Проблема судов, заваленных налоговыми исками и ждущих своего разрешения годами, не является чем-то сугубо украинским (хотя ситуация у нас аховая - за 7 месяцев текущего года судами рассмотрено лишь 15,7 тыс дел, а еще 78,6 тыс налоговых споров ожидают такового). Аналогичные проблемы существуют, например, в Бразилии. Там пробуют найти альтернативные решения проблемы. С 03.09.2020 года Федеральный Сенат рассматривает законопроект № 4468/2020 , что предусматривает введение специальной процедуры налогового арбитража. Если кратко:
- процедура доступна для разрешения налоговых споров, возникающих лишь ВО ВРЕМЯ налоговой проверки, однако до принятия (по нашему) налогового уведомления-решения (налоговики дают компании предварительный набор претензий, провоцирующий будущие доначисления по налогам и сборам);
- может быть запрошена как налогоплательщиком, так и налоговым органом (чиновникам, в случае сомнительности или революционности доначисления, иногда проще войти в процедуру, чем через пару лет искать виновного в своих рядах в негативном для налоговой службы решении суда).
Особо интересен процесс формирования состава судей для арбитража: первый судья - это судья выбранный налоговым органом; второй судья - назначенный налогоплательщиком, а третий судья (председательствующий) избирается по взаимному согласию первыми двумя судьями. Если договориться не получается, избрание главного судьи регулируют особые правила. Стороны могут оспорить назначение арбитра противоположной стороны в течение 15 дней. В ходе процесса любые проверки уплаты налогов, что стали предметом рассмотрения, запрещены. Окончательное решение должно быть вынесено таким судом в течение 12 месяцев, с возможностью продления по соглашению сторон, но не более 24 месяцев. Решения арбитражного суда будут иметь обязательную силу для сторон и предотвратят инициирование дальнейших административных и апелляционных разбирательств (является окончательным, кроме ряда случаев типа должностного преступления со стороны судей). Все процессы будут сопровождаются представителями Министерства финансов и прокуратуры.