Фото: Телеграм-канал Закарпатской ОГА
Фото: Телеграм-канал Закарпатской ОГА

Закарпатье, как самая западная область Украины, остается, возможно, наиболее спокойной во время войны. Хотя все, конечно, относительно: здесь тоже постоянно объявляют воздушную тревогу, в больницы доставляют раненых из зоны боевых действий, власти заявляют о пойманных диверсантах и попытках спровоцировать в крае межнациональную рознь. Часто в местных сводках новости о боях с участием 128-й отдельной горно-штурмовой Закарпатской бригады, состоящей в основном из выходцев из региона. Сообщается об успехах и, к сожалению, потерях.

Тысячи беженцев нашли временный приют на Закарпатье. По подсчетам местных властей, по состоянию на 21 марта на территории области находятся приблизительно 220 тысяч бежавших от войны человек.

Очень много и тех, кто через Закарпатье выезжает за границу. По данным пограничной службы, к 20 марта через КПП в области выехали почти 536 тыс. человек.

Но для тех, кто хочет остаться в Закарпатье, главный вопрос - жилье. Как и везде по Украине, закарпатские власти приспособили под временное пристанище и пункты питания социальные объекты - школы, общежития, спортзалы и т.д. В общей сложности более 600 пунктов. Жильем может быть и общее помещение, в котором размещаются несколько семей, а также офисные помещения, специально переоборудованные под нужды приехавших. В последних, как правило, есть все (горячая/холодная вода, душевая кабинка, стиральная машина), но с кроватями чаще всего туго - в основном вместо них раскладушки или матрасы. 

В подобных непростых условиях живут люди, которые не могут найти или позволить себе отдельную жилплощадь. Конкретно в Ужгороде, по словам местного мэра, в приспособленных помещениях проживают более 5 тысяч человек. Вообще в столице области сейчас около 30 тысяч переселенцев. То есть большая часть снимают жилье у частников.

Днем с огнем

Однако еще попробуй найди его. Повезло тем, кого приняли родственники или знакомые. Другие понадеялись на сайты поиска недвижимости и чаще всего зря. 

Специализированные сайты переполнены объявлениями о сдаче квартир в Ужгороде по 4,5-5 тысяч гривен в месяц. Хотя, по данным krysha.ua, средняя реальная цена аренды в городе порядка 14,8 тысячи.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что таких дешевых вариантов, как рекламируются, нет. К примеру, как сказал нам брокер рекламируемой им квартиры на проспекте Свободы в Ужгороде площадью 52 квадрата за 4159 гривен в месяц, «нет в наличии». Но можно оставить заявку, и он попытается подыскать другие варианты. Правда, будет уже дороже, ориентировочно 15 тысяч.

То есть квартиры по бросовой цене— это банальная «замануха» местных риэлторов. Есть и откровенно мошеннические случаи, когда просят предоплату на карточку, а то, мол, на квартиры сейчас большой ажиотаж и «выгодный вариант» может уйти. 

В Фейсбуке в группе «Аренда квартир Ужгород без посредников» людей предупреждают — никому не давайте предоплату, не перечисляйте деньги на карту. Также те, кто попался на уловки мошенников, публикуют черный список «риэлторов» и их телефоны. Николай Чередниченко пишет, что у него выманили 15 тысяч гривен.

Также люди жалуются, что им предлагают квартиры по одной цене, а когда приезжают на место, то стоимость уже резко вырастает. Особенно такие уловки в ходу по селам Закарпатской области. Хозяева договариваются с переселенцами и даже приезжают встречать их на вокзал. По факту оказывается, что жилье не соответствует ни заявленному описанию, ни цене. К примеру, Елена Морозова жалуется, что им вместо обещанных 1,5 тысячи гривен в месяц, предложили «сарайчик» за 1,5 тысячи долларов. А после отказа селиться хозяин начал требовать 500 гривен, за «услуги такси».

К слову, многие дома на Закарпатье сейчас сдаются от тысячи долларов в месяц, что в 2-2,5 раза дороже, чем до войны. При этом речь идет отнюдь не об элитных вариантах. Ценники на современные коттеджи еще выше - в районе 2 тысяч долларов и больше. И свободных вариантов не так много.

В предложении по Закарпатью достаточно много койко-мест. Цена — 350 гривен в сутки или, если селиться на месяц, 270 гривен в сутки.

Итого реальные цены в Ужгороде стартуют на однокомнатные квартиры от 11,5 тысячи, двухкомнатные - от 14,5-15, трехкомнатные - от 17-18 тысяч. Большая часть квартир предлагается в пределах 15-25 тысяч гривен. Квартиры в новостройках - от 800-1000 долларов.

В Мукачево однокомнатная - от 9-10 тысяч, двухкомнатная - 10-12, трехкомнатная -13-15. 

Небольшой дом на 2 комнаты в Мукачево - 15 тысяч гривен, дом на 3 комнаты с хорошим ремонтов 1,4 тысячи евро. 

Цены и помощь 

Продукты в Закарпатье в целом подорожали с начала войны, но по одним позициям скачок цен заметен, по другим минимальный. Чуть дороже, например, молочка. Если в столице молоко в пластике доходило до 30-35 гривен за 900 мл, то здесь до 35-40 гривен. То же самое по йогуртам, ряжанкам и кефирам. В среднем дороже и крупы. А вот мясо практически на уровне киевских довоенных цен. Куриное филе и фарш - 120-130 грн/кг, свинина - в районе 100 грн/кг. 

В одном из супермаркетов ужгородской сети висит объявление: "Извините, но в связи со сложившимися обстоятельствами акции (то есть уценка - Ред.) в нашей сети не проводятся".

На самом деле снижение цен случается. И пустые полки тоже не редкость из-за срывов поставок, как объясняют продавцы. 

На взгляд ассортимент в местных сетях пострадал от войны меньше. В них часто встретишь заграничные товары: словацкие, польские, венгерские. А вот магазины общеукраинской сети "Сильпо" в Ужгороде представляют собой печальное зрелище (если сравнивать с довоенным временем). Но в принципе основной набор продуктов здесь купить можно - есть мясо даже нескольких видов.   

Для беженцев в Ужгороде работают пункты питания. Кстати, по этим же адресам чаще всего находятся точки, где все желающие и благотворительные организации приносят и оставляют вещи: одежду, обувь, детские вещи, игрушки, подгузники, детское питание и т.д.

С первым же пунктом, где накормят, приехавшие встречаются прямо на вокзале. Пассажиров встречают волонтеры и объясняют, где те могут поесть, подобрать себе что-либо из одежды, рассказывают, куда есть возможность уехать дальше или организовывают ночлег. 

Ужгород

Фото: Страница мэра Ужгорода в Фейсбуке Богдана Андреева

Виктория Сулима из Ужгорода с семьей помогает переселенцам с первого дня войны. Она пропадает на ж/д вокзале почти ежедневно. По ее словам, в последние дни стали приезжать меньше людей, но это обычно признак того, что через день-два будет наплыв.

"Есть люди, которые сразу ищут что-куда, а есть те, которым сначала надо прийти в себя. Они с поезда, но в таком состоянии, что не понимают, как они здесь оказались. Когда их спрашиваешь, куда вы хотите ехать дальше, они отвечают, что не знают. Говорят, что просто сели в поезд до конечного пункта к кулечком одежды, а иногда и без. Практически все из приехавших очень проголодались и с удовольствием идут в пункт питания. Там предлагают горячие блюда, чай, кофе… Многие, кто тут поселяются, берут бесплатные талоны и едят 3 раза в день. Кормят здесь полноценно, как и в других пунктах питания", - рассказала Виктория "Стране". 

Недостроенный отель на набережной реки Уж превращен в пункт питания беженцев и сортировку "гуманитарки". Над входом "растяжка" - "Гастрономический батальон Закарпатья". В большой столовой, где одновременно могут обедать человек 200, официант подходит к столику на четверых посетителей и принимает заказ. Из первых блюд борщ, суп, уха. Из горячих вторых картофель с подливой, капустным салатом и конвертиком лаваша с сыром или то же самое, с рисом. Все вкусно. К чаю и кофе бутерброды и сладости. Обстановка спокойная, доброжелательная. Это иногда способно сыграть злую шутку. У кого-то из беженцев вырываются спрятанные эмоции. Человек плачет, выбегает из-за стола.

Волонтеры спешат на помощь. "Не все психологи, конечно, действуем по интуиции. Когда видишь, что у человека трясутся губы, то сначала берешь его за руку, потом обнимаешь. Многим надо просто поплакать", - рассказывает нам Виктория Сулима.

У каждого приехавшего своя непростая история. 

"Вчера, например, приехали из Запорожья две пожилые женщины. Они тяжело восприняли поездку. В их плацкартном купе было 14 человек и двое маленьких детей. Они ехали двое суток и спали на полках по часу, чередуясь с остальными. Они были не в себе. Я позвонила одному из волонтеров, и он взял их к себе домой, а не в школу. Хотя большинство приезжих не смущают ни школы, ни садики. Им главное, чтобы было тепло и был матрас, чтобы выспаться. Еще вчера мужчина начал падать за стоячим столиком. Сначала подумали что пьяный, а он сказал, что приехал из зоны тяжелых боев, не спал пять суток. Его попросили присесть. "Дайте матрас, я лягу хоть на улице", - только сказал он", - рассказала волонтер.

Многие из тех, кто приезжает "на пустое место" и не имеют возможности или не видит смысла оставаться здесь, сразу узнают за возможность уехать за границу. Некоторые едут в тот же день.

На Ужгородском ж/д вокзале чаще всего стоят несколько автобусов, которые сразу везут за границу. 

Сперва были только Словакия, Венгрия, Польша. Сейчас волонтеры предлагают еще Чехию, Хорватию, Германию.

"Вчера коллега-волонтер помог женщине, которая только приехала, оформить бесплатный авиабилет до Афин на послезавтра, - рассказывает Виктория Сулима. - Хотя многие хотят остаться в Закарпатье. Еще больше говорят, что хотят вернуться и будут отстраивать разрушенные города".

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться