Разумков побеждает Зеленского. Пока только во втором туре
Социология все чаще не только отражает общественно-политическую ситуацию, но и формирует ее. Вчера Центр Разумкова опубликовал сенсационные данные, которые могут дать, так сказать, накопительный эффект для тенденций этой осени.
Осень с точки зрения социологии выдалась бурной: еще два месяца назад Владимир Зеленский пробил психологическое дно, впервые получив поддержку меньше, чем в первом туре президентских выборов, а уже сегодня у него появился конкурент, способный победить президента во втором туре.
Что интересно, в значительной степени все эти электоральные потрясения спровоцировал сам Зеленский одним решением – принудительной отставкой спикера парламента Дмитрия Разумкова. Если бы политика была чистой технологией, то раскрутку Разумкова можно было бы назвать лучшей технологической кампанией Банковой.
Но в политике такое не работает: даже если на старте политик является чьим-то проектом, то на финише проект, как правило, работает уже против заказчика. Так что Разумкова можно назвать чьим угодно проектом, но не проектом Банковой.
Однако в любом случае этот "проект" работает. Сначала он внес решающий вклад в обвал рейтинга Зеленского, а теперь и показал зе-избирателям реальную альтернативу во втором туре.
Именно последний фактор способен дать накопительный эффект: если до сих пор все были убеждены, что нынешний президент выиграет выборы при любых раскладах, то теперь он теряет имидж "непобедимого".
Учитывая продолжающийся энергетический кризис, помноженный на рост цен, вчерашняя социология способна не только поднять рейтинг Разумкова, но и – в первую очередь – спровоцировать новый обвал рейтинга Зеленского. Который к весне может оказаться лишь тенью его недавних цифр.
А главное - вся вертикаль власти будет строить свое отношение к Зеленскому исходя из того, что он уже вскоре перестать быть президентом.
Кабмин выходит на тропу войны с олигархами. Пока на бумаге
Кабмин на вчерашнем заседании утвердил план мер по исполнению закона об олигархах. Или, как говорится в самом документе, "лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни".
Документ очень неординарный, поскольку в него включили все пожелания правительства – вне зависимости от того, имеют они отношения к олигархам или нет.
В частности, нужно иметь очень нестандартную логику, чтобы найти что-то общее между законом об олигархах и планом прекратить импорт электроэнергии из России и Белоруссии до сентября 2023 года.
Крайне интересен пункт о введении до июня 2022 года наказания за политическую коррупцию, поскольку на данный момент он наиболее применим к фракции "слуг народа", которая получает эту самую "политическую коррупцию" в конвертах. Да и в принципе это понятие применимо в основном к провластным депутатам – к примеру, к мажоритарщикам, которые получают деньги на социально-экономическое развитие округов.
Что касается непосредственно олигархов, то самым резонансным является пункт об "уменьшении злоупотреблений олигархами влиянием на медиа до декабря 2022". Тут начнется битва за закон, который позволит Нацсовету по ТВ без решений судов аннулировать лицензии и отменять регистрацию СМИ. И это будет жесточайшая война, в которой у Зеленского союзников не окажется.
А пока этот закон еще не подан в Раду, "слуги народа" решили бороться с "олигархическими" СМИ своим способом: объявили бойкот телеканалам холдинга Рината Ахметова – "Украине" и "Украине 24". В первую очередь – ток-шоу Савика Шустера.
Холдинг в ответ заявил, что партия власти "выстрелила себе в ногу". И, учитывая рейтинги "Украины" и "Украины 24", это заявление более близко к реальности, чем заявления "слуг".
Однако эта ситуация еще сильнее обостряет противоречия между Зеленским и Ахметовым: неизбежное снижение рейтингов из-за отсутствия "слуг" на ведущих телеканалах, без сомнения, усилит желание Банковой решить эту проблему привычным способом – через санкции СНБО. Интересно, какое обоснование будет придумано для них.
Санкции: начало конца
Парадокс, но параллельно с "антиолигархическим" планом Кабмин вчера принял документ, с которого как раз может начаться разрушение всей системы санкций, выстроенной этой властью.
Правительство обратилось к президенту с предложением отменить санкции против двух депутатов последнего украинского парламента Крыма – Сергея Вергеля и Сергея Заяца. Причина проста: они выиграли суд.
Санкции против Вергеля и Заяца вводил еще Петр Порошенко, но "судебный" путь реально может стать гибельным и для всей "санкционной" системы Зеленского. В судах находятся уже несколько исков против президентских указов на эту тему (включая иск "Страны"), а вчера стало известно, что по одному из этих дел дали свои показания бывший спикер Дмитрий Разумков и экс-министр внутренних дел Арсен Аваков, еще недавно входившие в СНБО. Впрочем, даже и без их показаний ясно, что вся эта "санкционная" система обречена на провал в судах.
Дело даже не в том, что отношения с судейским корпусом у нынешней власти не складываются, – просто все эти санкции были придуманы как раз для того, чтобы обойти суды.
Но это возможно лишь как временное решение. Оно могло бы быть постоянным, к примеру, у Александра Лукашенко, но не у власти, крайне зависимой от Запада. Даже если (что маловероятно) санкции не похоронят в украинских судах, их похоронит ЕСПЧ. А там достаточно одного решения, чтобы обвалилась вся система.
Особый статус Донбасса: как его будет лоббировать Банковая
В Верховной Раде возобновляется призабытое шоу под названием "Пролонгация закона об особом статусе Донбасса". Оно началось еще при Порошенко и стало символом фарисейства прошлого режима, который, с одной стороны, наотрез отказывался выполнять Минские соглашения, а с другой – поддерживал иллюзию того, что Украина из этих соглашений не выходит.
Теперь через подобное "раздвоение личности" придется пройти нынешней власти. И будет очень любопытно наблюдать за тем, как депутаты, которые везде рассказывают о том, что Донбассу нельзя давать особый статус, будут голосовать за все его основные положения – и "народную милицию" из местных жителей, и особые экономические отношения с Россией, и русский язык, и назначение прокуроров по согласованию с местными властями.
Парадокс в том, что на сегодняшний день, пожалуй, для мирного процесса на Донбассе даже было бы лучше, если бы Рада провалила этот закон. За семь лет он окончательно превратился в фиговый листок, которым власть прикрывает свое нежелание делать реальный шаги для мирного урегулирования. Если сорвать этот листок, весь мир увидит, чем является украинская власть на самом деле, и де юре станет ясно то, что происходит де факто: срыв Минских соглашений по ее вине.
Но именно для того, чтобы этого не произошло, Банковая сделает все, чтобы ее "слуги" проголосовали за особый статус, который они давать не намерены.
Меркель ушла. Курс остается
В Германии вчера произошло историческое событие: Ангела Меркель покинула пост канцлера. Женщина, которая фактически формировала политику Евросоюза в течение пятнадцати лет, уходит с политической арены.
Фрау Меркель сыграла в судьбе Украины неоднозначную роль: с одной стороны, была инициатором отказа нашей стране в плане действий по членству в НАТО и Минских соглашений, прекративших активные боевые действия на Донбассе, с другой – откровенно поддерживала Евромайдан, ставший причиной конфликта на востоке.
Но с точки зрения немецких избирателей она, безусловно, была сильным политиком: защищала экономические интересы страны (а значит – и доходы каждого немца), не боясь даже конфликта с США (как в случае с "Северным потоком - 2"), расширяла влияние Берлина в Евросоюзе (ставшее к 2021 году подавляющим) и при всем этом ни разу не попала в серьезный коррупционный скандал.
Увы, Украине о таком политическом лидере остается только мечтать. И не случайно отношения между Киевом и Берлином в последние годы стали весьма прохладными: в украинской власти уже давно нет политиков, которые понимали бы, что защита экономических интересов – это и есть основа национальной безопасности. Не говоря уже о том, что в украинской власти днем с огнем не найдешь политиков, не замешанных в коррупции.
Неизвестно, каким канцлером окажется социал-демократ Олаф Шольц, но со всей очевидностью можно утверждать одно: новое германское правительство не даст Банковой ничего из того, чего она хотела от Меркель, но не могла получить. То есть "все будет как при бабушке". Или даже еще хуже для украинской власти.