О Белоруссии, и не только
Этот фрагмент я взял из собственного комментария, решил дать ему "вторую жизнь".
***
У вопроса "Что делать?" есть важное уточнение "кому - что делать?".
Лукашенко в Беларуси - 26 (!) лет у власти. Последний год, не скрывая, возит с собой молодого инфанта-преемника.
Консервативное благополучие, которое было привлекательно лет 10 назад, и устраивавшее поколения 70-х-90-х, превратилось в новый "бедный застой". Молодежь городов, жадно листая интернет, тоже оказалась в плену "пост-индустриализма", недаром же Лукашенко всех грозил "в поле на работу" отправить. Политика Беларуси политически не структурирована, публичное информационное пространство застряло в 90-х.
У Лукашенко было два гипотетических варианта "обойти" кризис авторитаризма. Первый - уступить Путину еще в 2019м и не участвовать в выборах, согласовав кандидатуру преемника. Но этот вариант означал и уступки по приватизации российским капиталом белорусской промышленности и инфраструктуры, чего Лукашенко и К не хотели допускать, и с выгодой для себя торговались с Китаем. Второй вариант - готовиться к выборам вместе с полит-реформой. В Белорусии двухпалатный парламент с привязкой верхней палаты к регионам, а нижняя палата - мажоритарная и практически "марионеточная". Правительство - "под каблуком" президента. Усиление роли партий (напр, политические коалиции в нижней палате) и более либеральный режим формирования правительства могли бы спустить "анти-авторитарный пар" и дали бы стимул партстроительству.
Но - ни то, ни другое. Жадность фраера губит. Жестокое подавление протестов - травма, которая еще даст о себе знать. Побоища и задержания рождают новых героев и задают новый коридор борьбы с режимом. А на одной китайской поддержке далеко не уедешь, слишком большое напряжение за "модальность" евразийской интеграции. Россию явно не устроит "китаизация" Белорусии и торможение проекта союзного государства.
Дальнейшие протесты будут разворачиваться не только с лозунгами "анти-авторитаризма", но и с все более актуальной идеей "новой независимости". Экономические забастовки, к которым толкают ведущие белорусские предприятия, могут качнуть финансовую сферу страны, ухудшить положение госкомпаний, создадут новые условиях для смены собственника.
Такой вот коридор. Можно выиграть время для Лукашенко, но долго силой держать ситуацию не получится. Скорее всего, будет комбинация - "особое положение", "оттепель" с инициативами "демократизации" (напр., выпуск пара с перевыборами парламента и политреформой), китайские стабилизационные кредиты и допуск Китая к приватизации, поиск новой формулы "ШОС-союзное государство".
Русские будут осторожны, потому что термин "белоруссизация" для РФ приобретает совсем другую коннотацию).
p.s. перевороты и революции, конечно, - не стихийный шторм, а процесс со многими субъективными волями, центрами влияния, полит-инвестициями и пр. НИ ОДНО массовое событие в истории не проходило без "заговорщиков", "революционных тайных обществ", "внешних партнеров", "центров управления" и прочих проводников и заинтересантов. Один Людовик XVI с его "финансовой помощью революционным американским заговорщикам" в 18 веке чего стоит)! Не помогло, правда, казнили свои революционеры... Но - бунты и революции становятся возможно только тогда, когда созревают сами народные массы, когда уровень недовольства запускает "рефлексы революции", когда меняется мотивация и поведение людей. И никакой телеграмм-канал тут не в состоянии поднять массы, если сами массы не поднимутся. Это к болтовне о "маргиналах", "сценариях" и "манипуляциях". А ну ка попробуйте сами с помощью ТМ-канала на пустом месте тысячи людей под ОМОН бросить... Другое дело - подлецы и "мастера манипуляций", которые умело распоряжаются энергией масс. С этим украинцы сталкивались как никто.
Так что в любом случае имеем дело уже с другой Белоруссией, проснувшейся, измененной. И Лукашенко должен десять раз подумать - продолжать бить и сажать в застенки людей, превращая их в новых революционных бойцов, а свою армию и милицию - в "реакционные силы", или найти путь к гражданскому диалогу, потому что белорусское общество за несколько дней превратилось в массовое гражданское общество.
Или революционный бунт таки перерастет в революционный процесс.