На Донбассе угрожающая ситуация в зонах разведения войск. Особенно в Золотом и Петровском. Военные там снова занимают брошенные позиции, идут обстрелы и зачем-то расстреливаются видеокамеры ОБСЕ. Как утверждает организация - со стороны Украины.
Параллельно ситуация заходит в полнейший тупик на дипломатическом фронте.
Она знаменует собой полный провал политики главы Офиса президента Андрея Ермака, который презентовал себя "куратором" донбасского направления.
Ситуация вернулась в тот формат, который существовал в последние годы правления Порошенко - с вялотекущей войной, постоянными провокациями и практическим отсутствием какого-либо диалога сторон (кроме обменов пленными).
Главная причина этого - нежелание Киева отказываться от двух основных догм, которые определяли политику украинской власти в отношении Донбасса с 2015 года. Первое - отказ выполнять политическую часть Минских соглашений (выборы, амнистия, особый статус Донбасса). Второе - стремление поддерживать постоянный градус напряжения на линии фронта и блокирование любых попыток установить режим полного прекращения огня. Как считают в Киеве, это якобы поможет "измотать" в военном и моральном смысле силы противника, а также не даст мировому сообществу "забыть о проблеме".
В то же время прямым следствием такой политики является не только тупик в мирном процессе, но и регулярная гибель людей по обе стороны линии разграничения. При этом каких-либо признаков сильной военно-моральной "измотанности" России и непризнанных "республик" до сих пор не отмечается.
"Страна" разбиралась, куда идет ситуация по Донбассу на данный момент.
Срыв разведения войск
За последние дни ОБСЕ фиксирует, что в зонах разведения войск снова появились вооруженные подразделения. С конца мая сообщения об этом поступают практически ежедневно.
30 мая миссия ОБСЕ в Петровском "обнаружила людей неподалеку от бывших позиций Вооруженных сил Украины и вооруженных формирований". Двое человек находились у позиций ВСУ и один - у окопов "ДНР". В тот же день в зоне разведения раздался взрыв.
В отчете за 1 июня говорится о четырех военных на бывших позициях украинской армии в Золотом - то есть уже на другом участке разведения. Там же заметили двух сепаратистов с повязками СЦЦК, которые заходили и выходили с участка в Золотом. Судя по дальнейшим отчетам, такие патрули проходят регулярно.
Под Петровским наблюдатели слышали автоматные очереди и взрывы. Также зафиксировали пять снарядов, которые летели на юго-восток, то есть со стороны ВСУ. Все это происходило на участке разведения.
2 июня в ОБСЕ снова сообщили о людях на оставленных ранее позициях Украины и сепаратистах под Петровским. Их засняли с беспилотника. А 3 июня информация поступила о перестрелках и взрывах на участке разведения и о том, что были уничтожены видеокамеры Миссии, фиксировавшие нарушения на этом участке.
"Повреждения вызваны попаданием пуль из стрелкового оружия... По оценке СММ, огонь вели с запада ‑ северо‑запада (то есть со стороны ВСУ - Ред.)", - говорится в отчете.
То есть картина маслом: на двух из трех участках разведения - Золотом, а особенно Петровском - идут ежедневные бои. Причем ранее брошенные позиции уже не пустуют.
Пока там наблюдается единичное присутствие военных - но это лишь то, что успела заметить ОБСЕ. Судя по интенсивности огня, воюющих там гораздо больше. И если смотреть по более ранним отчетам Миссии, то возвращаться на позиции стороны начали еще в первой половине мая.
Как комментируют эти данные в Украине и на неподконтрольных территориях?
Штаб ООС вчера около 10 утра сослался на отчет ОБСЕ и заявил, что в ночь с 30 на 31 мая на участках разведения шли бои. В которых Украина обвинила сепаратистов.
При этом в сводке за собственно 31 мая Украина вообще об этих боях не упомянула. Заявляя, что режим тишины на всех трех участках соблюдался.
Ничего не говорится о перестрелках в зонах разведения и по утренней сводке 31 мая. То есть о боях у Петровского и Золотого Украина молчала три дня и упомянула о них только после выхода отчета ОБСЕ.
Сепаратисты "ДНР" обвиняли ВСУ в обстрелах Петровского за последние дни несколько раз.
То есть, как мы видим, разведение войск подошло уже близко к тому этапу, на котором оно может быть дезавуировано. Что означало бы полный срыв договоренностей Нормандской четверки на высшем уровне. Попробуем разобраться, пытаются ли решить эту проблему на дипломатическом уровне.
На Донецк через Берлин
Судя по телодвижениям вокруг Минского процесса, он идет не то чтобы параллельно - а перпендикулярно событиям на Донбассе.
На днях Андрей Ермак в большой компании - с министром иностранных дел Кулебой, вице-премьером Резниковым и главой Минобороны Тараном - посетил Берлин. Но, судя по итоговым заявлениям, вернулся ни с чем.
На сайте президента не приводится каких-то подробных реакций Германии на то, с чем приехали в Берлин украинцы. Не исключено, что речь шла о том, чтобы Ангела Меркель помогла организовать новую встречу в Нормандском формате - что для Зеленского было бы мощным имиджевым подспорьем в преддверии местных выборов.
Но на совместной пресс-конференции Кулебы и главы МИД Германии Хайко Мааса никакой конкретики не было. Маас в очередной раз призвал стороны к компромиссам, а его украинский коллега в очередной раз заявил о "красных линиях", которые Украина пересекать не будет.
В остальном все ограничилось дежурными заявлениями о том, что нужно исполнить обязательства, взятые сторонами еще в Париже.
Причем, судя по дальнейшим заявлениям украинцев, многие идеи Киева в Берлине сочувствия не встретили. Так, вице-премьер Алексей Резников заявил, что задумка Ермака создать Консультативный совет, куда войдут представители неподконтрольных территорий, окончательно похоронена.
"Нет ответа от немецкой стороны, от французской, от ОБСЕ. Поэтому этот вопрос уже нецелесообразно поднимать. Забыли, и идем дальше", - сказал министр.
Это очень важный маркер - он показывает провал одной из главных идей Ермака по Донбассу. Собственно, та же участь постигла и другие инициативы Украины по оживлению Минского формата. Ничего не дало, например, "усиление представительства" украинской делегации в трехсторонней группе. Россия на это никак не отреагировала.
Почему - "Страна" уже рассказывала. Консультативный совет, делегация и прочее - это косметические улучшения переговорного формата. Которые не отменяют факта того, что договариваться всерьез Украина отказывается.
Прежде всего, Киев не намерен идти на какие-либо подвижки относительно прописанных в Минских соглашениях мер по политическому урегулированию - дать Донбассу особый статус и провести там выборы. Особый статус, как неоднократно заявляла украинская сторона, в Конституцию вносить никто не собирается, а прежде чем совершать любые другие действия, требует вернуть контроль над границей (хоть в Минских соглашения прописана совсем иная последовательность).
Второй важный фактор - политика в отношении полного прекращения огня. На первый взгляд, как раз в этом и заинтересован Зеленский, который опасается идти на реализацию политической части Минских соглашений, но хочет показать хоть какие-то подвижки по Донбассу. В этой связи весомым аргументом стало бы прекращение (или резкое уменьшение) обстрелов с погибшими и раненными.
Но даже здесь продвижения нет.
Яркий пример - нежелание подписывать более жесткие условия по мониторингу взаимных обстрелов, о чем подробно писала "Страна".
И это является ключевым моментом, так как демонстрирует, что прежняя концепция "войну не прекращать" при новом президенте Зеленском не меняется.
О ней, в частности, говорил бывший министр обороны (назначенный уже при Зеленском) Андрей Загороднюк, объясняя, почему Украина настроена против разведения войск по всей линии фронта.
"Нам категорически не подходит признание замороженного конфликта. Некоторые политики говорили и сейчас говорят: давайте признавать это замороженным конфликтом. Это и есть неправильный путь, потому что он фактически фиксирует соглашение с ситуацией, которая есть сейчас, и говорит: ну все, это нам подходит, это нам не подходит формально, но мы соглашаемся, что пусть так оно и будет. Тогда напряжение снимается, уже никто не говорит о возвращении территорий или говорит очень вяло, и точно снимается напряжение со всего международного сообщества, начинает лоббироваться снятие санкций, и все это будет продолжаться десятилетия", - сказал Загороднюк.
Другими словами, согласно этой концепции, Украине не выгодно полное прекращение огня ("замороженный конфликт"), так как тогда все в мире о нем забудут.
Также среди сторонников войны популярна теория, что постоянные боевые действия изматывают и ослабляют силы противника.
В то же время, очевидно, что гибнут во время этого "изматывания" и украинские бойцы, и мирные жители. Кроме того, тяжесть ноши расходов на продолжение войны, которую несет Украина и Россия (поддерживая "республики"), с учетом масштаба двух стран абсолютно не сопоставима. И очень большой вопрос - кого такая тактика измотает раньше.
Что означает провал переговоров по Донбассу?
При таких условиях "тупик имени Порошенко" по Донбассу будет углубляться. И сейчас уже можно сказать, что Андрей Ермак исчерпал себя в главном заявленном им же амплуа - установлении мира на Донбассе.
Обмены, которые он провел, пожалуй, единственный актив Ермака. Хотя они не столько его заслуга, сколько продукт договоренностей Зеленского с Путиным, которому это необходимо в рамках борьбы за снятие санкций.
Что же до Парижского саммита "четверки", подготовку к которому с украинской стороны курировал Ермак, то Зе подписал на нем обязательства, которые, как оказалось, не может выполнить.
Это и новые участки для разведения войск, и особый статус Донбасса с формулой Штайнмайера в нем - рамки этого закона к следующей встрече в Нормандии должны были уже полностью обсудить на Трехсторонней контактной группе. Но пока и близко не подошли.
Сейчас Ермак заявляет о том, что новая встреча лидеров Нормандской четверки может состояться уже в этом году. Но что там обсуждать?
Россия и, судя по всему, немцы с французами будут воздерживаться от встреч на высшем уровне, пока обязательства, принятые в Париже, не будут реализованы.
А если ситуация на тех же участках разведения сейчас сорвется в войну, то откат будет еще дальше.
А такая угроза, к сожалению, существует. И будет существовать и дальше. Пока многотысячные армии противников стоят друг против друга, а процесс политического урегулирования находится в тупике.