Накануне состоялись выборы в Европарламент. В частности, президент Франции Эмманюэль Макрон, чья партия проиграла на выборах в Европарламент, уже распустил Национальное собрание и объявил перевыборы.
"Страна" анализирует, как повлияют результаты выборов и поражение Макрона на войну в Украине.
1. Формально расклад сил в Европарламенте изменился не существенно. По-прежнему большинство мест из 720 у центристских партий, которые и ранее управляли ЕП. По предварительным данным, Европейская народная партия нынешнего главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен берет 181 мандат (по другим оценкам 191), левоцентристская группа социалистов и демократов получит 135 кресел, у либеральной группы Renew 83 места. Плюс еще 53 места у зеленых.
2. В то же время у правых сил произошел прирост. Две правоконсервативные группы ЕП –Европейские консерваторы и реформисты (туда входят, в частности, "Братья Италии" премьера Мелони и "Право и справедливость" польского президента Дуды) и "Идентичность и демократия" (там в том числе "Национальное объединение" Марин Ле Пен и австрийская Партия Свободы) взяли, соответственно, 71 и 58 мест. Кроме того, по прогнозам, 14 мест в Европарламенте получит не входящая ни в одну из групп немецкая АдГ. Также ни в одну из групп не входит победившая на выборах в ЕП в Венгрии партия ФИДЕС премьера Орбана.
"Главные победители этих выборов - две радикально правые группы, - прокомментировал итоги выборов "Немецкой волне" аналитик Европейского совета по международным отношениям Павел Зерка. - В совокупности, включая такие внефракционные партии, как АдГ и ФИДЕС, они, похоже, близки к тому, чтобы преодолеть порог в одну треть мест, что позволит им препятствовать принятию законов Европарламентом".
3. При этом нужно понимать, что правые партии солидарны плюс-минус относительно вопросов ограничения миграции и отстаивания традиционных ценностей, но в отношении Украины их позиции серьезно отличаются. С одной стороны, есть польская "Право и справедливость", которая выступает за увеличение помощи Украине. С другой стороны, есть австрийская Партия свободы и немецкая АдГ, а также Орбан, которые выступают против помощи Украине и за прекращение санкций против России. Кроме того, есть позиция Мелони, которая заключается в том, что Украину нужно поддерживать, однако страны НАТО и ЕС ни в коем случае не должны втягиваться в войну с Россией, и вообще стоит уже подумать о мирных переговорах. Позиция Ле Пен находится где-то между позицией Мелони и позицией Орбана.
4. То есть правые партии не будут единым фронтом выступать против помощи Украине. Однако, во-первых, число противников этой помощи в ЕП станет больше, что, безусловно, будет влиять на дискуссии на эту тему как в евроструктурах, так и на уровне отдельных стран ЕС. Во-вторых, выборы зафиксировали усиление раскола внутри Евросоюза между правящим центристским мейнстримом и правыми группами. Это будет сказываться на всех аспектах политики ЕС и отдельных стран-членов, погружая их во внутриполитическую войну и отодвигая на второй план вопросы внешней политики, такие как помощь Украине. К чему это может привести, все видели на примере противостояния между республиканцами и демократами в Конгрессе США, которое на полгода задержало выделение помощи Украине. Безусловно, в Европарламенте ситуация совершенно иная, так как у центристов остается большинство. Но и там возможны трения по разным вопросам. Например, по поводу формирования кадрового состава руководящих органов ЕС. Здесь позиции у двух крупнейших фракций центристов – Европейской народной партии и социалистов - совпадают далеко не во всем. Все это может процесс принятия решений в ЕС (и без того небыстрый) серьезно застопорить.
5. Но главное последствие выборов, которое перекрывает все остальные – это разгром партии Макрона во Франции и объявление вслед за этим президентом досрочных выборов в парламент. Это событие может иметь очень значительное как символическое, так и практическое значение. С февраля этого года Макрон стал символом радикальной линии в отношении участия Запада в войне в Украине. Выступал за отправку войск НАТО, требовал снять все ограничения на использование оружия, отмечался крайне грозной риторикой в отношении Москвы и призывал не идти с РФ ни на какие компромиссы, а воевать до победного конца.
За это его резко критиковала Ле Пен, обвиняя в попытке втянуть Францию в войну. По итогу партия Ле Пен набрала в два раза больше голосов, чем партия Макрона. И хотя понятно, что не только (а, возможно, и не столько) позиция президента по украинскому вопросу привела к такому результату, но символически это выглядит как вотум недоверия со стороны французов Макрону с его призывами к расширению участия в войне в Украине. Практическое же значение это будет иметь, если в ходе выборов парламента во Франции сменится правительство, и оно будет оппозиционно Макрону. Такой вариант является вполне возможным, хотя Макрон и попытается сыграть наверняка на разнородности левой и правой оппозиции и, используя особенности французской избирательной системы, провести своих кандидатов во втором туре, как это было на прошлых выборах.
Однако сейчас рейтинги партии президента упали столь низко, что такой "хитрый план" может и не сработать. При этом и левые, и правые противники Макрона осуждали его призывы к вводу войск в Украину, поэтому новый парламент, в котором их позиции однозначно усилятся, может стать сильным тормозом для любых радикальных инициатив президента по войне в Украине. Если же Макрон по итогам выборов потеряет контроль над парламентом, а следовательно, и над правительством, то это может привести к серьезному политическому кризису во Франции, а, возможно, и к досрочной отставке президента.
Исходя из всего этого возникает все больше вопросов, с какой целью Макрон накануне выборов в ЕП так усиленно продвигал радикальную повестку по Украине, хотя было очевидно, что большинство избирателей ее не поддерживают и оппозиция таким образом получает очень сильный козырь против президента. Четкого ответа на этот вопрос нет. Кроме разве что конспирологической теории о том, что некие силы поставили перед Францией задачу постепенно готовиться к прямому участию в войне в Украине против РФ. Этим силам Макрон не мог прямо отказать, а потому, чтобы "пропетлять", и разыграл комбинацию: внезапно-радикальными заявлениями о вводе войск отпугнул избирателей, обеспечил разгром своей партии на выборах, затем объявил досрочные выборы в парламент с перспективой проиграть и на них, после чего разведет руками перед ставившими задачу силами и скажет: "я пытался, но не смог - народ против". Впрочем, никаких подтверждений и эта конспирология не имеет. В реальности вектор развития ситуации во Франции покажут итоги парламентских выборов.