Вновь обострилась история с расследованием дела активистки из Херсона Кати Гандзюк, которая умерла после покушения на ее жизнь.
СБУ объявило о завершении расследования, но этим оказались многие недовольны. И группа поддержки Гандзюк, и праворадикалы во главе с Сергеем Стерненко, и даже один из нардепов от "Слуги народа".
Они, несмотря на режим карантина, вышли сначала под Офис президента, где зажгли фаеры, а также нагрянули домой к генпрокурору Ирине Венедиктовой.
Но, вместо того чтобы вызвать полицию и оштрафовать нарушителей карантина на 17 тысяч гривен, к протестующим из Офиса президента вышли пресс-секретарь главы государства Юлия Мендель, а также представитель прокуратуры и выслушали требования.
"Страна" разбиралась, что все это означает.
Как протестовали под Офисом президента
27 апреля в СБУ сообщили о завершении досудебного расследования по делу Екатерины Гандзюк. Главным подозреваемым назвали экс-главу Херсонского облсовета Владислава Мангера, который "по предварительному сговору организовал нанесение тяжких телесных повреждений Гандзюк".
Также в СБУ напомнили, что по делу Гандзюк уже вынесен приговор пятерым лицам. Непосредственному организатору преступления Сергею Торбину и его соучастникам – Никите Грабчуку, Владимиру Васяновичу, Вячеславу Вишневскому и Виктору Горбунову. Им назначено наказание от трех до шести с половиной лет лишения свободы.
После этого участники движения "Кто заказал Катю Гандзюк" заявили об акции протеста под Офисом президента. Хотя это было и странно, ведь, казалось бы, СБУ довела расследование до завершения. Но активисты сочли, что дело развалено.
"Владимир Зеленский обещал посадить убийц Кати Гандзюк. Зеленский привел к власти Ирину Венедиктову, которая всего за 40 дней развалила дело и теперь действует в интересах заказчиков и организаторов убийства Кати. Будем требовать у президента объяснений", – сообщалось на странице движения в Facebook.
Причин для недовольства назвали несколько:
– До конца расследования еще три месяца. Тем более не завершены даже те следственные действия, которые инициировали потерпевшие.
– Передача дела в суд "как есть" (без сбора дополнительных доказательств) на руку адвокатам Мангера, которые рассчитывают на оправдательный приговор.
– Офис генпрокурора поддержал требования адвокатов Мангера, которые требовали завершить следствие.
– Организатор преступления Алексей Левин так и не дал показаний и заявил об отказе в сотрудничестве со следствием.
– Еще один фигурант дела Игорь Павловский тоже не дал никаких показаний.
Также заявлялось, что Мангер заплатил Левину и его родным за молчание. А также якобы договорился с Офисом генпрокурора на самом высоком уровне, чтобы поскорее закончить расследование.
То есть получается, что логика всех этих обвинений в том, что за три дополнительных месяца расследования Павловский и Левин могли бы передумать и дать показания. Хотя на чем основано подобное предположение – не совсем понятно. Что изменилось бы за три месяца?
В тот же день под Офисом президента, несмотря на запрет массовых собраний на фоне карантина, состоялась акция протеста против завершения следствия.
На Банковую пришли несколько десятков человек. Они принесли с собой плакат с надписью: "Зе! Когда за убийство Гандзюк сядут Мангер, Гордеев (экс-губернатор Херсонской области. – Ред.) и Рыщук (его зам. – Ред.)?"
Фото: hromadske
Присутствовал на акции и экс-глава "Правого сектора" в Одессе Сергей Стерненко, зарезавший человека в Одессе, но так до сих пор не получивший за это подозрения.
Также на акции был замечен депутат от "Слуги народа" Гео Лерос.
Стерненко крайний справа. Фото: facebook.com/sternenko
Пришедшая на акцию адвокат Евгения Закревская заявила, что прокуратура действует не в интересах расследования.
Вместо полиции, которая должна была прийти и составить протоколы о злостном нарушении карантина, к митингующим вышли спикер ОП Юлия Мендель и прокурор по делу Гандзюк Андрей Сенюк.
В ответ "активисты" потребовали встречи с генпрокурором Венедиктовой.
"Но этот человек тоже задействован в расследовании", – показала Мендель на прокурора и спросила, в чем претензии собравшихся. После того как они заявили, что хотят пообщаться с генпрокурором, Мендель сказала: "Но если вы хотите общаться с генпрокурором, почему вы пришли к Офису президента?"
После этого вступил Стерненко, который стал кричать: "Потому что это ваш генпрокурор, которого подавал к назначению президент Украины. И эта генпрокурор продала дело. Эта генпрокурор отмазывает заказчиков, поэтому мы пришли к тому, кто предлагал этого генпрокурора на должность. К тому, кто может инициировать вопрос отставки этого генерального прокурора".
"Но ваши слова сейчас не содержат никаких фактов", – ответила Мендель. На нее в это время кричали одновременно несколько человек. Время от времени она говорила: "Друзья, как мы можем вести этот диалог..." и "Давайте вести диалог конструктивно".
"Вы вообще хотите сидеть дома, чтобы не заболеть, так идите сидите дома и не болейте!" – отвечали спикеру президента.
В общем диалог не задался, прямо скажем.
Акция завершилась тем, что активисты зажгли фаеры и начали скандировать: "Венедиктову в отставку!"
После этого они собрались под стенами дома генпрокурора на Круглоуниверситетской в Киеве и повторили свои требования о ее отставке, а на тротуаре написали: "Тут живет подруга убийц Гандзюк".
Сама Венедиктова после этого заявила, что правозащитники так себя не ведут.
"Правозащитники не приходят вопить на детские площадки, не плюют в песочнице, не пугают пенсионеров... Правозащитники – это совсем о другом. Орган досудебного расследования, реформированная прокуратура и реформированный суд – это не то, два года расследования, количество следователей и прокуроров, которое в разы превышает количество лиц с фаерами, – это не то, есть только собственное видение, как должно быть,... но это также неточно", – написала Венедиктова в Facebook.
Генпрокурора уже после акции продолжил травить Стерненко.
"Офис генпрокурора и СБУ заявили, что завершили расследование убийства Кати Гандзюк, и выдают это за победу, хотя это полный провал.
Заказчики убийства теперь могут не понести никакого наказания. И все благодаря новой генпрокурорше, которая то ли за деньги, то ли по собственной некомпетентности уничтожила дело", – написал радикал в Facebook.
Почему активисты возбудились по делу Гандзюк
Обращает на себя внимание искусственность требований "правозащитников", которые сложно объяснить простому обывателю: оказывается, закончить расследование – это плохо. Потому что не хватает неких свидетельских показаний и доказательств. Правда, нет никаких намеков на то, что они могли бы появиться за три месяца.
Учитывая, что эта аргументация не слишком убедительна для того, чтобы жечь фаеры под ОП, то истинная цель – скорее всего, сорвать на этом деле новую порцию хайпа. И лишний раз покошмарить Зеленского и Венедиктову.
Тем более, что на нового генпрокурора у "активистов" зуб еще со времен ее работы в ГБР.
В первые дни и недели своей работы генпрокурор дала понять, что будет расследовано дело по радикалу Стерненко, который зарезал человека в Одессе вот уже почти два года назад. И с тех пор не привлечен к ответственности.
Венедиктова заявила, что подозрение ему будет объявлено. Вопрос только в статье – умышленное убийство или превышение необходимой самообороны.
Тогда это вызывало массированную кампанию в защиту праворадикала. После которой разговоры о "пидозре" как-то сошли на нет. И Венедиктова о ней и вовсе не вспоминает.
Хотя не исключено, что этот "козырь" у Зеленского держат в рукаве до лучших времен – когда нужно будет мобилизовать электорат, требующий наведения порядка с "активистами".
С другой стороны, такая тактика вызывает у радикалов ощущение того, что власть можно "кошмарить" безнаказанно – и тогда никто не тронет.
У Зеленского, действительно, весьма робко задевают интересы порохоботской публики. Самый свежий пример – дело Татьяны Черновол, которую по тяжкой статье "Умышленное убийство" отправили под легкую меру пресечения: ночной домашний арест. То есть явно готовя это дело к сливу.
Поэтому тот же Стерненко может прийти к выводу, что чем больше он будет "светиться" на подобных акциях и критиковать Венедиктову – тем больше шансов, что трогать его просто побоятся. А если и тронут, то лишь для того, чтобы отпустить домой: даже если не сразу, то как Пашинского – через три месяца. Или как Черновол – сразу же.
Да и поведение самой власти только потакает радикалам. Что хорошо видно по обеим акциям – что под ОП, что под домом Венедиктовой. Оба митинга – несанкционированные и во время карантина, тем более – запрещенные. Однако полиция, которая заводит уголовные дела против УПЦ за богослужения с прихожанами, не трогает политические сходки националистов. Как бы намекая, что им все можно.
Уже сегодня спикер Печерского управления полиции Киева Оксана Тищенко подтвердила, что никого из участников вчерашней акции не арестовали, а лишь "провели профилактическую беседу".