью погибшего журналиста разговаривать отказался
Зато потом принимал у себя в офисе праворадикалов, имеющих отношение к С14 - организации, в которой состояли Полищук и Медведько. На фото первый справа (сидит спиной) - это Евгений Карась, один из лидеров "Сичи".
Но вернемся к ответу из ОП. Адвокату объяснили, что принимать граждан - никакая не обязанность президента. И предложили маме писателя записаться на прием, явившись лично на Банковую или позвонив туда по телефону.
Что же до собственно дела убитого журналиста - то жалобу Валентины Павловны у Зеленского решили отправить в генпрокуратуру, которой на тот момент руководил еще Юрий Луценко.
То есть тот же генпрокурор, который не установил ни заказчиков, ни организаторов резонансного преступления. По сути это был не слишком вежливый отказ - и в личном приеме, и в помощи.
Интересно, что подписал этот ответ будущий генеральный прокурор Руслан Рябошапка, который тогда трудился заместителем Андрея Богдана в ОП.
Резонанс тогда поднялся нешуточный. Новый президент неприятно удивил тех, кто его поддерживал в надежде на то, что громкие убийства времен Порошенко будут раскрыты.
Впоследстивии Зе больше говорил о деле об убийстве Павла Шеремета, нежели Олеся Бузины.
Параллельно жизнь у обвиняемых в убийстве налаживалась и била ключом. Радикалы Медведько и Полищук стали организаторами "Марша ветеранов" на День независимости Украины. А в сентябре - накануне очередного судебного заседания - Андрея Медведько избрали в общественный совет при НАБУ.
Позже, в декабре, его соратник Полищук занял пост руководителя рабочей группы Минветеранов по проверке мест лишения свободы. Зимой на организованный обоими радикалами концерт группы "Сокира Перуна" заглянул премьер Алексей Гончарук.
Тем временем, в конце августа суд определил состав присяжных. И после нескольких переносов 2 октября состоялось слушание по сути дела. Защита снова заявила отвод суда, но ей отказали. После чего суд опять закрыли и перенесли.
В конце октября мама Олеся Бузины попросила о приеме генпрокурора Руслана Рябошапку. Но и он, вслед за президентом, ей отказал.
При этом накануне Рябошапка встретился с праворадикалом Сергеем Стерненко, который зарезал человека в Одессе.
Следующее заседание прошло в феврале - прокуратура Киева передала суду вещественные доказательства, но их рассмотрение перенесли на конец марта. Когда уже вовсю бушевал карантин. То есть заседание не состоялось.
Подводя итог, можно утверждать, что при Зеленском в деле Бузины не изменилось ничего. И можно было бы списать вопрос на то, что президент не влияет на суды. Но тот факт, что Зеленский отказался принять мать убитого журналиста - уже говорит о многом. И этот сигнал судебная система восприняла правильно. Дело продолжают рассматривать очень медленно.
На днях "Страна" взяла интервью у мамы Олеся Бузины. По ее мнению, если бы убийство ее сына вовремя расследовали, то в Украине бы не произошло и других похожих преступлений - например, убийства Павла Шеремета через год после Бузины. Безнаказанность же порождает все новые преступления.
"Я власти не доверяю. Я из СМИ узнаю, что эти два человека, которые обвиняются в убийстве, вместе с тем находятся в каких-то общественных советах, получают зарплату от государства за свою работу... А кто-то подумал, каково мне столько времени, каждое судебное заседание на этих людей сидеть и смотреть?! У меня очень много вопросов. Кому я могу верить? На кого могу надеяться? У меня отобрали моего ребенка ни за что. Только за то, что он говорил правду. Оружие он применял только в слове. Он не призывал к каким-то бунтам, не участвовал в них. За что убили моего ребенка? За что? Где я могу найти правду? Кто мне может помочь?", - сказала в интервью "Стране" мама Олеся Бузины.